Оригинал взят у
piterhandra в
В помощь начинающему писателю По просьбам трудящихся, так сказать :)
Предупреждение: Всё, что вы прочтете ниже, является исключительно личными мнениями и субъективными суждениями. Так что не нужно воспринимать это как некие золотые правила, которые помогут начинающему писателю опубликовать свои романы миллионными тиражами. Это всего лишь истории, советы и наблюдения писателей и редакторов.
Предпредупреждение: Речь идет исключительно об издании фантастических романов на территории России.
Итак. Вы зачем-то решили зарабатывать на жизнь писательским ремеслом /Если вы пишете не ради денег, а по зову сердца и потому что не можете не писать - сразу проходите мимо/. У вас есть идея, вы можете выдавать большой объем адекватного текста, и у вас есть потребность к постоянному улучшению своих писательских навыков. С чего же начать?
Что писать? Можно конечно написать НФ или антиутопию с хорошим философским уклоном. Но тогда вопрос публикации вашего произведения может растянуться на годы. Ибо стартовать МТА в современной России с такими текстами крайне сложно. А если и удается, то это как правило независимое издательство и мизерный тираж. Если же вы хотите зарабатывать хоть сколько-нибудь серьезные деньги, то нынче издательства интересуют:
1) Циклы. Роман новичка вне серий никто издавать сейчас не хочет. Составляйте план на пять-шесть книг.
2) Всегда актуальны: фантастический боевик, боевая и классическая фэнтези, альтернативно-исторические романы и, конечно, "попаданцы". Отдельным пунктом стоят межавторские циклы, но о них вам думать ещё рано.
3) На последнем издыхании постапокалипсис (сталкеры, монстры, аномалии)
4) Тренды этого года: зомби, LitRPG
Вообще, рекомендую вам прочесть
интервью редактора отдела фантастики издательства ЭКСМО.
Не пытайтесь сразу же отсылать свою рукопись в издательства. С первого раза мало у кого получается создать приемлемый текст. Да, я знаю, что ваш роман прочли родственники/друзья/коллеги по работе/ваша учительница русского языка, и всем им очень понравилось. /Если для вас подобная похвала является пределом мечтаний на писательском поприще, то присоединяйтесь к покинувших нас ранее графоманам/.
Если у вас есть текст, то опубликуйте его на СИ, проза.ру или любом другом аналогичном портале. Если ваш текст интересен, он привлечет к себе внимание. Но готовьтесь, что, помимо адекватной критики и ценных замечаний, на вас могут (и они это сделают!) обрушиться десятки покинувших наше обсуждение графоманов. Также полезным опытом для вас станет посещение литературных семинаров и мастер-классов (Ново-Малеевка, Партенит, Роскон, Интерпресскон, Петербургская Ассамблея Фантастики и другие). Прислушивайтесь к критике старших товарищей.
- Заранее предостерегаю вас принимать активное участие в сетевых литературных конкурсах. Как правило, критика там не направлена на развитие и творческий рост оппонентов.
- Также не стоит тратить время на посещение всевозможных литературных форумов, сообществ и порталов. Как правило, писателей, редакторов, издателей и прочих участников творческого процесса там нет. В этих местах обитают все те самые пишущие по зову сердца, мусолящие одни и те же темы: они гении, а все остальные говно. Как вы понимаете, в такой нездоровой атмосфере трудно добиться творческого роста.
Итак, пройдя предварительный этап отшлифовки текста, и как следует переработав свой роман (а это, как правило, дело неминуемое :), вы должны решить, каким способом попытаться пробиться в издательство.
Вариант первый: "Самотек"
Требующий минимум усилий со стороны автора, но при этом и самый малоэффективный. Как правило, составляя письмо в редакцию, МТА совершают массу ошибок. Для того, чтобы их избежать, настоятельно рекомендую прочесть о том, как оформить сопровождающее рукопись письмо (
пункт №4, но советую прочесть пост целиком).
Вариант второй: Интернет
Если вы разместили текст своего романа в интернете (например на
СИ или
фанбуке), и он пользуется там популярностью (несколько сотен или даже тысяч читателей ежесуточно), то велика вероятность, что издательства сами обратят на вас внимание. В качестве примера рекомендую прочесть
интервью Дмитрия Руса, как одного из крайних представителей успешного сетевого автора, издающегося ныне на бумаге (НО ПОМНИТЕ: по статистике, на одного Дмитрия Руса приходятся ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ безызвестных авторов). Этот способ требует от автора огромных затрат личного времени и нервов. Но, если вам повезет, то награда окупит все ваши старания.
Вариант третий: По знакомству
К сожалению, в наш век высоких технологий расстояние между писателями и страждущими стать ими предельно сократилось. И многие МТА думают, что ничего страшного не случится, сели он пришлет любимому автору письмо с просьбой прочесть его роман и, в случае, если ему понравится, помочь пристроить его в издательство. Так вот, не стоит этого делать ни в коем случае. Если кто-то из писателей или редакторов обратит внимание на ваше произведение, он сам с вами свяжется. К тому же, посещение упомянутых мною выше семинаров как раз способствует тому, чтобы настоящие писатели и издатели обратили внимание на перспективного автора (если вы таковым являетесь, конечно). Этот способ один из самых надежных, но и наиболее редкий. Всё же мало у нас писателей, обращающих внимание на талантливую молодежь.
Есть и четвертый вариант: К черту издательства, я буду публиковаться в интернете и получать деньги напрямую от благодарных читателей. О результатах и перспективах подобного метода
я уже писал ранее.
Итак, свершилось чудо! Вы смогли пробиться через жернова судьбы, и ваша рукопись принята. Но не спешите радоваться и готовить мешки для денег. Скорее всего, вам, как МТА, будет предложен весьма невыгодный для вас договор. Как правило, с новичками издательства не церемонятся, ибо желающих много, а издательств мало (тех, что издают фантастику на территории РФ, можно пересчитать по пальцам). К тому же, дебютанта в первые недели (а то и месяцы) редко беспокоят сумма его гонорара и срок отчуждения прав на его роман. Осознание приходит позже.
Тут уж решать вам. Качать права и требовать для себя более выгодных условий можно, только скорее всего это приведет к весьма печальным для вас последствиям. Задуматься над тем, что это ваши первые шаги, и сейчас для вас важно закрепиться на издательском поле, а потом вы свое наверстаете - не самая глупая мысль, на мой взгляд.
В любом случае, творческая судьба у каждого писателя своя. И платят всем по-разному. Кто-то будет в состоянии прожить на гонорары от книг, и при этом кормить себя и свою семью (
например). А кому-то будут платить суммы, которые можно сравнить с зарплатой посудомойки (
например).
Так что прежде, чем вы решитесь зарабатывать себе на хлеб за счет написания фантастических романов, то хорошенько подумайте. Ведь только в прошлом году их было опубликовано более полутора тысяч (и это только книги русскоязычных писателей-фантастов).
P.S. Напоминаю, что я не гуру издательского бизнеса и вообще в этом ничего не понимаю ;)