Родина зарождения стрит-арта или наскальная живопись Сан-Франциско

Jan 28, 2014 09:01

В Сан-Франциско (Фриско) мне, по умолчанию, нужно было сделать три вещи. Обняться с братом, напиться и покататься на трамвайчиках, как любит Пенни из The Big Bang Theory и посетить место, по праву считающееся местом рождения стрит-арта - Аллею Бэлми. Первое и третье удалось. Гип Гип! Второе - почти. Пили мы не алкоголь, а кофе, т.к. сильно замерзли, а очередь на трамвайчики была такой длинной и нудной, что калифорнийские ветра выдули бы из меня не только алко, но и мозг. Они и выдули.

Я расскажу вам про свою третью удачу, но прежде спрошу. Скажите, попадая в новые для себя города, обращаете ли вы внимание на стрит-арт? Лично я всегда нахожусь в поисках наскальной живописи в  городских пещерах. Как-то мы провели с вами день в поисках рисунков Бэнкси в Лондоне. Сегодняшний день мы проведем в Сан-Франциско на улице - прародительнице направления уличного искусства - аллее Бэлми.



В 1960-е годы Сан-Франциско переживал эпоху хиппи, и даже стал эпицентром кипящей музыки, психотропных средств, творческой и сексуальной свободы. Самым важным событием эпохи хиппи стало Лето любви в 1967 году. В этот период тысячи хиппи со всего мира приезжали в район Хайт-Эшбери, чтобы отпраздновать свободу и любовь.



Этот уникальный феномен был сродни культурной, социальной и политической революции. Америка вошла в очередной виток борьбы за равноправие. Рисование на одной из Аллей в районе Мишн объединило людей, страдающих от дискриминации, в борьбе за свои права.



Стрит-арт - удивительное искусство. Это творчество изгоев, отщепенцев, детей из неблагополучных семей, у которых не было возможности платить за статус студента арт-колледжа.



Стрит-арт родился в самых темных и вонючих переулках, благодаря людям, у которых «не было будущего». Людей, которых не пускали в общество.



.


Район Мишн, где располагается аллея, считался центром неформальной культуры Сан-Франциско. Неудивительно, что в наши дни его облюбовали хипстеры. Сейчас здесь располагаются независимые галереи, анархистские книжные магазины, панк-сквоты, музыкальные лавки и секретные бары, куда не ступала нога туриста.



Так сложилось исторически, что Мишн населяли и населяют, в основном, латиноамериканцы. Чикано, как их тогда называли. В прошлом веке быть чикано было не круто.



«Быть чикано означало быть темнокожим маргиналом, с которым обращались как с иностранцем в его собственном доме, от которого ожидали исполнения самой грязной работы и который ничего не мог требовать взамен от общества, в котором он влачил своё существование», - цитата из вики писательницы-чикано Аны Кастильо.



Куда еще было идти художникам чикано, не имевшим возможности выставлять свои работы в галереях, как не на улицу? Талантливые люди были вынуждены выйти на улицу, где холстом для них стали стены городских построек.



Это было протестом, политическим манифестом, возможностью выразить своё право на жизнь, творчество, свободу.



Ещё одна форма выражения протеста в виде инсталляции из лысых кукольных голов. Впечатлило



Общий вид



Как ни странно, первыми, вооружившись красками, выступили женщины. Несколько чикано-художниц объединились в группу MujeresMuralistas (исп. ‘женщины - настенные живописцы'), чтобы доказать, что женщины способны на художественный жест, равноценный «мужскому» искусству.



Мало того, что чикано, так ещё и женщины. По тем временам вообще разрыв шаблонов. Рисовали сначала на гаражных воротах, потом в ход пошли и стены.



Их работы не воспринимались как искусство - на заборе рисовать может каждый. Вон, Том Сойер тоже заборы раскрашивал ;) Сегодня выходцы из стран Латинской Америки снискали титул «королей» настенной живописи. И королев



Через 12 лет - в 1984 году художник Рэй Пэтлен даёт вторую жизнь данной затее. Он собирает тридцать уличных художников, которые за 9 месяцев создают 22 работы.



Все работы объединены одной основной идеей - нарушение прав человека и протест против вторжения на земли коренных жителей Америки.



Фрески, созданные художницами-чикано, дополнялись новыми деталями. Смешение проблем прошлого и настоящего.



Так зародилось лоуброу ((lowbrow) движение - искусство аутсайдеров. Образное название, буквально означавшее «низкопробный, неителлектуальный».



Детали одной работы



К данному направлению можно причислить художников, в духе комикс арта, уличного искусства, тату-арта, иллюстрации - всего того, что традиционно не считалось искусством.



Выпуклые уродцы



На становление лоуброу арта повлияли панк-музыка, поп-искусство и другие субкультуры.



И, быть может, цивилизации =)



В эту картинку, как в иллюзию, я смотрела минут 7 =) Искала подвох



Эти работы имеют спонтанный характер, практически не зависящий от культурных шаблонов.



Именно аллея Бэлми и соседняя аллея Клэрион, появившаяся на двадцать лет позже, изменили отношение американского общества к рисованию на улице: стрит-арт перестали считать вандализмом - он стал формой общепринятого вида искусства.



Манифест аллеи Клэрион гласит: «Вдохновленные идеей аллеи Бэлми и настроенные на борьбу за бóльшую творческую независимость, мы собрались вместе, спросили разрешения у соседей и мэрии. Так начала своё существование аллея Клэрион - место, созданное для того, чтобы быть свободным».



Сейчас картины аллеи дополнены работами, выражающими также протест сексизма, расизма, домашнего насилия, войн, утверждение равенства и уважения для всех этнических, гендерных, сексуальных меньшинств.



По аллее водят школьников, студентов художественных колледжей и проводят любительские экскурсии. А на пересечении улиц Мишн-стрит и 16-ой можно часто увидеть собрание поэтов, музыкантов и художников. Быть может, это они?



А я не встретила художников, зато встретила мистера Монитора.



Опять же вспомнила, как в Лондоне на перекрестке в ожидании такси стоят мистер Холодильник.



История Аллеи Бэлми в Сан-Франциско помогла «легализовать» рисунки на стенах города. Вскоре после успеха Бэлми-стрит, в 1977-м году, художники Сьюзан и Луис Сервантес, принимавшие также участие в проекте, создали организацию Precita Eyes Muralists Association. Основанное на началах открытости и содружества, это сообщество призвано сводить уличных художников с их потенциальными заказчиками. Сейчас занимаются реставрацией изображений, создают новые фрески и проводят экскурсии.



Мы на экскурсию не попали, хотя, я бы с удовольствием послушала историю этого места из уст тех людей, кто причастен к её созданию. Такие экскурсии проходят, преимущественно, по выходным.



С появлением PrecitaEyes люди перестали видеть в стрит-арте вандализм, стрит-арт стал народным искусством. Теперь общественные и правительственные организации больше не боятся рисунков на стенах и обращаются к художникам за помощью, если им нужно украсить фасад. Кошечками =)



Примером такого сотрудничества стало «Женское здание» на Мишн-стрит, оформленное в 1994-м году.



Удивительное здание. Только его можно разглядывать несколько часов подряд )



Ещё


Сейчас почему-то с горечью вспомнила о рисунках Бэнкси в Лондоне, которые так безжалостно закрашивали. А, когда к художнику пришла известность, пытались сохранить работы - закрывали рисунки стеклом, но и это не спасло их от вандализма.



Вскоре примеру Фриско последовал Нью-Йорк: там был реализован похожий проект La Lucha Continua Art Park ( исп. Художественный парк «Непрерывная борьба»). После «легализации» уличного искусства  для многих американцев термин «стрит-арт» приобрел совсем иной оттенок.



Надеюсь, вы не заскучали, потому что я хочу показать вам еще несколько картинок



.


.


.


.


.


А, чтобы вы поверили, что я была в Сан-Франциско и ничего не выдумала, вот вам фото доказательство и привет =) большооооой!



путешествия, фотокарты, репортаж, стрит-арт, США, моЁ, Сан-Франциско

Previous post Next post
Up