Гуру

Mar 26, 2012 00:14


Послушать Носика,
чтоб не остаться с носом

Если вы мечтаете о своем бизнесе в интернете...

Его ник широкому кругу интернет-пользователей гораздо более знаком, чем настоящее имя, однако ник Антона Носика в печати не употребим в силу абсолютной неприличности звучания на русском языке. А вот что пишет о Носике интернет-энциклопедия «Википедия»: «Журналист, известный общественный деятель и популярный блогер. Иногда его называют одним из отцов Рунета. Был создателем и редактором крупнейших новостных интернет-изданий Vesti.ru, Lenta.ru, Gazeta.ru и NEWS.COM... 16 ноября 2011 года Антон Носик стал медиадиректором SUP Media, которому принадлежит сервис LiveJournal»... В Нижний Новгород Носик приехал в качестве опытного стартап-менеджера с семинаром на тему "Свой бизнес в интернете"
Фото Ирины Славиной.





Клоны неконкурентноспособны

По словам Антона, интернет-бизнес принципиально отличается от традиционного.

- Что такое начало традиционного бизнеса в мире: ты создаешь нечто, что уже видел, что уже есть и успешно работает. Например, ты создаешь парикмахерскую не потому, что изобрел ножницы, а потому что видел парикмахерскую; знаешь, сколько может стоить стрижка и сколько тебе понадобиться на кресло, ножницы, аренду помещения и так далее, - погружение вместе с аудиторией в тему Антон начал с азов. - И ты аккуратно попадешь в след тем парикмахерским, которые уже видел в своей жизни, что-то, может быть, добавляя от себя. Примерно 99,9 проектов традиционного бизнеса создаются путем клонирования успешной бизнес-модели.

По словам Носика, когда интернет стал популярен и доступен миллионам, большое количество людей пришли из сферы традиционного бизнеса с представлением, что бизнес в Сети, наверное, делается точно также: ты смотришь, кто чего достиг; ты смотришь, что в интернете пользуется спросом - и начинаешь делать то же самое.

- На самом деле особенность бизнеса в интернете в том, что клонирование в нем чужих идей - это путь в никуда. Делать то, что в интернете успешно работает, никому не нужно. Клонирование - это тупиковый путь, - подчеркнул он. - Но очень популярный.

Характерный пример - клонирование социальных сетей. Как рассказал Антон, когда в Америке возник успешный «Фейсбук», появилось много бизнесменов, желающих создавать социальные сети. Когда в России очень успешным стал проект «Одноклассники» и чуть позднее - проект «Вконтакте», соответственно, создалась огромная очередь и огромное давление денег на то, чтобы повторять их успех - начиная с 2008 года.

- «Одноклассники» успешные, «Вконтакте» успешен, «Фейсбук» успешен: давайте создавать социальные сети! Но вкладывание денег с 2008 года и во все последующие времена в создание социальных сетей применительно к русскому рынку - все равно что покупать в 2008 году по постоянно возрастающей цене билеты на поезд, который ушел в 2005-ом, - не сомневается Антон.

Кто талантливее, тот и выигрывает

- Интернет - это соревнование умов и креатива. Выигрывает тот, кто придумывает свое, предлагает рынку то, чего на нем раньше не было и предлагает рынку то, что ему нужно, - отмечает Носик. - Если, предположим, в Нижнем Новгороде есть интернет-магазин, который всем людям продал гвозди, и если вы видите такой гвоздь и понимаете, что он из этого магазина, то делать вывод, что в Нижнем Новгороде надо создавать он-лайновый магазин гвоздей, - это неправильный вывод. Потому что вы приходите на рынок, где эта проблема уже решена. Творчество в ритейле - это изыскание способа сделать свое предложение более привлекательным. В этом и состоит его креатив. Условно говоря, если рядом с пельменной, в которой обслуживаются три человека, вы можете построить пельменную, куда будут приходить тридцать, - это уже не клон. Те лузеры, а вы - гений.

Если говорить об использовании успешных американских бизнес-моделей в России путем опять же тупого клонирования, то следует напомнить банальное, что Россия - не Америка. То, что работает в России по причине специфики российских условий, вообще не работает в Америке, и наоборот, подчеркивает Антон. Например, в Америке есть сайт знакомств, который с нескольких миллионов людей берет 30 долларов предоплаты за подписку. В России есть как бы его аналог «Мамба» (и бесконечное количество клонов «Мамбы»), но ни один из них не берет предоплату за абонемент - все эти службы работают бесплатно.

- Если бы «Мамба» сказала: «С тебя 30 долларов в год - и общайся», - не было бы «Мамбы», - уверен Носик. - Наш человек тридцатку предоплаты не даст. Кота в мешке за 30 долларов в год он не купит никогда. Сначала ему покажут конкретные сиськи - и тогда он заплатит 150 долларов, чтобы перед этими сиськами своим лицом торговать. Но кота в мешке за 30 долларов в год он не купит никогда. 85 процентов дохода «Мамбы» - это смс-платежи за право висеть повыше перед всеми этими бабами. Великий Андрей Андреев это сообразил, что у нас другая должна быть модель. Вам не составляет никакого труда взять в Америке какой-нибудь аналог. Просто любую вещь вы должны адаптировать.

85 процентов дохода «Мамбы» - это смс-платежи за право висеть повыше. Вам не составляет никакого труда взять в Америке какой-нибудь аналог, просто любую вещь вы должны адаптировать к местному рынку.

Территория свободы

Антон напомнил, как говорится хрестоматийное: основные деньги в России заработаны двумя родственными видами деятельности. Это распил государственными чиновниками и членами их семей национального богатства: с одной стороны - советских активов, с другой - умеренно возобновляющихся природных ресурсов. Второй источник богатства неразрывно связан с первым: это криминальный отъем собственности у тех, у кого она есть.

- Чтобы делать бизнесы, которые определяют лицо российской экономики, ты должен быть либо чиновником, либо представителем силовых структур, либо их родственниками. Именно это обстоятельство сподвигло Руберта Мердока, выводя активы из России, сказать, что, чем больше у тебя в России денег, тем больше народу, которые хотят у тебя их украсть. А вот в российском интернет-бизнесе нет такого, - заявляет Антон, сам удивляясь этому феномену. - В нем нет ни государства, ни чиновников, ни бандитов, ни распилов, ни откатов, ни санэпидемстанции... Все некриминально и очень прозрачно. Все со всеми друзья и партнеры. Как не в России живешь.

Еще одна особенность российского пространства: если во всем цивилизованном мире давно ценятся «удочки», то в нашей стране, увы, - только нал.

- Во всем мире основной сюжет жизни денег, когда они стоят в очереди, чтобы их потратили на что-нибудь осмысленное. У нас ситуация противоположная. У нас бабло считается самоцелью, конечной станцией: у кого есть бабло, тот король. А у кого есть мозги, могут выстроиться в очередь к тому, у кого есть бабло. Соответственно, у нас не существует распространенных во всем мире механизмов финансирования стартапов. Вы не можете прийти в банк и сказать: «Вот дизайн, вот движок, вот зарубежные аналоги, вот вам 20 процентов акцией этого проекта, а за это я хочу 200 тысяч долларов кредита под 15 процентов годовых». Никто не даст вам денег под залог акций интернет-компании. Никакой банк не согласиться с тем, что домен является активом или что дизайн представляет собой какую-то ценность. То есть такие источники финансирования, которые типичны для Силиконовой долины и дружественного инвестиционного климата, у нас экзотичны, - констатирует Носик.

По его словам, «есть только две истории на эту тему»: одна общеизвестная - это «Сколково», другая совсем неизвестная - это «Тройка Венчурз». Последняя, на минуточку, на сегодняшний день располагает 500 миллионами долларов США на интернет-инвестиции - имейте это в виду. При этом надо понимать, что венчурные фонды не одалживают деньги. «Венчуры» становятся владельцами пакета ваших акций.

Есть и более простые способы нахождения финансов для инвестиций. Если собственных средств или активов нет либо жалко, то можно обратиться к так называемым «ангелам». Ангел-инвестор - это просто друг детства или однополчанин, или однокурсник, который не откажет тебе в деньгах, которые ему некуда уже девать.

О курице и яйцах

Многие опасаются, что их бизнес-идея может быть украдена, если вы рассказываете о ней кому-либо, находясь в поиске инвестиций.

- Защищать идею бессмысленно, - убежден Антон. - Все идеи лежат на поверхности. Идеи самых успешных бизнес-проектов в мире общеизвестны. Денег стоит реализация. Ваша реализация, которую организовали вы и никто другой так не сделал. Это у вас украсть невозможно. В мире, знаете ли, существует специализация: одни люди делают проекты, другие дают на них деньги. Опасаться, что вы придете к банкиру, расскажете ему идею и он поймет, что всю жизнь не тем занимался... Такого не бывает!

Вообще, способов заработка в интернете принципиально два. Первый: у вас есть некоторая аудитория, интересная кому-то и этот кто-то платит деньги за то, чтобы ваша аудитория увидела его коммерческое предложение. Это рекламная модель. Противоположная модель: вы предоставляете людям услугу, за которую они вам платят. Это модель взимания платежей с пользователей.

- Выбрать нужно то, что по вашему собственному представлению о конъюнктуре рынка, на который вы влезли, более экономически оправданно, - советует Носик. - Можно задействовать обе модели, однако надо понимать, какая для вас важнее.

А теперь о самой-самой большой ошибке многих начинающих предпринимателей: они начинают с того, что арендуют большой офис, делают там ремонт, покупают в него мебель в кредит, делают юрлицо и печатают визитки, когда еще нет бизнеса как такового.

- Понятие о том, как живет ваш бизнес - не иллюзия ваша, а проверенный жизнью опыт, - это самое дорогое, - внушает Антон Носик. - Основное содержание стартапа (от англ. start-up - запускать. - Прим.автора.)  - это выжимание из реальности какого-то сока понимания, сока знания о том, какие яйца эта курица несет. Ваша главная задача - это минимизация расходов на получение знаний о собственной правоте-неправоте. Все менеджеры, которые пришли в интернет через 10 лет после меня, считают, что необходимым условием успеха интернет-проекта является покупка аудитории. Эта покупка закладывается всегда в бизнес-план. Я утверждаю, что это способ создавать не успешный проект, а его муляж. Никто и никогда на купленной аудитории не построил и не построит успешного бизнеса. Нельзя проект, который пуст, который сам по себе не умеет летать, накачать деньгами, чтобы он полетел, когда он не знает, как летают. В интернете у вас всегда будет поставщик услуг, который вам скажет, что пригонит столько интернет-пользователей, сколько вам нужно. Но вам не нужны миллионы людей, если ваша цель - не обман инвестора.

Кстати

К вопросу о бизнес-ангелах... Может быть, было что-то еще кроме убойного контента, что помогло достичь Алексею Навальному столь высокого интереса к своему блогу?

-  Не знаю, о чем вы, - был категоричен Антон. - Знаком с Навальным очень много лет, никогда не относился к нему особо серьезно. Я его сильно зауважал, когда его покупка миноритарных пакетов госкомпаний оказалась не тем, о чем я думал. Поначалу я был уверен, что это гринмейл. Чем же еще заниматься человеку, как не гринмейлом, если он юрист или бухгалтер: купил маленький пакет акций - и начинаешь доставлять неприятности обладателю большого, чтобы на этом заработать. Был уверен, что Леха этим вот решил заняться. Когда я увидел, что вместо этого он занимается судами, понуждая эти госкорпорации к прозрачности, к которой их обязывает федеральный закон; когда увидел, что Леха это делает для того, чтобы дойти до Президиума Высшего арбитражного суда и принудить государственных жуликов к выполнению действующего законодательства об акционерных обществах, я был восхищен. Но мне в голову не приходило тогда, что кто-то еще кроме меня может быть этим восхищен. Потому что Костя Рыков во время телепрепирательствах со мной упирал на то, что невозможно никому объяснить смысл деятельности Навального. «Это же народу непонятно», - говорил Костя Рыков, при том что ВТБ и Роснефть, как вы помните, являются субъектами народных IPO: они продали свои акции миллионам людей. И кинули эти миллионы людей. Навальный боролся за права этих миллионов людей. А Костя Рыков - депутат - говорил, что это никому непонятно... Самая осмысленная деятельность Навального, на мой взгляд, - это выигранные суды. И те, которые еще будут выиграны у тех жуликов, которые грубо нарушают закон. Он яркий человек, быстро думающий, хорошо соображающий, хорошо выглядящий, толковый... И главное, что вообще на него ничего нет. Это вообще редкость большая в России: на каждого из нас что-нибудь да есть. А на Леху до такой степени ничего нет, что его пришлось обвинять в надругательстве над гербом России.

интернет-бизнес, стартап, Алексей Навальный, dolboeb, Антон Носик

Previous post Next post
Up