Делюсь своими впечатлениями и мыслями по итогам прочитанных книг в отпуске.
(релаксирующий отчет про отпуск читайте здесь
http://slobodin.livejournal.com/11939.html и здесь
http://slobodin.livejournal.com/12269.html)
Это первая книга из четырех прочитанных
BIG DATA
A REVOLUTION
that will transform how
we live, work, and think
Отличная книга, дающая представление о том, куда движется мир и технологии в условиях, когда сбор, хранение и обработка огромных массивов информации становятся кардинально более дешевым и простым процессом.
BIG DATA - хороший и очень показательный пример перехода количества в качество - накопление большого объема данных, которые можно анализировать и использовать для разных целей (и хороших, и не очень) - и эта книга про это.
При этом есть книги, которые сразу ныряют в текущий предмет, концентрируясь только на нем. И это всегда проблема. Без корней, без понимания эволюции трудно понять и текущее положение вещей и будущее любых серьезных процессов.
Эта книга меня порадовала глубиной проникновения в тему - эволюция обработки и анализа данных от Древнего Китая и до современной практики лидеров использования новых возможностей Wal-Mart, Google, Amazon и других.
Из интересных наблюдений - до BIG DATA исследователи всегда впервую очередь пытались ответить на вопрос Почему? есть та или иная зависимость и пытались проверить ее статистическими данными и другими способами. В условиях наличия огромной фактологической базы вопрос Почему не является главным - главным является вопрос Что? - что реально происходит и какая фактическая зависимость и корреляция существует. Вопрос Почему для новых подходов не имеет большого значения. Не имеет значения для Wal-Mart ответ на вопрос Почему потребители американских магазинов перед ураганом больше покупают определенных тортиков причем с клубничным вкусом. Это фактическая зависимость выявленная на основе анализа огромных статистических данных и сопоставления данных по объявлению в СМИ предупреждений об ураганах и динамике продаж разных классов товаров. В результате - Wal-Mart в эти периоды перемещает "ураганозависимые" товары ближе к входу и добивается существенного роста их продаж. :)
А сеть Target по изменению профиля покупок на основе анализа огромной своей базы может с высокой долей вероятностью определять на какой стадии беременности вы находитесь (относится безусловно к нашей прекрасной женской половине) - и делать вам целевые предложения, соответствующие следующему этапу вашей беременности!!! Это лишь несколько примеров. Но в книге это не просто коллекция подобных интересных историй - это иллюстрации тех или иных технологий, возможностей и рисков, связанных BIG DATA.
В дело для анализа идет все - от лайков в Facebook и запросов в Google до информации об изменении температуры. Объединение различных данных из разных источников и их совместное использование создает огромные возможности для нахождения связанных (порою абсолютно неожиданных но подтвержденных статистически) зависимостей.
Что еще понравилось - в отличие от многих книг, которые продвигают какие-то идеи и не анализируют темных сторон этих идей и явлений - в этой книге целый раздел посвящен рискам, угрозам, моральным и этическим аспектам использования данных в целях сохранения конфиденциальности для конкретного человека, данные о котором попадают в "сети" как по его желанию, так и без него. Крайне чувствительный вопрос не обходится стороной, а анализируется с очень содержательной и ценностной точки зрения.
И здесь регулирование этого явления находится только в начальной стадии - и эволюция системы регулирования использования BIG DATA также рассмотрена в этой книге. Большой респект за всесторонний анализ вопроса. Заставляет задуматься о том, о чем даже не думал!
Эту книгу могу смело порекомендовать тем, кто занимается маркетингом, анализом данных и работает в пограничной между IT и маркетингом сферах. Но безусловно я бы рекомендовал и руководителям компаний, которые работают с большим количеством клиентов - это книга для них. Задает правильный идеологический тон и предупреждает о проблемах и рисках.
Из недостатков - книга на английском языке :) и насколько я знаю перевода ее нет.
И мало какой то серьезной графики и визуализации - это бы очень помогло в качестве и легкости восприятия
Общий итог
Содержание 5
Форма подачи информации 4
А вы что думаете про это новое явление в нашей жизни?
Какие возможности, проблемы и риски с этим связаны в бизнесе и в личной сфере?