Итак, ещё раз обратим внимание на то, что в четырёх канонических Евангелиях отмечены некоторые противоречия, особенно в тех местах, где речь идёт о Июдеях вообще и о причастности их к убийству Христа в частности. Наверно многие смотрели замечательный художественный фильм «Страсти Христовы», который можно было бы назвать выдающимся произведением современного кинематографа. Как известно режиссёр этой картины Мел Гибсон после её выхода на экраны подвергся жёстким нападкам всего мiрового «еврейства». Хотя при внимательном просмотре фильма, который я не могу смотреть без слёз, автора вполне можно было бы упрекнуть в излишней политкорректности и даже в некотором искажении евангельского повествования. Например, в фильме отсутствует сцена, где Июдеи кричат: «Распни Его, кровь Его на нас и на детях наших», после чего Понтий Пилат умывает руки. На экране мы видим лишь пышущих злобой архиереев и беснующихся Июдеев, которые к смерти Христа будто бы имеет косвенное отношение. Впрочем и этого было вполне достаточно, чтобы приклеить М. Гибсону ярлык антисемитизма. Но при этом сверх меры показана жестокость и даже садизм Римлян, непонятно откуда взятые авторами фильма. Но виноват ли в этом режиссёр, ведь именно так описаны последние часы жизни Спасителя?! - скажет зритель, хотя бы поверхностно знакомый с Евангелиями, и будет отчасти прав. Однако именно в этом вопросе между Евангелистами, оказывается, нет единодушия. Попробуем разобраться.
Евангелист Матфей единственный кто указал на причастность к истязаниям и к казни Христа именно римских воинов - «воинов правителя», т.е. преторианцев из охраны Пилата, которые после осуждения Христа издевались над осуждённым (Мф. 27. 26-31). Евангелист Марк хоть и не указал конкретную принадлежность воинов, издевавшихся над осуждённым Христом, тем не менее, и он намекал на принадлежность воинов к полку римской претории, куда Июдеи даже не входили, опасаясь осквернения перед пасхой (Мк. 15. 15-20; Ин. 18. 28). То есть и в первом и во втором Евангелии все глумления и кощунства, терновый венец в виде царской короны, трость в виде царского жезла, багряницу в виде царской мантии и т.д. придумали-де римские воины, мучившие Христа по приказу Пилата. Однако возникает закономерный вопрос: какое дело было Пилату и тем более римским воинам до какого-то там неизвестного им Назарянина, назвавшегося «Царём Иудейским» (на самом деле не Иудейским, а Исраильским, согласно апокрифам)?! Мало ли царей было в провинциях Римской империи подчинённых центральной власти кесаря, которому только и служили Римляне?! Зачем им привыкшим нести службу и воевать с врагом в открытом бою, так подло, трусливо, исподтишка надсмехаться над кем-либо, в данном случае над «безпомощным» Галилеянином Iсусом, который якобы претендовал на царскую власть Ирода? Ведь осуждённый не претендовал на верховную власть кесаря, которую они только и обязаны были защищать? Где же здесь логика?
Глумиться над Христом и кощунствовать над Ним могли только Июдеи, вернее, июдейские воины из иерусалимской стражи, которые по приказу первосвященников и по наводке предателя Иуды схватили Его накануне в Гефсиманском саду. «Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием» (Ин. 18. 3); «Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Iсуса, и связали Его» (Ин. 18. 12). Судя по воинскому званию (тысяченачальник) июдейская стража в то время была многочисленна и делилась не только на десятки и сотни, но и на тысячи. Именно для Июдеев (для июдейских воинов в том числе), а вовсе не для Римлян Iсус Христос был «самозванцем», посягнувшим на сокровенное святое для каждого из них звание Мессии-Царя. Потому-то они (и только они) могли издеваться, по-азиатски глумиться над Христом, в насмешку наделяя Его карикатурными символами царской власти. Об этом написал третий Евангелист Лука, кратко упомянув о кощунстве, которому подвергли Христа именно Июдеи, а не Римляне, которые наверняка не участвовавшие в истязании вовсе. «Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк. 23. 11). Здесь вторично после ареста в Гефсиманском саду, упомянуты именно июдейские, а не римские воины. Но самое интересное заключается в том, что, следуя логике Евангелиста Луки не только глумление, но и распятие Христа совершили именно июдейские воины, ибо так сказано про Пилата: «И отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Iсуса предал в их волю» (Лк. 23. 25), т.е. передал Его Июдеям для совершения казни.
Напрасно юдохристианские библеисты пытаются обелить Июдеев, называя исполнителями казни не июдейских, а римских воинов, ссылаясь на то, что Июдеям будто бы запрещалось самим совершать казни. Римские правители провинций (в том числе Июдейской), как правило, не вмешивались в дела местной администрации и тем более в религиозные суды Июдеев, которые могли приговорить к смерти любого бунтаря, разбойника или богохульника. Им не воспрещалось забивать камнями тех, кто, по мнению фарисеев, нарушал Закон. Вспомним, например, как на глазах Iсуса Июдеи хотели побить камнями женщину обвинённую в прелюбодеянии, или как был убит первомученик Стефан, или как сбросили с кровли храма и побили камнями Якова брата Господня, или как Июдеи убивали (казнили) других учеников Христа при попустительстве римских властей. Несомненно, июдейские, а не римские воины и мучили и распинали Сына Божиего, о чём хорошо знала вся древняя Церковь Христова. В своём поучительном слове о значении священнических одежд ещё свят. Иоанн Милостливый указывал на то, что Христа распяли именно июдейские воины, которые затем разделили Его одежды, метая жребий. «Якоже о Христе раздираеши ризу от ризы, якоже онии первии злодеи жидовстии воины раздраша и разделиша стихарь Господень» (см. Стоглав. СПб. 1997).
О том, что именно Июдеи мучили и распинали Христа, а Понтий Пилат напротив делал всё, чтобы спасти Его от казни писал в своём слове на Великий Пяток преп. Ефрем Сирин, который будучи Сирийцем изучал Священное Писание на родном (арамейском) язвке Спасителя. «Обратим, наконец, слово к Пилату, ибо это - начало нынешних событий. Июдеи, с неистовством взяв Христа, предали игемоновым истязаниям, ни в чём не соблюдая должного порядка, без всякой записи, без законного обвинения, не сказав причины, не представив в оправдание своё никакой жалобы. Но как же было дело? Простой народ, толпа людей низких и грубые поселяне из окрестных весей, и сойдясь на празднике, вопиют: распни, распни. Пилат же, не находя никакой другой причины, но видя, что движение в народе возбуждено завистью, в намерении большее наказание искупить меньшим, чтобы спасти от смерти, отдаёт Iсуса на бичевание. Но как иeдеи, при всём этом, не оставляют своей жестокости, то, умыв руки, говорит: чист есмь от крови Сего (Деян.20. 26). И тысячами убеждений старается отвратить от намерения сих кровожадных, приводя им римские узаконения. «За какие вины, - говорит он, - распну Iсуса, о иудеи? Я должен наказывать убийц, а Он и гробы сделал пустыми. Я прислан от кесаря быть судиею преступлений; о Нём же кому неизвестно, что Он выше всякого проступка? Я предаю казни того, кто ослепляет имеющих зрение; Он же отверзает очи слепым. Я не оставляю без наказания того, кто отсекает другим ноги; Он же делал, что хромые стали ходить прямо. Смертный издаю приговор, если кто матерь лишит детища; Он же даровал матери сына, воскресив его из мёртвых. У меня закон отсекать руку тому, кто сам отсёк правую руку у другого; Он же сухую руку сделал здоровою. Подвергаю осуждению, если кто похищает у другого запасённое в пищу; Он же для скольких преломил хлебы в пустыне? Моё дело налагать раны на тех, которые своими побоями вредят здоровью других; Он же носимому на одре расслабленному повелел ходить. Моё дело уцеломудривать заточением тех, которые причиняют вред виноградникам; Он же светлым соделал брачный пир, где слово Его заменило виноградник. Я предаю наказанию, если кто отваживается подломать стену; Он же заградил сокровенные токи кровей. Я ввергаю в опасности тех, которые потопили пловцов; Он же сделал, что Пётр ходил по волнам. Вы вопиете, чтобы Его наказал я? Никогда ещё не доходил я до такого безумия. Нет у меня меча на умерщвление Сего Мужа. Предам ли смерти Iсуса, когда вижу Лазаря живым? Пошлю ли во гроб Человека, Который страшен гробам? Как против воли будет мертвецом, Кем ад приведён в безнадежность иметь хотя единого мертвеца? Разве и умерщвлённый не восстанет Он? И вам новые опять скорби!» Так сказав и видя, что не убедились июдеи, Пилат вышел из претории, оставив их идти и делать, что хотят. Но среди мятежных иудеев в молчании предстояла Премудрость, и Слово не дало слова. Они же зловредно отринув Его, распяли (…) Но июдеи, хотя видели столько ужасов, однако же не дали места печали. По крайней мере, невольно почтили и, сами того не ведая, прославили Его тем, чем покушались обесчестить; в виде осмеяния присудили Ему почесть, и воздали, что принадлежало Ему; ругаясь, поклонялись Ему, но, думая посмеяться, сами были осмеяны, потому что исповедали своё рабство. Издеваясь, облекли Его в хламиду, и собственными своими руками облачили Его как царя. Увенчали Его терниями, как земля невозделанная; растворили оцет, как ни к чему негодный виноградник; поднесли желчь, как народ не гостеприимный; подали губку, как Врачу душ; принесли трость, которою и написано их отвержение; распяли вместе с разбойниками, но один из распятых нашел в Нём райского Вратаря» (см. Творения Преподобного Ефрема Сирина. Слово на Великий Пяток. О Кресте и о разбойнике. Саратов. 1995. Т. 2.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/efrem/sirin2/88.html).
Римские воины во главе с сотником, который уверовал во Христа, появляются на месте казни значительно позже. Они пришли на Голгофу толи для того, чтобы навести порядок на месте казни, т.е. разогнать шумную глумящуюся июдейскую толпу, толи для того, чтобы засвидетельствовать смерть приговорённых, на что указывает Иоанн Богослов. Вокруг же креста бесновались исключительно Июдеи, которые не могли успокоиться даже тогда, когда Христос, пригвождённый истекающий кровью висел пред ними на кресте. Именно эта июдейская толпа, недавно сама себя подвергшая проклятию, добровольно принявшая на свою голову кровь Христа и окончательно предавшаяся сатане, продолжала кощунствовать и издеваться над Ним. «Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус» (Лк. 23. 36). Так писал Лука, не уточнявший национальную принадлежность этих воинов, зато Матфей в данном случае был более точен, поскольку указал на июдейскую сущность сих истязателей. Говоря о стоявших возле креста Июдеях, не понимавших арамейского языка Iсуса, он писал: «Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовёт Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27. 47-48). Евангелист Иоанн также рассказал про избиение Христа по приказу Пилата, упомянув некие самовольные издевательства неких воинов без национальной принадлежности (Ин. 19. 1-3), хотя из его повествования следовало бы причислить их к Римлянам. Впрочем, он также как Лука рассказал о том, что Пилат не хотел быть соучастником казни, предложив Июдеям жаждущим крови самим исполнить его приговор: «Возьмите Его и распните, ибо я не нахожу в Нём вины» (Ин. 19. 6). То есть, в конце концов, отдал осуждённого в их руки: «Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Iсуса и повели» (Ин. 19. 16). Об этом же можно прочитать в апокрифическом Евангелии Петра, который подробно описывает истязания и глумления именно Июдеев: «И передал его толпе перед первым днём праздника опресноков. И они, взяв Его, гнали и бежали, толкая Его, и говорили: гоним Сына Божия, получив власть над Ним. И облачили Его в порфиру, и посадили Его на судейское место, говоря: суди праведно, Царь Исраиля. И кто-то из них, принеся терновый венец, возложил его на голову Господа. Одни, стоящие рядом, плевали Ему в глаза, другие били Его по щекам, иные тыкали в Него тростью, а иные бичевали Его, приговаривая: вот какой почестью почтим мы Сына Божия. И привели двух злодеев, и распяли Господа между ними в середине. Он же молчал, как будто не испытывал никакой боли. И когда они подняли крест, они написали на нём: Сей есть Царь Израильский. И, положив одежды Его перед Ним, делили их и бросали жребий меж собой» (см. Античное христианство. Iсус Христос в документах истории. СПб. 2001).
В другом апокрифе в «Евангелии младенчества» Христос уже в детстве предсказал собственные крестные страдания. Так однажды столкнувшись по дороге с разбойниками Он поведал Своей Матери о том, кто именно будет Его убивать: «И Господь Iсус сказал Марии: «Через тридцать лет, о Мать Моя, жиды распнут меня в Иерусалиме, и эти два разбойника будут на кресте по сторонам Меня, Тит по правую и Думахий по левую, и в тот день Тит будет прежде Меня в раю»…» (см. Книга апокрифов. Ветхий и Новый Завет. С-Пб. 2005). Видно неслучайно такое же имя носил сын императора также ставший кесарем, который в 70 году по Р.Х. разгромил взбунтовавшихся Июдеев захватил Ярусалим и разрушил его до основания, не оставив камня на камне как и пророчествовал Господь (Лк. 21. 20-24).
Таким образом, вырисовывается совершенно иная картина в отличие от той, которую нам пытаются навязать. Отнюдь не римские, а июдейские воины не только арестовывали и охраняли Христа во время судилища, но издевались, били и распинали Его вместе с бесноватыми жидами, глумясь над Ним и до и после распятия (Ин. 19. 29). И одежды Его делили (Ин. 19. 23), метая жребий, кому достанется хитон (подобная азиатская низость, называемая в простонародье мародёрством не свойственна европейским воинам). Кстати говоря, хитон, который они не могли поделить одежда отнюдь не июдейская. «Хитон - одежда арийского, греко-римского мiра, - пишет современный автор Илья Тимаков. - Еврейский народ, враждебно относящийся к иноплеменникам и их обычаям, постоянно возмущающиеся против римской власти, хитонами не пользовался. Никто из тогдашних евреев не решился бы надеть одежду чужаков! Нетерпимость в Палестине тех дней была такова, что каждого еврея, надевшего одежду «поганых язычников», его единоплеменники побили бы камнями за измену или как минимум, не стали бы с ним общаться во избежание своего осквернения. Евреи не раз порывались убить Христа, когда Он провозглашал Своё учение (…) Несмотря на Его хитон, убить Его хотели не за одежду, а за идеи! Никто не разу не упрекнул Его в том, что Он надел чужое одеяние! А будь Он из местных, такие слова бы прозвучали. Впрочем, с местным, одетым в хитон, не стали бы и говорить» (см. Кровь и дух. Вопросы ариософии. Альманах №№ 2004-11).
И только после того как беснующиеся Июдеи (иерусалимские воины, палачи, первосвященники, фарисеи и толпа зевак), насытившись муками кровью и смертью Христа, наконец-то успокоились, они позвали римскую стражу. Здесь-то и появляются впервые воины-Римляне, один из которых Лонгин со своим знаменитым копьём. Они появились для того, чтобы, во-первых, римская власть могла удостовериться в смерти приговорённых и доложить об этом прокуратору, во-вторых, очевидно умертвить двух ещё живых вернее полуживых распятых разбойников, поскольку Июдеи не хотели марать свои руки кровью этих преступников, и, в-третьих, навести, наконец, порядок разогнать толпу зевак. Именно об этом пишет Иоанн: «Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; но пришедши к Iсусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19. 31-34).
Таким образом руки Римлян и в самом деле остались абсолютно чистыми, не испачканными кровью Христа. Недаром Пилат принародно умыл руки, показав всем свою непричастность к вселенскому злу - к июдейскому преступлению, т.е. продемонстрировал то, что не только он, не только его воины и все Римляне, но весь имперский Рим неповинны в смерти Христа Спасителя: «Взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27. 24-25).
Это в последние века апостасии мучителями и распинателями Христа почему-то стали считать Римлян, а во все предыдущие века любой христианин знал, что Сына Божиего истязали и убивали Его главные враги «злокозненные жиды», которые в Церкви назывались не только «иудами», «богоборцами», «христопродавцами», «христоненавистниками», но ещё и «богоубийцами», «христоубийцами», «кровоядцами» и т.д. Такими терминами наполнена вся христианская литература, начиная с проповедей, поучений и молитвословий, заканчивая четьи-минеями и богословскими лекциями. Впрочем, не очень-то скрывали произошедшее сами «евреи», признававшие факт издевательств и распятия Iсуса их прародителями Июдеями. Современный автор Орей Волот пишет: «Талмудистами в средние века был сочинён пасквиль «Житие Iсуса Христа» (…) В нём повторяются не только облыжные насмешки и издевательства во время крестного хода на Голгофу, но и приводится много новых оскорблений (…) Утверждают, что Iсуса римляне передали после ареста во власть фарисейского Синедриона. Он провёл сорок дней у позорного столба, а затем был побит камнями и повешен в день еврейского праздника Пейсах…» (О. Волот. Крысолюди. М. 2010).
Святитель Димитрий Ростовский в своих минеях описывает некое чудо, произошедшее в 765 году в Бериме (Бейруте). В одном из жилых домов Июдеи обнаружили икону Iсуса Христа. Зная, на ком кровь Христова, эти дети дьявола устроили надругательство над Его святым образом. Они с гвалтом начали плевать на икону, ударять по святым ланитам Христа и прибили икону к дереву в тех местах, где были изображены руки и ноги. Затем надели на трость губку с оцтом (уксус с желчью) и приложили к устам Господа. Завершая глумление, они принесли копьё и велели одному из них ударить в ребро Спасителя. Как только тот пронзил икону копьём, тотчас из неё потекла кровь и вода. При виде столь великого чуда всех присутствующих объял великий страх. Хромые, слепые, беснующиеся, получили исцеление. «Тогда весь народ еврейский, проживающий в городе, уверовал в Господа Iсуса Христа, - говорится в древнем описании этого чуда. Евреи падшие перед образом Господа, с сокрушением говорили: «Слава тебе, Христе, Сыне Божий, творящему таковые чудеса! Слава тебе, Христе, коего отцы наши распяли, но в которого мы ныне веруем; приими нас припадающих к Тебе, Владыко!» И великая радость была у всех жителей города не только от того, что получили исцеление множество больных, но и потому, что неверные евреи крестились и признали святую веру вследствие произошедшего от иконы Господа чуда» (см. Свят. Димитрий Ростовский. Жития святых. М. 1903-1916).
Нетрудно догадаться, кому и зачем было нужно и в первые века Христианства и в наши дни прятать концы в воду, сваливая всю вину за преступление планетарного масштаба с больной головы на здоровую. Кто хотел, сняв с себя вину, обвинить в издевательствах и казни Iсуса Римлян, а значит опосредованно и весь Рим?! В конце концов, воры (фальсификаторы) кричащие: «держи вора!» добились своего. Папа Римский Иоанн Павел Второй (Войтыла) вступивший в 1983 г. в одну из итальянских масонских лож, сделал публичное заявление. Он объявил, что «иудаизм, несмотря на непризнание Iсуса Христа в качестве Мессии, всё ещё дорог для Господа (…) римская церковь питается из корня оливкового дерева, на котором были привиты отрасли дикой маслины. Евреи не должны нести ответственности за богоубийство и прочие грехи (например, ритуальные убийства - В.Д.), в которых их обвиняли христиане на протяжении столетий, и призывал прекратить подстрекательства в адрес иудеев». В 1974 году, - пишет современный писатель Валерий Ерчак, - католическая церковь официально внесла изменения в собственные доктрины и в порядок религиозного культа, исключив из него фразы и другие элементы оскорбительные для евреев. В 1986 году папа посетил главную синагогу Рима, где назвал иудеев старшими братьями (…) (в 1991-ом почти тоже самое сделал Московский папа Алексий (Ридигер) - В.Д.) 30 декабря 1993 г. Ватикан и Израиль установили дипломатические отношения. Во время своего визита в Израиль в марте 2000 года Римский папа покаялся перед евреями за инквизицию, холокост и даже за убийство Христа: «В страданиях и смерти Спасителя не следует обвинять ни всех тогда живших, ни нынешних иудеев»…» (см. В. Ерчак. Слово и дело Ивана Грозного. М. 2009).