Древнеславянские боги. «Theos» и «daimon».

Sep 04, 2009 15:00

            Вынесенное в заголовок противопоставление уровня божественного («theos») и демонического («daimon»), «высшей» мифологии и «низшей», является общим местом во многих исследованиях посвященных язычеству древних славян. Однако остается актуальным вопрос, какой характер имело это разделение и в какой степени оно оправдано для религии славян ( Read more... )

этнография, история, мифология, Боги

Leave a comment

smelding September 4 2009, 11:15:24 UTC
чего-то Вы, господин идеалист, в махровый истмат и эволюцию религии впали.
малая дистанция между "теос" и даймон" в русском язычестве вплоне может быть результатом осмысления христианскими уже книжниками.
между прочим, в начале третьего раздела статьи приведены примеры ВЫРОЖДЕНИЯ Богов до "низшей демонологии", а не Их оттуда "выделения"
см. также
http://velesovkrug.nm.ru/iskania/isk025.htm

Reply

miling_k September 4 2009, 11:59:50 UTC
Боги и представления о Богах - вещи разные. И история у них разная. В золотом веке, в "Сатья-юге" ни культов изысканных, ни философий не было (нафига религия и идолы-капища когда с богами напрямую общаешся). А потом уже пошло-поехало усложнение религий ("эволюция" в самом дословном смысле), сопутствующее упадку духа. Что логично, отсутствие интуитивного знания восполняется интеллектуальным знанием. Та же сложнючая "Веданта" не могла быть создана в Золотой век. Чем сложнее религия, тем она более "железная", "кали-югистая ( ... )

Reply

smelding September 4 2009, 12:34:29 UTC
да ниоткуда не деградировали.
Они изначально были
а "архаичные" народы, к-0рые в 19 веке гораздо, имхо, правильнее звали выродившимися просто по своей сути выше духов и бесов заглянуть неспособны.
И - деградировали не БОГИ! А людские представления о Них.

Reply

miling_k September 4 2009, 13:35:35 UTC
вот. представления о "демонах" всегда были, и из представлений о Богах не деградировали ( ... )

Reply

smelding September 4 2009, 14:08:39 UTC
не были бы - как бы они до них додумались?
твои примеры с индейцами некорректны хотя бы потому, что мы НЕ ЗНАЕМ, веря во что они пришли в Новый Свет.
Государство и государственные культы у них, по странной случайности, возникали как-то в тех же местах, что и легенды о белых пришельцах. Уж не говоря о том, что называть ЭТО Богами я отказываюсь. (по крайней мере то, что почитали астеки и майя, инки вроде выделялись в лучшую сторону).

Reply

miling_k September 4 2009, 14:35:54 UTC
"Остается вопрос, а чем можно доказать, что для для наших далеких-далеких предков были актуальны сущности такой высокой абстракции ( ... )

Reply

smelding September 4 2009, 12:44:52 UTC
Чем сложнее религия, тем она более "железная", "кали-югистая" ))).

спорно. Очень спорно. Смотри - сперва было католичество, потом - протестантизм. Очень, очень простая религия - на месте сложной. Материализм, в свой черед, упрощение протестантизма.

Reply

miling_k September 4 2009, 13:41:08 UTC
история христианской церкви вещь непоказательная. Особенно когда замешана политика. _Народному христианству_ от смены католицизма на протестантизм ни холодно ни жарко было (ну, округляя..). Лучше все-таки говорить о традиционных религиях, развивавших свои религиозные идеи без жесткого давления извне.

К слову, мифология материализма весьма обширна и сложна ))). порой понять ее логику сложнее чем языческую или какую иную традиционную )).

Reply

smelding September 4 2009, 13:59:50 UTC
однако обрядность и мифология сведены к минимумму. Ты, кстати, заметил - мифология гуманистов как раз очень походит на мифологию вырождающихся племен - культы безличных сил (Прогресс, Эволюция, Человечество, История, Природа и пр), тотемизм (питекантроп), фетишизм (от почитания денег, книг и других вещей до мифологизирования интеллектуальных инструментов вроде науки)

Тот же процесс упрощения находим и у индусов - буддизм вместо индуизма, скажем. Как говаривала моя бывшая, протестантизм - явление надконфессиональное.

Reply

miling_k September 4 2009, 14:14:07 UTC
Эти, как говорили некогда, "реакционные явления" действительно надконфессиональные. И даже внеисторические. Элиаде называл это ностальгией по золотому веку, по "дикарской простоте". Протестантизм тут особо показателен - не зря они все особое внимание Ветхому завету уделяют. Это как коррекция на фондовой бирже ))) - за большим скачком всегда идет коррекция )). Так и тут, после усложнения религии бывают обратные реакции. Что, однако общую тенденцию (или "тренд" биржевой) не отменяет.

Reply

karmapenko September 4 2009, 15:46:59 UTC
"...Процесс упрощения находим и у индусов - буддизм вместо индуизма, скажем".
Ну-ну... Нашли простую религию. Западным исследователям целую науку пришлось придумать - буддологию. В тибетской традиции монахи десятилетиями учатся.

Reply

miling_k September 4 2009, 12:05:58 UTC
еще раз повторюсь, Боги не "вырождаются", и не "выделяются" ниоткуда. И не думал такое говорить.
А вот людские представления вообще, и о богах в частности, часто меняются, что, естественно, на бытии Богов не отражается.

Reply

smelding September 4 2009, 12:38:45 UTC
извини, не заметил сразу этого высказывания...

Reply


Leave a comment

Up