Оригинал взят у
p_i_f в
Чем питались британские военные моряки XVIII века Голодный моряк - плохой моряк.
Неизвестно, насколько большую роль знание этой простой истины сыграло в том, что британский военно-морской флот стал сильнейшим в мире. Но факт остаётся фактом: несмотря на обилие тягот и лишений, сопровождавших английских матросов в походах, кормили их, как правило, хорошо. Итак, заглянем в меню моряка XVIII века и посмотрим, что он ел и пил, находясь на корабле.
О том, насколько тщательно заботились о питании моряков в Королевском военно-морском флоте, можно судить по словам Секретаря Адмиралтейства времён короля Карла II Сэмьюэла Пипса:
Нормы и объёмы
Примерный недельный рацион британского моряка в 1800 году включал в себя следующие продукты:
(Английские меры веса и объёма: фунт - 0,453 кг, унция - 28,35 г,
галлон - 4,546 литра, пинта - 0,568 литра, пивная бочка (пивной
баррель) - в XVIII веке 159,12 литра, бушель- 36,37 литра).
Моряки принимают пищу в море
Чтобы было понятно, насколько чётко работал Отдел снабжения Королевского флота, взглянем на ведомственную статистику. С 1750 по 1757 год Отделом было упаковано и отгружено для флота (исключая масло и сыр):
Из этого количества было забраковано:
Ну а теперь давайте пройдёмся по основным продуктам - и начнём, конечно же, с воды. Ибо чаще всего именно вода определяла, сколько сможет продлиться плавание.
Вода
Не будет преувеличением сказать, что проблема чистой питьевой воды была основной проблемой гребного и парусного флотов в течение многих веков. Ещё римский флот озаботился проблемами хранения чистой воды и изобрёл так называемую поску (posca) - смесь 1-2 ложек винного уксуса со стаканом воды. Уксус в этом случае замедлял порчу воды и позволял хранить её от 7 до 14 дней в зависимости от климата и времени года. Хранили воду в тростниковых бочках, обмазанных глиной. Тростник в этом случае играл роль термоса, какое-то время не давая воде прогреваться. Примерно те же меры принимались вплоть до конца XVIII века, правда, тростниковым бочкам пришли на смену 10-галлоновые дубовые.
Многовековая битва моряков за свежую воду развивалась крайне медленно - изобретения в этой сфере до XX века отодвигали порчу воды буквально на считанные дни. Собственно, алкоголь на флоте в Новое время играл роль именно антисептика: употребление тухлой воды вызывало дизентерию - страшный бич моряков на протяжении 5 столетий, погубивший и самого Френсиса Дрейка. Естественно, смешивание алкоголя и воды не было единственной попыткой выправить ситуацию.
Бочки для набора пресной воды
Следующий шаг сделали французы во времена Кольбера: они начали устраивать примитивные фильтры. Воду периодически сливали в пустые бочки через марлю, наполненную просеянным чистым речным песком, тем самым убирая часть активных элементов, отвечающих за порчу. В 1680-х проводились эксперименты по фильтрации воды с помощью калийной соли и калийной селитры. Воняла вода после такой процедуры очень сильно, но 1 часть вина, добавленная к 6 частям воды, немного отбивала неприятный запах.
Ещё один способ получения свежей воды в море - это кипячение, а также его крайний вариант - опреснение способом дистилляции морской воды. Здесь следует понимать, что для нагревания воды массой 1 кг от 0°С до 100°С необходимо 420 кДж тепловой энергии. А для того чтобы обратить эту воду в 1 кг пара с температурой, равной тем же 100°С, требуется уже 2260 кДж энергии! Вспомнив, что средняя удельная теплота сгорания дров составляет 15 МДж/кг, и приняв КПД теплоотдачи за 25%, мы получим, что для нагрева до 100 градусов (кипячения для обеззараживания) всего лишь 1 кг воды нам потребуется в среднем 1,2-1,7 кг дров в зависимости от породы. А для опреснения литра морской воды понадобится 6,6-7,8 кг дров. Если вспомнить, что, например, на фрегате «Конститьюшн» запас питьевой воды составлял 140 тысяч литров, будет ясно, что нужный объём дров дров на корабле просто не поместится. С углём ситуация хоть и выглядит немного лучше, но тоже остаётся совершенно фантастичной.
В Древнем мире к добыче пресной воды подходили достаточно изобретательно. Моряки вывешивали по ночам за борт корабля шкуры овец. Шкуры впитывали влагу (испарения морской воды), а утром, отжав их, моряки получали пресную воду. Но этот способ подходил для античных бирем и трирем, а вот для 74-пушечника с 700-800 матросами на борту такой вариант водоснабжения был фантастичен.
Ещё в 1589 году королева Елизавета I назначила огромную премию (10 тысяч фунтов стерлингов) тому, кто предложит эффективный и экономичный способ опреснения воды. Но премия так и осталась невостребованной. К концу XVIII века наметилось три направления, по которым шли исследователи в этой области.
В 1750 году во Франции Жозефом Эми был изобретён первый полноценный фильтр для воды - он состоял из шерсти, губки и древесного угля, помещённых в воронку с отстойником. В 1770-х это изобретение начали автоматически вставлять в водоналивные бочки на кораблях французского флота. Англичане совершили прорыв к 1780-м годам. Оказалось, что добавление 300 грамм лимонного сока на 2 литра воды резко снижает количество микроорганизмов в ней, улучшает вкусовые качества и позволяет хранить воду на 5-7 дней дольше.
Следующим шагом стал экспериментальный ввод в эксплуатацию на кораблях американского флота в 1805 году железных оцинкованных цистерн для хранения воды вместо деревянных бочек. Так появился знаменитый 44-gallon drum (44-галлонная железная бочка). Оказалось, что вода к железной оцинкованной бочке портится гораздо медленнее, чем в деревянной. К 1830-м годам начинается триумфальное шествие железных бочек и цистерн для хранения воды.
К 50-м годам XIX века благодаря принятым новшествам вода на кораблях могла храниться довольно долго (до 4-6 месяцев), не теряя при этом особо своих потребительских качеств. Со времён Армады удалось увеличить время хранения воды (тогда оно составляло 2 месяца) в 2-3 раза.
Корабли загружаются провизией в эстуарии Темзы
На протяжении веков запасы воды на кораблях, в основном, хранились в деревянных бочках. Основной проблемой этих ёмкостей была следующая закономерность: стоило воде в такой таре стухнуть пару раз, как сама бочка становилась рассадником грибков и бактерий. Если владельцы торговых кораблей пропаривали или обжигали бочки перед заливкой воды, командиры военных кораблей чаще всего этого не делали, или делали, но халтурно. Причин у этого было несколько.
Периодически появлялись идеи делать бочонки из морёного дуба. В нём, действительно, вода не портилась месяцами. Но обходилась такая бочка дороже коньяка, в неё налитого. Поэтому, как говорят, «идея не вышла из лабораторной стадии».
К слову, в торговом флоте за каждого опытного матроса держались, поэтому принимали меры к тому, чтобы сократить смертность экипажей. Капитан и владельцы коммерческих кораблей в портах покупали воду для своих экипажей по возможности болотную, так как вода из глубоких торфяных болот (не путать со стоячими, «гнилыми») обладала антисептическими свойствами. И хранилась она вдвое-втрое дольше обычной, речной. Военным морякам о такой роскоши, как правило, приходилось только мечтать.
Упомянем и способ пополнения запасов дождевой водой. Обычно во время дождя над палубой растягивали парусину или под нижней шкаториной паруса пристраивали мягкий U-образный рукав. Капитаны не стеснялись пройти через зону ливней для пополнения запасов пресной воды.
Погрузка припасов на судно, Бразилия, середина XVIII века
Командование корабля по возможности пило не воду, а алкогольные напитки, иногда разбавленные водой. Практически всё выпивалось офицерами из серебряной посуды. Команда обходилась оловянными или медными кружками. Эти металлы тоже обладают бактерицидными свойствами, хотя в размерах явно не терапевтических.
Сыр в масле
Отдельно стоит остановиться на таких продуктах, как сыр и масло.
Решение проблемы снабжения английского флота (да и армии) сыром растянулось на целых три века. Конечно, во время плаваний на близкое расстояние этот прекрасный продукт всегда был в рационе британских моряков. Но он имел свойство быстро отсыревать и портиться.
В рацион английского флота сыр был впервые введён аж в 1580 году, и это был знаменитый саффолкский сыр. Матросы шутили, что «головку саффолкского сыра можно запросто использовать в качестве одного из колёс телеги, и ещё неизвестно, что быстрее развалится - деревянное колесо или колесо из этого твердокаменного сыра».
Эндрю Шиллинг, кэптен английской Ост-Индской компании, в 1621 году не без сарказма писал, что крысы на его корабле смогли прогрызть даже двухдюймовую доску в провиантскую комнату, но вот саффолкский сыр им оказался не по зубам - даже их острые зубы не смогли с ним справиться. При этом, несмотря на свою твёрдость, в дальнем походе саффолкский сыр был небезопасен - в нём заводились навозные черви, и сам он приобретал осклизлый вкус и ужасный запах.
Саффолкский сыр. Слева - неиспорченный кусок, справа - испорченный
Собственно, те же самые проблемы были и в Голландии, которая считается родиной сливочных сыров, таких как гауда, маасдам, эдам, боеренкаас и другие. Что только не делали голландцы, дабы защитить свои сыры от разрушающей плесени! Головку сыра покрывали воском, строили специальные сушильни, увеличивали содержание соли - всё без толку. Сыры в дальних походах покрывались плесенью, гнили, в них заводились черви… Итог был один: они становились несъедобными.
Как ни странно, но проблему долгого хранения сыра-пармезана удалось решить итальянским монахам-доминиканцам. Весь секрет в том, что пармезан покрывается плесенью только снаружи, внутрь плесень не идёт. В итоге при весьма простых мерах по сохранению сыра его можно хранить и употребл*ть довольно долго. Начиная с XVII века закупки пармезана сначала на голландском флоте, а потом и на английском начинают возрастать. Однако, опасаясь зависимости от Испании (а Парма и Модена тогда были вассалами испанцев), последние всё же решили импорт пармезана ограничить.
После долгих мучительных раздумий в 1758 году в Роял Неви решили убрать с флота саффолкский сыр и заменить его сортами «Чешир», «Чеддер», «Глостершир» и «Варвикшир». Но и эти сыры не могли храниться долго (до 6 месяцев), поэтому в дальние походы старались всё же снабжать корабли пармезаном.
Были предприняты и другие меры. Стремясь стимулировать производителей делать качественные сыры, Адмиралтейство заявило, что оно может кредитовать производителей сыров сроком на год. При этом часть денег (20%) выдавалась сразу, а вторая часть - через три месяца после поставки продукции на провиантские склады Адмиралтейства, после оценки качества продукта. То есть если сыр за три месяца не загнил - значит, товар качественный.
Пармезан
Обеспечение сыром считалось настолько важным, что в 1778 году был выпущен «Закон о 12 унциях», где по дням расписывалось снабжение матросов в том числе и этим продуктом.
Прорыв произошёл к 1800-м годам. В это время были достаточно широко освоены технологии производства сыров, аналогичных пармезану, и на флотах (речь прежде всего об английском, американском и испанском) сырная проблема была в известной мере решена.
Но этого нельзя было сказать о сливочном масле. И чего только не перепробовали на флоте для увеличения сроков его хранения! Подсоленные куски помещали в соляном растворе в бочках, корабли снабжали топлёным маслом, использовали масло козье и масло овечье - но более месяца-двух хранить его никак не получалось. И очень часто выходило так, как в ситуации, описанной в мемуарах Джеймса Харди Вокса:
«Дохлый француз»
Перейдём к мясу. Самый простой рецепт солонины, которую готовили на Королевском военно-морском флоте, выглядел так:
Это один из рецептов приготовления солонины, которым пользовались ещё с XVI века. К XVIII веку было внесено только одно кардинальное новшество: розовая соль. Ее использование придавало солонине красный оттенок, тогда как при использовании обычной соли оттенок был грязно-бурым. Считалось, что солонина становилась приемлемой как минимум после двухлетней выдержки.
Джордж Энсон ввёл градации по качеству для мяса, используемого при приготовлении солонины - small beef, cargo beef, best mess beef. «Малая говядина» с жилами и большими прослойками жира считалась минимально приемлемой по качеству, «лучшая постная говядина» с одним-двумя ровными тонкими слоями жира считалась самой лучшей. Традиционно флот для выделки солонины закупал мясо в Ирландии - оно считалось самым лучшим по качеству.
При всех достоинствах солонины, с ней была одна существенная проблема. Чем дольше она хранилась - тем твёрже становилась. Пересоленная, тёмная и такая твёрдая, что моряки вырезали из неё фигурки и полировали их, она хранилась в бочонках по два и более года. Перед употреблением солонину следовало вымачивать не менее суток. Во время варки такого мяса на поверхность всплывала пенистая и жирная грязь, половина которой шла на различные смазочные нужды корабля, а половину забирал кок, продававший её свечникам. При этом запрещалось продавать это вещество команде (считалось, что оно может вызвать цингу), однако некоторые коки тайно нарушали запрет.
После нескольких месяцев плавания солонина в бочках из своеобразного цвета красного дерева с прожелтью приобретала коричневато-зеленоватый оттенок. От неё исходил натуральный трупный запах. Поэтому в Роял Неви солонина получила прозвище «дохлый француз».
Солонина
Основным блюдом из солонины был знаменитый «лабкаус» - мелко рубленная варёная солонина, смешанная с перемолотыми солёными селёдками и истолчённая затем в жиденькую, сдобренную перцем кашицу. Этот «мусс» могли глотать даже тяжелобольные. Немало матросов было обязано ему жизнью. Само название - «лабскаус» - пошло от норвежцев и дословно означает «легкоглотаемое». Рецептура лабскауса с течением времени менялась, и в более поздних плаваниях в него стали добавлять также лук, солёные огурцы и картофель.
Сухари
Сухари были введены в обязательный рацион Роял Неви в 1660-х годах Сэмьюэлом Пипсом, хотя использовали их в плаваниях ещё древние египтяне. И как только не обзывали эти сухари! «Морские бисквиты», «малярийный хлеб», «замок для червяков» - названий не счесть! До времен Пипса сухари закупали у сторонних производителей. А вот в 1667 году для флота было решено наладить собственное производство.
Состав флотских сухарей был прост и незатейлив - пшеничная мука, соль и вода. Месили тесто, тонко раскатывали, разрезали на формочки и пекли. Пекли несколько раз, стремясь убрать всю влагу из изделия, чтобы сухари были невосприимчивы к плесени. После этого их можно было хранить практически вечно, если, конечно, держать в сухом месте. К примеру, во время Гражданской войны в США войскам в качестве пайков были выданы сухари, приготовленные в 1840-х годах, то есть 15 лет назад.
Поскольку такой сухарь даже здоровыми зубами разгрызть фактически невозможно (ходили даже байки, что настоящие флотские сухари не пробьёт и мушкетная пуля) - их размачивали в воде, алкоголе, пиве, чае или кофе. На сухари в Роял Неви ставилось клеймо производителя, и за качеством продукта следили жесточайшим образом.
Беда с сухарями начиналась на самих кораблях. Во-первых, там невозможно было достичь стопроцентного избавления от влажности. Поэтому вскрытые бочки с сухарями быстро покрывались плесенью. Кроме того, в сухарях, даже в идеальных условиях, заводились личинки долгоносиков. Их удаляли, погружая сухарь в воду, и после того, как личинки всплывали - их вылавливали и выбрасывали. Впрочем, некоторые матросы предпочитали просто есть в темноте, чтобы не видеть кишащих в сухарях личинок.
Сухари, растолчённые в крошку, использовались в качестве загустителя жидкой пищи или бульона (отсюда, кстати, пошли все рецепты вассер-супов).
Сухари. Квадратные - армейские, круглые - корабельные
В конце XVIII века во флоте решили ввести галеты - сухари, выпекающиеся без соли. Мысль была проста. Раз солонина соленая, а сухарь будет без соли, то одна пища уравновесится другой. Кроме того, поскольку галеты несолёные, они меньше подвергаются порче из-за влажности. Только эпоха пара поколебала гегемонию сухарей во флотской пище. Постепенно корабли начали оснащаться своими хлебопекарнями. Тем не менее, сухари и галеты широко использовались даже в XX веке.