Александр Гончарук, Анна Бабанова, «Звезда на небе голубом не знает обо мне»

Jun 24, 2010 20:40


Ярослава Пулинович написала киносценарий для фильма в жанре «феминисткое роуд-мови». Главные героини этой истории Кристина и Аня перемещаются в пространстве из уральского детпреемника во Владивосток. Филолог, успевшая защитить кандидатскую диссертацию, невероятно молодо выглядящая Аня бежит куда глаза глядят, пытаясь вырваться из криминальной истории, в которую она попала из-за любимого ею преподавателя Люциуса, а тринадцатилетняя Кристина добирается автостопом к своей умирающей бабушке Екатерине Михайловне. Им предстоит выдержать множество испытаний, и до конца пути доберется только одна из них - Аня. Кристина погибнет, но для своей бабушки она останется жива: Аня доберется до Екатерины Михайловны, назовется именем ее внучки, начнет новую жизнь и даже еще раз закончит школу.

Те, кто читал киносценарий Пулинович во втором номере журнала «Урал» за 2009 год, смогут обнаружить в спектакле «Звезда на небе голубом не знает обо мне» лишь общие контуры сюжетной конструкции, изначально выстроенной автором текста. Безудержная фантазия Анны Бабановой помноженная на способности Александра Гончарука добиваться от актеров театра исключительно органичного существования на сцене, преобразили киносценарий «Я не вернусь» почти до неузнаваемости. В историю путешествия двух девочек-подростков (23-летняя Аня становится им благодаря особенностям своей внешности) авторы постановки в первую очередь впрыснули сильнейшую дозу телевизионной рекламы. Благодаря эффективной работе воображения криэйторов компании Nike ходом театрального действия "Звезды на небе голубом" управляет диджей и однажды демонстрирует свои способности переиначивать финал. Черные и не очень пародии на навязшие в мозгах рекламные ролики становятся репризами, переключающие зрительское восприятие в тот самый момент, когда темпоритм становится слишком навязчивым, а в момент перехода театрального действия из одного пространства в другое на сцене появлются танцоры, чтобы выбросить в зрительный зал порцию эротической энергии. Временами спектакль превращается в театральный клип, где начинает доминировать визуальный ряд, музыка заглушает реплики актеров.

Почти всех возрастных персонажей, а их едва ли не больше десятка, играет сам Александр Гончарук и при этом демонстрирует по-настоящему сверхъестественные способности к сценическому перевоплощению. Это можно сравнить с последовательным виртуозным исполнением десяти музыкальных партий на совершенно разных инструментах. Сравнение тем более уместно, что в завершении своего феерического бенефиса Александр Гончарук играет на саксофоне. Безукоризненное мастерство демонстрирует Елизавета Романенко, которая задает тон в финальной и сложнейшей по уровню эмоциональной насыщенности сцене встречи Ани-Кристины со своей бабушкой. Безусловная удача спектакля образ Кристины: актриса Юлия Гревцова мало того, что она входит в образ девчонки, «прошедшей огонь и воду», не просто находящейся в состоянии непрерывного исступления, а падающей в бездну нервного срыва, но и в полной мере, следуя заветам Станиславского, существует в предлагаемых обстоятельствах. Александр Гончарук-младший может посоперничать со своим отцом в количестве созданных образов, но, пожалуй, самый эффектный из них - немногословный метросексуал в эпизодах «из жизни гламурных людей». Александр создает его всего лишь какой-то особенной позой и точно найденным поворотом головы. Чемпион по комическим эффектам в спектакле - Игорь Болдышев (врачиха в детприемнике, ангел на мотоцикле). Чудо, что ему удалось обойтись без безвкусных ужимок, от которых мужчины не могут удержаться при  исполнении женских ролей. Юлия Овчаренко (Аня) больше всех может позволить себе оставаться самой собой - за ней тянется незримый шлейф главной роли в предыдущей постановке Анны Бабановой по пьесе Ярославы Пулинович «Я ухожу красиво» и этого более, чем достаточно, чтобы успешно воплотить в сценическую жизнь еще один образ, созданный уральским драматургом.

Анна Бабанова и Александр Гончарук как постановщики работают в экспрессивной манере, расчитанной, прежде всего, на аудиторию телеканала будущего - youtube. Им удается быть не только говорить с ними на адекватном языке, но и успешно соперничать со всеми остальными претендентами за их зрительское внимание. Они всерьез создают новейшую театральную эстетику, которая не только следует за кинематографом, но и временами опережает его, предлагая современному зрителю, адекватный его восприятию стиль сценческого повествования. Вот только состояние, которое зрителю суждено пережить, он сам для себя назовет уже не старым добрым «катарсисом», а словосочетанием, похожим на что-нибудь вроде «взрыв мозга».

ярсолава пулинович, анна бабанова, театр, александр гончарук

Previous post Next post
Up