Читая "Критику буржуазной политической экономии" И.Г.Блюмина

May 30, 2021 15:57

...небольшой конспект для себя...

Субъективная школа представляет собой разновидность вульгарной политической экономии. В отличие от классической политической экономии, которая изучала внутренние зависимости буржуазного общества, вульгарная экономия:
  1. топчется в области внешних кажущихся зависимостей, т. е. она рассматривает явления такими, какими они выступают на поверхности.
  2. не отличается научной добросовестностью. Вульгарные экономисты занимаются преимущественно сознательной апологией, т. е. оправданием капитализма.

По мере роста капиталистических противоречий,-писал Маркс,- буржуазная политическая экономия становится все более и более апологетической. Задача оправдания капитализма стала центральной задачей для буржуазных экономистов.

Первый этап эволюции вульгарной экономии характеризуется тем, что она свой основной удар направляет против утопического социализма.
Второй этап уже связан с появлением работ Маркса, в особенности с появлением «Капитала». В середине 70-х годов XIX в. возникает ряд новых школ, непосредственно боровшихся с марксизмом. Одной из таких школ была австрийская субъективная школа.
Третий этап эволюции вульгарной политической экономии связан с борьбой против ленинизма и борьбой против советского общественного и политического строя.

Современный субъективизм прежде всего связан с теорией полезности, т. е. с теорией, которая величину меновой ценности выводит из интенсивности наших потребностей.

Субъективисты разрабатывали:
А) идею, что ценность образуется на рынке в процессе борьбы отдельных участников обмена, и что величину ценности нужно выводить из условий конкуренции, из оценок отдельных покупателей и продавцов.
Б) теорию издержек производства, о законах, определяющих предложение товаров и регулирующих средние цены товаров. Теория анализирует денежные издержки производства, и цену одного товара она выводит из издержек, которые в свою очередь определяются ценами других товаров.

В отличие от старых теоретиков субъективной теории новые субъективисты вводят промежуточное звено между [полезностью благ] и их [ценой], а именно - категорию [субъективных оценок]

В Австрийская школе под маской усиливающегося, развивающегося субъективизма происходит процесс фактического разложения субъективизма, так как в эту экономическую теорию искусственно втискивается много по сути дела несовместимых с ней объективных моментов.
1. Прежде всего вводится принцип предельной полезности.
Субъективная ценность определяется, по их мнению, предельной полезностью или наименьшей полезностью, которая может быть получена при помощи данного запаса благ.
2.Вторая уступка субъективной теории - введение принципа субституционной полезности.
Т.е. субъективная ценность тех товаров, которые могут быть куплены на рынке за определенную цену, определяется не их собственной полезностью, а полезностью тех товаров, от приобретения которых данный покупатель откажется в случае потери первых товаров.
3. Принципа регулирующей роли предельного продукта. Согласно учению австрийцев, субъективная ценность воспроизводимых потребительных благ определяется не их собственной полезностью, а полезностью предельного продукта, т. е. того продукта, который имеет наименьшую полезность из всех продуктов, которые могут быть изготовлены при помощи данных производительных благ. Здесь устанавливается непосредственная зависимость между субъективной ценностью и условиями производства отдельных продуктов.
4. установление принципа регулирующей роли предельного покупателя. Цена, по учению Бём- Баверка, определяется не субъективной ценностью данного товара для любого покупателя, а лишь для предельного покупателя. Следовательно, высота цены, как правило, расходится с величиной субъективной ценности.

Таким образом, вся та детализация и дальнейшая разработка субъективной теории ценности, которую дают австрийцы, сводится к тому, что регулирующая роль полезности в процессе образования субъективной ценности и цены все более и более отодвигается на задний план; что в теорию вводятся все новые и новые моменты, которые отображают специфические особенности товарного хозяйства.

Особенности австрийской школы:
А) идеалистическая точка зрения
Б) отрицание роли производства, признание примата потребления;
в) подчеркивание примата индивидуума

Основная особенность методологии австрийской школы состоит в тенденции дать монистическую теорию ценности, свободную от всяких логических кругов. Главное препятствие, с которым сталкивается всякая субъективная теория ценности, состоит в том, что субъективные оценки покупателей и продавцов, которые (оценки) должны лежать в основе цены, сами определяются ценой,- следовательно, общественным экономическим явлением… Если отвергнуть, как это делают австрийцы, зависимость индивидуального хозяйства от рынка, то становится непонятным, каким образом существует товарное хозяйство, каким образом в последнем достигается хотя бы приблизительная, в грубых числах, пропорциональность между отдельными отраслями общественного производства.
Австрийская школа получает внутренне противоречивую картину: товарное хозяйство, которое является суммой натуральных индивидуальных хозяйств. Эта картина будет несколько соответствовать действительности лишь в том случае, если мы возьмем примитивное меновое хозяйство, когда господствовало натуральное хозяйство, когда изолированные производители случайно и несистематически вступали в обмен. Поэтому австрийцы с такой охотой устремляются в сферу примитивного обмена, где потребительная ценность - основной стимул хозяйственной деятельности, где зависимость производителя или потребителя от рынка весьма незначительная.
Основное противоречие австрийской школы - с одной стороны, она пытается дать развернутую теорию спроса-предложения, а с другой стороны, она старается построить монистическую теорию. Между этими тенденциями неизбежно противоречие, ибо теория спроса-предложения основана на предпосылке взаимозависимости между ценой и спросом-предложением, а монистическая, последовательно субъективная теория пытается эту двухстороннюю зависимость превратить в одностороннюю и рассматривает цены исключительно как производный фактор.

Математическая школа
Центральная идея в системе математической школы - идея взаимозависимости всех факторов ценообразования и цен всех товаров. В то время как австрийцы рассматривают изолированно спрос на каждый отдельный товар и пытаются таким путем установить субъективные оценки отдельных товаров, математики считают необходимым рассматривать потребление всех продуктов в их взаимосвязи. Поэтому они спрос на каждый товар рассматривают как функцию цены не только этого товара, но и всех остальных товаров, потребляемых в данном хозяйстве. Благодаря признанию принципа взаимозависимости, математики становятся на более широкую точку зрения, чем австрийцы. Математики своим анализом показывают, что исследование австрийцев не доведено до своего логического конца. Так, например, фактически математики приходят к отрицанию регулирующей роли предельной полезности. Они показывают, что предельная полезность блага зависит от его количества, а последнее, в свою очередь, зависит от его цены. В связи с этим устанавливается взаимозависимость между ценой и предельной полезностью. Далее математики приходят к отрицанию регулирующей роли предельного покупателя.
Основное различие между австрийской школой и математической состоит в том, что первая является защитницей последовательного субъективизма, а вторая во главу угла выдвигает функциональный метод

Математики рассматривают производительные блага только как вещественный фактор, они не интересуются специфическими условиями воспроизводства их. Так, например, рабочий должен получать заработную плату, равную его предельной производительности, независимо от того, обеспечивает ли эта заработная плата хотя бы полуголодное существование данного рабочего или нет. Капиталист, по учению математиков, должен получать процент или прибыль, независимо от того, делает ли эта прибыль возможным дальнейшее накопление или нет.

Англо-американская школа
Основное своеобразие англо- американской школы состоит в ее представлении об издержках производства, в ее подходе к проблеме производства.

Австрийцы и математики рассматривают труд как одно из производительных благ наравне со средствами производства. Процесс производства они рассматривают как процесс трансформации одних производительных благ в другие.
Происходит игнорирование того обстоятельства, что в производственном процессе участвует живая человеческая личность, интересы которой сильнейшим образом связаны с производством.

В отличие от австрийцев и математиков, англо-американцы выделяют личный фактор производства. Поэтому они большое внимание уделяют выяснению личных услуг, личных жертв производителей. Причем понятие производителей англо-американцы толкуют довольно широко. Сюда они включают не только рабочих, но и капиталистов. Жертвы рабочих состоят в том, что они работают, испытывают усталость и другие неприятные ощущения, связанные с работой, воздерживаются от отдыха. «Жертвы» капиталистов состоят в том, что они воздерживаются от прокучивания своих капиталов, соглашаются на длительное ожидание результатов производственного процесса. Поэтому, с точки зрения англо-американцев, цена должна быть достаточна, чтобы компенсировать эти жертвы производителей, чтобы создать у последних достаточные стимулы к участию в производственном процессе. В связи с этим у англо-американцев субъективная характеристика жертв рабочих и капиталистов, т. е. усилия рабочих, воздержание или ожидание капиталистов, выступают как новый и весьма важный фактор ценообразования.

Англо-американцы не отрицают редкости производственных факторов. Наоборот, они указывают на новые обстоятельства, которые могут усиливать эту редкость. Дело в том, что, с точки зрения англо-американцев, редкость производственных ресурсов является результатом не только того, что имеется ограниченное число рабочих, ограниченная величина капитала, но и того, что у рабочих имеются недостаточные стимулы трудиться, у капиталистов - недостаточные стимулы производительно применять свой капитал. Иными словами, англо-американцы рассматривают редкость, как факт, обусловленный не только объективными факторами, но и субъективными.

Подобно австрийцам, англо-американцы рассматривают изолированно спрос на отдельные товары. Поэтому можно установить ряд точек соприкосновения между теорией спроса австрийской и англо-американской школ. Различие между этими школами состоит в том, что у англо-американцев цена спроса хотя нередко и называется полезностью, но выступает преимущественно как ценностная категория, между тем у австрийцев она преподносится всегда в психологическом одеянии, как чистейшая субъективная категория, не имеющая никаких связей с системой рыночных цен.

три вульгарные школы можно расположить в один ряд по признаку возрастающей или убывающей роли психологизма.

основные методологические принципы субъективной школы заключаются в:
-резко выраженный идеализм. Субъективная школа, в частности австрийская школа, как наиболее последовательное выражение субъективизма, в качестве исходного момента берет психологию хозяйствующего субъекта, т. е. психологию человека, который занят в хозяйственной области. Задача политической экономии заключается в том, чтобы объяснить все экономические явления, исходя из мотивов, которыми руководствуются отдельные люди. (В действительности же мотивы отдельных участников хозяйства определяются общественным строем. Мотивы людей определяются экономикой, а не наоборот. Мотивы имеют производный характер.)

Важнейшее понятие политической экономии - стоимость. По учению австрийской школы, нужно различать объективную ценность, существующую независимо от сознания человека, и субъективную. Что же они понимают под субъективной ценностью? По определению Менгера, она сводится к суждению, которое хозяйствующие люди имеют о значении блага, и не существует вне сознания людей. Отсюда следует вывод, что ключ к решению всех экономических проблем нужно искать в изучении сознания человека.
Если по Марксу стоимость есть овеществленный труд, то по учению субъективной школы ценность есть субъективная оценка, внешне выраженное суждение людей. В итоге получается совершенно извращенная трактовка экономических категорий.

-в противоположность марксизму, методология субъективистов полностью игнорирует производство
Исходным пунктом политической экономии является субъект, индивидуум, и поскольку у этого субъекта имеются определенные потребности, они играют решающую роль.
Экономисты этой школы считают, что производственный процесс играет подчиненную роль и только осложняет хозяйственные явления, но не создает их, поэтому якобы можно на первых порах отвлечься от существования производства.

- индивидуалистический подход к экономическим явлениям. Исходный пункт всех теоретических построений субъективистов - индивидуальное хозяйство. Все экономические явления рассматриваются как результаты множества индивидуальных воль, сталкивающихся друг с другом в процессе обмена.

Основной смысл методологических приемов сводится к тезису о независимости экономических категорий от социального строя. Ставится задача доказать вечность экономических категорий, под которыми имеются в виду категории капиталистического строя. *В результате методологию субъективной школы характеризует крайний антиисторизм. Правда, отрицание историзма присуще всей буржуазной политической экономии, но для экономистов субъективной школы антиисторизм стал особенно характерен. Методологические принципы субъективной школы подчинены одной задаче - задаче борьбы с марксизмом.

Политэкономия

Previous post
Up