Эстонский дирижёр Пааво Ярви. Взято с paavojarvi.com Фото: Приска Кеттерер
Как ни крути, а дирижёр Пааво Ярви напоминает одного чиновника из ФСБ эпохи Аллы Пугачёвой. Правда, со мной мало кто согласен. Это, вероятно, потому что на самом деле внешность Ярви находится где-то посередине между этим самым чиновником и моим собственным отцом. У меня привязок больше.
Click to view
Эта запись финала 3-й симфонии Сен-Санса мне очень нравится. Во-первых, утром она может дать прекрасный заряд бодрости. Во-вторых, мне действительно нравится, как Ярви там дирижирует. Один только жест, которым он начинает финальную часть, чего стоит. Открытый и полный уверенности в своих музыкантах. За чиновником из ФСБ я такого не припомню.
Ван Эйка в России каждый школьник узнает
Зато наш герой известен ещё и в мире живописи. Благодаря ему в России все знают, кто такой ван Эйк: это художник, который писал его лицо всем своим персонажам, включая женщин и детей. Из-за этого, увы, многие так и не узнают, что у голландского живописца есть достижения, выходящие далеко за рамки случайной схожести с одним нашим современником. А ведь это он ввёл в обращение масляные краски!
В белом венчике из роз с впереди Исус Христос
В белом венчике из роз с впереди Исус Христос. Собор в Вердене, Франция. Фото взято на petit-patrimoine.com
Ван Эйк был не единственным любителем изобразить нашего чиновника. То в соборе французского города Нанси мне попался витраж со знакомым лицом, но в женском платье, то в Москву привезут выставку знаменитого художника-иллюзиониста Маурица Эшера. Иллюзия действительно хороша: под портретом написано, что это жена живописца, а если посмотреть на само полотно, так опять знакомое лицо.
Под картиной написано: портрет Йетты Эшер, 1925 г.
Особую пикантность этому совпадению придавало то обстоятельство, что организатором выставки был кто-то из окружения нашего чиновника, а по времени выставка пришлась на расцвет Болотного движения.
Полная иллюзия! Йетта Эшер
Про 3-ю симфонию Сен-Санса, Органную, у меня тоже есть история. Когда я жил во Франции, я пел в прекрасном коллективе
COGE, что означает «Хоры и оркестры высших школ». Коллектив был таким замечательным, что, даже вернувшись в Россию, я продолжал выступать с ним на концертах. В Москве готовился, там выступал. И году в 2012-м случился у них юбилей, тридцать лет. По этому случаю было решено дать концерт не в одной из парижских церквей, как обычно, а в
зале Плейель, едва ли не на самой престижной сцене в стране. Программа выступления - сплошной Сен-Санс: хор поёт его Реквием, оркестр играет его 3-ю симфонию.
Надо сказать, что это не та музыка, которую любительские коллективы играют каждый день. Там нужен большой оркестр с дополнительными инструментами, в частности, с органом и роялем (а ещё четыре литавры и т.д.). Для этого нужно арендовать и привезти инструменты и пригласить музыкантов - всё это стоит дорого. И на это музыканты-любители тем менее охотно раскошеливаются, что пианистов на 3-ю симфонию нужно двое, но задействован рояль только в третьей и четвёртой частях и звучит в общей сложности с минуту, причём второй пианист играет и вовсе несколько тактов в финале. Помню, оргкомитет хора даже посчитал, во сколько обходится каждый сыгранный такт на фортепиано. Но тут - юбилей, так что можно себе позволить.
Такой концерт - большой праздник и большая ответственность. В итоге все переволновались и всё пошло наперекосяк. И кульминацией стал как раз момент в финале симфонии, когда оба пианиста играют в четыре руки. Они почему-то взяли темп, совершенно отличный от темпа остальных музыкантов, и очень быстро стало хорошо слышно, что происходит что-то не то. Когда это дошло и до самих пианистов, они подняли глаза в сторону дирижёра и увидели на себе её испепеляющий взгляд. После этого они потерялись совсем, но тут наступил хэппи-энд: партия рояля закончилась.
Больше всего мне жалко второго пианиста. С одной стороны, большая гордость: играть на рояле в зале Плейель. С другой стороны, ты делишь эту честь с кем-то ещё. Ну ладно, фортепиано в четыре руки - тоже хорошо. Дальше, ты играешь всего несколько секунд - ну ладно, композитор так написал. Но за эти несколько секунд ты заваливаешь всё исполнение - и это просто epic fail.
Впрочем, пианисты - те хотя бы были любителями, но вот органист был профессионалом. Это, однако, не помешало ему случайно облокотиться на клавиатуру органа, когда он должен был молчать, а исполнялся в этот момент очень тихий и спокойный пассаж. Орган же был включен на полную мощность…
В общем, большой праздник - это большая ответственность, и на старуху бывает проруха.
Эстонский дирижёр Пааво Ярви. Взято с paavojarvi.com Фото: Йонг Бин