Блокада

Nov 28, 2012 21:54

Я хочу ввести в своем блоге новую традицию, согласно которой перед прочтением поста нужно включить звук предложенного мною сопровождения к записи, - так мы сможем быть значительно ближе друг к другу. Сегодня пост у нас особый. И в предисловии я хочу показать вам видео. А дальше читать будем уже под катом (нажать на предложение, написанное сразу под окном видео-вставки).

image Click to view




Второй свой прогулочный питерский день я посвятил посещению государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Вообще - собирался посетить Невский пятачок, но день у друга был рабочим, а ехать туда довольно далеко. Планы перенес на весну, ограничившись на этот раз Петербургом без окрестностей.

Пешком от Невского добраться не только несложно, но и интересно. Но дорогу разбирать сегодня не будем.

Вот он, нужный нам дом. Город Санкт-Петербург, Соляной переулок, дом 9.





В 1952 году тогдашний музей обороны Ленинграда словно живой человек попал в число репрессированных в связи с "Ленинградским делом" и закрылся. На момент закрытия экспозиция музея занимала 37 залов в нескольких зданиях. Впоследствии большинство экспонатов было бездушно уничтожено, а уцелевшая их часть скрылась в запасниках. Сегодняшний музей, восстановленный лишь в 1989 году - это небольшой холл, гардеробная и один (!) зал - размером с баскетбольную площадку.

Я видел в Питере множество пафосных табличек с подписью "ГАЗПРОМ - ГОРОДУ".

- Хлеба и зрелищ! - восклицала древнеримская публика.
В блокадном Ленинграде люди молили только о хлебе.
В Петербурге современном на зрелища тратят нещадно. После посещения музея я долго пересчитывал, сколько витселей будет стоить дополнительная площадь, чтобы изъять из фондохранилища хотя бы половину того, что скрыто от нашей вечно неблагодарной памяти.

Продай дачу! Восстанови музей!

ГАЗПРОМ мне об этом просить, что ли.

Огромное количество бессловесных свидетелей ленинградской трагедии сегодня тихо гниет в хранилищах, в то время как государство тщетно пытается соорудить новую национальную идеологию из ничего. При этом, имея для нее все, что нужно.



В холле - музейная тишина, касса и пара витрин. По пути в гардероб - несколько крупнокалиберных немецких снарядов. Тех самых, варварски выпущенных по осажденному Ленинграду... Несколько затягивая процедуру выдачи номерка, разговор со мною завязывает старушка-гардеробщица. Я постеснялся спросить о ее принадлежности к числу переживших блокаду ленинградцев, но показалось, что она именно из этого числа.

Выяснив, что я - посетитель индивидуальный, она дала мне главный совет этого дня - срочно присоединиться к экскурсии с группой, которая началась несколькими минутами ранее, перед самым моим приходом. Это была очень хорошая возможность освежить память и узнать что-то новое. А если быть до конца честным, то много нового. Конечно же, я срочно последовал ее совету.

И нагнал группу вот здесь, у воспроизведения маленькой ленинградской комнаты времен Великой Отечественной:



Дальше экскурсию сопровождал стук ленинградского метронома...



...125 блокадных граммов хлеба, выпеченного из пережженной муки, целлюлозы, опилок, овса и шелухи. Все родительские подзатыльники за детское баловство с хлебом имеют ленинградские корни. Я тоже не позволяю своему ребенку играть с хлебом. Надеюсь, что и вы не позволяете.



Экскурсовод был приятный молодой человек. Наверное от того, что я слушал особенно жадно, он постоянно смотрел на меня. Как артист в зале, который выбирает "своего зрителя".

Но отчего-то мне показалось, что... не через сердце это все пропущено. Все хорошо, рассказ складный, интересный, но чего-то не хватает... едва уловимых ноток душевности, что ли. Словно ты слушаешь и человека хорошего, и отличника в своей области, но что-то не так. Впрочем, тяжело умирать и воскресать несколько раз в день... А сам рассказ был хорошим.

Леденящий душу документ (кому интересно, могу показать фото в оригинальном размере - там более менее понятен текст)...



Импровизированный блиндаж. Стенды, посвященные морякам. Летчикам. Пехотинцам.

Помним. Обязаны помнить.









Автомат ППШ. С таким вот, только деревянным, я в детстве играл в войнушки. Диск для него мне выпиливал папа.



[ Сайт музея: информация, время работы, расценки, хроники ]





И ленинградские дети. Бойцу в подарок.



Среди экспонатов музея нет дневника Тани Савичевой. Насколько я понял из объяснения экскурсовода, оригинал дневника не выставляется вообще нигде, а его копию можно найти в Артиллерийском музее. Хотя место ему - именно здесь...



ЗАБ - зажигательная авиационная бомба, или просто "зажигалка". Сколько их было сброшено?..





Ладога. Дорога жизни.



В завершение всего пройденного, старушка в гардеробной дала мне переснять список литературы о блокаде. А узнав, что я жил в Киргизии, спросила, что за яблоки у нас такие вкусные? Большие, бордовые, в мелкую крапинку... "Его съешь, а запах еще полчаса на руке ощущается..."

Я так и знал, что она причастна.



К своему стыду, я не знаю, что это за яблоки. Хотя точно понял, какие яблоки она имела в виду. Для меня, родившегося в мирное время, эти яблоки кажутся очень жесткими. Они никогда мне не нравились.

туризм, война, социо, Питер, фото, день победы, впечатления

Previous post Next post
Up