Ив Левин - женщина :) Вообще, неплохо было бы использовать собственно её сборник, а не только рецензию. Поскольку критика "языческих корней" Параскевы там, на мой взгляд, самая существенная
>> По мнению Левина... Действительно, опечатка. Задумалась :)
>> Вообще, неплохо было бы использовать собственно её сборник, а не только рецензию. Это все-таки небольшая научно-популярная статья, а не глубокая научная работа.
"Богиня Мокошь" - самая странная реконструкция из всех неоязыческих реконструкций.
Нет ровно ни одного сообщения о том, что это женское божество, и в то же время - хватает сообщений, из которых можно понять, что это мужское божество, но тем не менее, после работы Рыбакова почему-то эта идея прижилась.
Между тем, например, в современной Тверской области в народе до сих по сохраняются представления о том, что Мокош, Мокуш, Мокуж - это огненный змей, который свистит и перемещается в виде огненного кольца! Да... Не читали там Рыбакова.
Сказать на 100%, был(-а) ли Мокошь женским или мужском божеством невозможно. Тем не менее, есть ряд аргументов, приведенных далеко не только Рыбаковым, свидетельствующих в пользу того, что божество было именно женским: - "мокриды" - ритуальное действие, выполняемое исключительно женщинами - вопросы "молилась ли ты мокоши" священники задавали на исповеди женщинам - в "Слове Григория Богословца" в одном рядом стоят вилы и Мокошь (вполне вероятно, что "дева" там же - это ее определение, а не указание на другое божество)
>> Между тем, например, в современной Тверской области в народе до сих по сохраняются представления о том, что Мокош, Мокуш, Мокуж - это огненный змей Переход рода - нередкое явление. Осталась, например, фраза «Мокуша остригла овец».
Едва ли Мокошь можно назвать неоязыческим конструктом, в отличие от той же Лады.
Ну Лада - вообще похожа на выдумку. А Мокошь - это именно конструкт. Я сейчас как раз пишу текст, в котором собираюсь привести свидетельства, собранные Базловым.
>>Мокошь (Макошь, Мокоша) - единственное женское божество >>восточнославянского пантеона, чье имя точно известно.
И чуть ниже вы сами себя опровергаете:
>>К примеру, в поучении XV века «Слово с-го Григория (Богословца) изобретено >>в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им >>клали» находим следующие строки:
>>«…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и >>Диве, Перуну. Хърсу… >>Но и ноне по украинамъ молятся ему проклятому богу Перуну и Хърсу и Мокоши >>и виламъ».
Comments 11
Reply
Reply
Действительно, опечатка. Задумалась :)
>> Вообще, неплохо было бы использовать собственно её сборник, а не только рецензию.
Это все-таки небольшая научно-популярная статья, а не глубокая научная работа.
Reply
Нет ровно ни одного сообщения о том, что это женское божество, и в то же время - хватает сообщений, из которых можно понять, что это мужское божество, но тем не менее, после работы Рыбакова почему-то эта идея прижилась.
Между тем, например, в современной Тверской области в народе до сих по сохраняются представления о том, что Мокош, Мокуш, Мокуж - это огненный змей, который свистит и перемещается в виде огненного кольца! Да... Не читали там Рыбакова.
Reply
- "мокриды" - ритуальное действие, выполняемое исключительно женщинами
- вопросы "молилась ли ты мокоши" священники задавали на исповеди женщинам
- в "Слове Григория Богословца" в одном рядом стоят вилы и Мокошь (вполне вероятно, что "дева" там же - это ее определение, а не указание на другое божество)
>> Между тем, например, в современной Тверской области в народе до сих по сохраняются представления о том, что Мокош, Мокуш, Мокуж - это огненный змей
Переход рода - нередкое явление. Осталась, например, фраза «Мокуша остригла овец».
Едва ли Мокошь можно назвать неоязыческим конструктом, в отличие от той же Лады.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И чуть ниже вы сами себя опровергаете:
>>К примеру, в поучении XV века «Слово с-го Григория (Богословца) изобретено >>в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им >>клали» находим следующие строки:
>>«…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и >>Диве, Перуну. Хърсу…
>>Но и ноне по украинамъ молятся ему проклятому богу Перуну и Хърсу и Мокоши >>и виламъ».
Reply
Leave a comment