Июль 41-го…
Июль 41-го… // Знамя труда. №№ 143 - 148. 01, 04, 05, 06, 07, 08.08.1992.
ОТ РЕДАКЦИИ: Посещение Сланцев ветеранами )91-й стрелковой дивизии, участниками боев с фашистами на нашей земле всколыхнуло память о первых сражениях, о тех патриотах, которые грудью встали против до зубов вооруженного врага. Этот подвиг и большие потери наших солдат долгое время частью были нам неизвестны, частью забыты. Приезд ветеранов напомнил о многом, надеемся, послужил началу большой работы в поиске и увековечивании имен погибших воинов этой дивизии.
Ветераны оставили городу сведения о боевых формированиях и действиях в нашем крае в первые дни войны. А участник Великой Отечественной войны Игорь Дмитриевич Попов, одни из инициаторов встречи, вскоре с помощью ксероксной техники изготовил иллюстрированную фотографиями В.М. Сидоренко брошюру под названием «Июль 41го» на основе неопубликованной рукописи начальника политотдела 191-й Краснознаменной Новгородской стрелковой дивизии подполковника Сергея Митрофановича Голубятникова о боевых действиях дивизии на территории Сланцевского района. Один экземпляр книжки с дарственной надписью получила редакция газеты «Знамя труда», которая, в свою очередь, знакомит с ее содержанием своих читателей. Сохраняем также предисловие И.Д. Попова.
...Боевые позиции дивизии растянулись на десятки километров, а 4-я немецкая танковая армия, имевшая 8-кратный перевес над защитниками в живой силе и технике, создавала на участке прорыва подавляющий перевес.
Молодой командир, который стал седым на глазах бойцов, понимает, что остановить танковую колонну из сотен боевых машин его подразделение не может, но задержать хоть на час - это их долг. Пушка заняла открытую позицию и стреляет прямой наводкой. Она может сделать только несколько выстрелов, уничтожит сотни врагов и несколько танков, но и сама будет разбита. Танки врага раздавят наскоро вырытые окопы, а озверевшие автоматчики фашистов добьют тех, кто остался в живых. Но место погибшей батареи займет другая, на новом месте.
...Для продвижения от села Заручье до Сланцев немцам понадобилась почти целая неделя. Погибли тысячи наших бойцов, но ценой своей жизни они выиграли время, необходимое для создания обороны южнее Ленинграда.
Как же случилось, что мы почти полвека не знали об этих боях? 191-я дивизия была создана перед началом войны, боевое крещение приняла на Сланцевской земле, участвовала в обороне Ленинграда, освобождала от фашистов Прибалтику, Польшу, а закончила войну на Эльбе и была расформирована после Победы. Дивизии было присвоено наименование «Новгородская», она была во время войны награждена орденом Красного Знамени. Верховный Главнокомандующий во время войны 16 раз объявил благодарность воинам 191-й дивизии.
Между числом погибших воинов 191-й дивизии на Сланцевской земле и захороненных с отданием воинских почестей большая разница. Это на нашей совести и совести сланцевского военкомата. Работу по захоронению останков героев, защищавших нас, нужно проводить интенсивнее.
Предлагаемая вашему вниманию копия части авторского экземпляра рукописи начальника политотдела 191-й дивизии является исключительно ценным и достоверным материалом для изучения начального периода Великой Отечественной войны на территории Сланцевского района.
Яркие примеры беззаветной преданности своей Родине могут быть использованы в деле патриотического воспитания молодежи на героических примерах из жизни нашего района.
И. Д. Попов.
К исходу 11 июля на Лужском направлении подвижные дивизии 41-го моторизованного корпуса противника левым флангом достигли города Струги Красные и по шоссе приблизились к реке Плюссе в районе Лудони. К этому времени 118-я стрелковая дивизия вела бон с гитлеровскими войсками на южных подступах к Гдову.
В этой обстановке командующий фронтом принял решение повернуть 191-ю дивизию фронтом на юг и прикрыть Нарвское и Кингисеппское направления. Ей была отведена полоса южнее Сланцев и Кингисеппа - Скамья (исток реки Нарвы), Большие Рожки, западный берег озера Самро. 191-я дивизия должна была оборонять участок шириной в 70 километров, с учетом всего восточного берега Нарвы против врага, превосходившего нашу дивизию по численности живой силы и технике - по танкам, артиллерии, транспортным средствам. Его авиация господствовала в воздухе. Враг был упоен легкими победами на Западе. Верили в легкую и быструю победу над Красной Армией.
Но всего этого не убоялись воины 191-й дивизии, превосходившие противника по своему моральному духу и обладавшие необходимым минимумом вооружения. Они мужественно встретили врага.
В течение 12 и 13 июля развернулись бои в предполье Лужской оборонительной полосы уже с участием войск, ее оборонявших. На Лужском направлении противник, достигнув реки Плюссы, форсировал ее. Однако дальнейшее продвижение фашистских войск к Луге было остановлено. Все попытки их продвинуться вперед были решительно отражены огнем артиллерийской группы Одинцова и контратаками стрелковых полков 177-й стрелковой дивизии. Понеся большие потери, враг вынужден был временно здесь прекратить все атаки.
На Нарвском направлении противник 12 июля, усилив свой левый фланг еще одной дивизией (36-й механизированной), овладел Гдовом и, преодолев слабое сопротивление обессиленной 118-й дивизии, начал приближаться к рубежу, который должна оборонять 191-я дивизия.
К этому моменту завершилась перегруппировка частей 191-й стрелковой дивизии. 552-й стрелковый полк был развернут фронтом на юг и занял рубеж обороны Скамья - Большие Рожки, ему была поставлена задача удержать занимаемый рубеж, не допустить прорыва немцев на Нарву. Поворот 552-го стрелкового полка с западного направления на южное не требовал много времени. Наиболее сложным делом оказалось передислоцирование 546-го полка с восточного берега Нарвы на рубеж Большие Рожки - западный берег озера Самро. Для этого ему необходимо было преодолеть форсированным маршем до 2-х десятков километров и быть готовым к встречному бою.
13 июля 1941 года 546-й стрелковый полк с одним дивизионом 484-го артиллерийского полка выступил маршем в район д. Лосева Гора Сланцевского района для ликвидации прорвавшихся туда мото-мехчастей противника. В связи с передислокацией 546-го стрелкового полка 559-й стрелковый полк принял его участок. Теперь он занимал оборону на фронте Васса, восточный берег реки Нарвы, устье реки Пята, Тербинка. 9-я стрелковая рота 559-го полка была поставлена на охрану переправы через р. Плюсса.
Таким образом, в результате перегруппировки 191-я стрелковая дивизия перекрыла пути на Нарву и Кингисепп с юга и готова была отразить удар врага на Нарву с запада. Главное теперь состояло в том, чтобы разгромить врага на переднем крае и не дать возможности продвигаться на север и северо-восток. Получив решительный отпор под Лугой, гитлеровское командование решило 13 июля изменить направление главного удара. 14 июля основные силы 41-го моторизованного корпуса немцев повернули на северо-запад от Лужской группировки советских войск на Кингисеппское направление. Если с юга и юго-запада Кингисеппское направление, как уже было сказано, было прикрыто частями 191-й дивизии, то с юго-востока 14 июля это направление не было прикрыто. Командование Северного фронта и Лужской оперативной группы не имело готовых резервов. Своевременно был прикрыт участок реки Луги и устье притока ее - р. Саба в районе Большого Сабека Ленинградским пехотным училищем им. С.М. Кирова. А от Большого Сабека до города Кингисепп река Луга оставалась неприкрытой. Разведав, противник и решил воспользоваться неприкрытым участком. 14 июля танковые и моторизованные колонны гитлеровских войск, обычно передвигающиеся пошоссейным дорогам, устремились по проселочным и шоссейным дорогам и вышли к реке Луга в 20 - 25 километрах юго-восточнее Кингисеппа, форсировали ее без боя и захватили плацдарм у д. Поречье и расширили его, заняв большое село Ивановское. В районе же Большого Сабека попытки гитлеровцев с ходу форсировать реку Лугу были отбиты курсантами пехотного училища им. Кирова. Враг понес здесь серьезные потери. Но на другой день, получив подкрепления, он с боем форсировал реку Лугу и в районе Большого Сабека захватил плацдарм. Когда стало известно, что враг форсировал Лугу, командование Северного фронта начало принимать срочные меры теми силами, которыми оно располагало. К вечеру 14 июля в район вражеского плацдарма стали прибывать из Ленинграда эшелоны с частями 2-й дивизии народного ополчения. Выгрузившись на ст. Веймарн, они тотчас вступили в бой. Их поддерживал танковый батальон и небольшая группа самолетов. Однако им не удалось сбросить противника с плацдарма ни 14, ни 15 мюля. Вражеский плацдарм был лишь локализован. Положение оставалось сложным и трудным. Кроме форсирования р. Луги юго-восточнее Кингисеппа и захвата плацдармов в районе Ивановского н Большого Сабека, гитлеровское командование одновременно стремилось прорваться от Гдова к Нарве и Кингисеппу по шоссе, ' идущему от него к этим городам. И если это не произошло, то не по воле гитлеровского командования.
13 июля 191-я дивизия получила приказ отразить любые попытки мотомехчастей противника продвинуться вперед. На основании приказа командира дивизии командиры 552-го, 546-го стрелковых полков, 484-го артиллерийского полка и 253-го отдельного разведбатальопа поставили боевые задачи подразделениям своих частей.
552-й стрелковый полк, находясь на своем рубеже обороны, получил задачу не допустить противника в северном направлении на Гостицы и Выскатку, уничтожить его перед своим передним краем. Второму дивизиону и первой батарее первого дивизиона 484-го артиллерийского полка было приказано поддерживать 552-й стрелковый полк. Первой батарее была поставлена задача занять старую основную позицию и своим огнем не допустить противника со стороны Скамьи и шоссе, идущего на север, имея связь с 3-м стрелковым батальоном 552-го стрелкового полка. Трем батареям второго дивизиона 484-го артиллерийского полка были поставлены задачи: действуя побатарейно и повзводно, не допустить противника на Гостицы, прикрывая это направление двумя батареями, и на Выскатку - одной батареей, держа все хорошо проходимые дороги под обстрелом. Вместе с тем, ставилась задача не допустить накапливание противника в районе отметки 42,3, Борки, Журавов Конец, Заборовье. Приказом была установлена готовность и открытие огня - в 10 часов 14 июля 1941 года, расход боеприпасов - один боекомплект.
Первому дивизиону 484-го артиллерийского полка (без первой батареи) было приказано к 10 часам 14 июля 1941 года занять рубеж для обороны, совместно с 253-м отдельным разведбатальоном - Большие Рожки, озеро Долгое. Действуя побатарейно и повзводно, не допустить противника с юга на север и северо-восток, на Лосеву Гору, Большие Рожки. Район огневых позиций был установлен северо-западнее Больших Рожек и Стрежневого Лога. Командир 484-го артиллерийского полка подполковник Велихов поставил задачи дивизионам в 5 часов 14 июля.
В установленное время артиллерия заняла огневые позиции и была готова к открытию огня, 15 июля бой с противником на Сланцевском направлении продолжали части и подразделения 118-й стрелковой дивизии, отошедшие от Гдова. 552-й стрелковый полк 191-й стрелковой дивизии пока столкновения с противником не имел. Второй дивизион 484-го артполка, его поддерживающий, занимал огневые позиции в районе Выскатка - Большие Рожки. Первая батарея, как и третья, занимала огневые позиции в районе Тешино. На левый фланг 191-й дивизии в ночь на 15 июля вышел 3-й стрелковый батальон 546-го стрелкового полка. Разведкой этого батальона было установлено, что в лесу восточнее и северо-восточнее д. Заручье находятся крупные мотомехчасти противника, большое количество танков. Вторая и третья батареи 484-го артиллерийского полка с утра 15 июля вели огонь по скоплению противника, поддерживая 3-й стрелковый батальон 546-го стрелкового полка. К 14 часам эти батареи вышли на юго-восточную окраину д. Максимова Гора, здесь уже находился наблюдательный пункт первого дивизиона 484-го артиллерийского полка. Ожидалось прибытие второго гаубичного дивизиона 504-го гвардейского артиллерийского полка в район деревни Гаянщины для поддержания 546-го стрелкового полка.
546-й стрелковый полк в первый бой вступил первым и третьим батальоном в 20 часов 15 июля 1941 года за деревню Лосева Гора.
Гитлеровцы предприняли наступление, как уже стало обычным, при поддержке танков и артиллерии. Деревня горела, подожженная гитлеровцами. Первыми открыли огонь по противнику вторая батарея В.Г. Гурина и третья батарея В.П. Лубова. Несмотря на бомбежку, артиллерийский и пулеметный огонь, батареи вели огонь прямой наводкой по атакующему противнику. Не раз гитлеровцам приходилось бежать, чтобы спастись от огня советских артиллеристов. Двумя батареями 484-го артиллерийского полка в течение одного короткого боя было уничтожено до 100 солдат и офицеров противника, три танка, мост через реку Долгая, использовавшийся врагом.
Дружно действовали и стрелковые батальоны 546-го стрелкового полка под командованием лейтенанта И.С. Жиделя и старшего лейтенанта Т.X. Маремова. Атаки противника отражались одна за другой. У деревни Лосева Гора 546-й стрелковый полк, при поддержке 484-го артиллерийского полка трое суток сдерживал превосходящие силы противника, удерживая свой рубеж обороны. От его огня много гитлеровцев нашли себе могилу. Благодаря высокой дисциплине и хорошему взаимодействию с артиллеристами, 546-й стрелковый полк в трехдневных боях понес сравнительно малые потери (20 человек). В первом бою личный состав 546-го стрелкового полка и 484-го артиллерийского полка почувствовали силу свою и обрели уверенность в том, что они могут и должны громить врага. Первый успех воодушевил их.
В ночь на 16 июля 552-й стрелковый полк сменил части 118-й стрелковой дивизии на рубеже их обороны. Ему не требовалось готовить оборонительные позиции. Они уже были подготовлены. На правом фланге занял оборону 3-й стрелковый батальон, левее его в первом эшелоне - первый батальон, за ним уступом слева второй стрелковый батальон. Примерно в 6 часов утра 16 июля гитлеровцы начали наступление на Сланцы. Оно велось в основном танками. Бой был ожесточенным и длился весь день до 20 часов вечера. Полковыми артиллеристами, вторым дивизионом 484-го артиллерийского полка и первым батальоном 552-го стрелкового полка было подбито восемь танков и уничтожено много солдат и офицеров противника. Имелись серьезные потери и в 552-м стрелковом полку. Был момент, когда вражеским танкам и автоматчикам удалось вклиниться в оборону полка, некоторые стрелковые подразделения попятились назад, но выручили артиллеристы второго дивизиона 484-го артиллерийского полка. Они прямой наводкой подбили несколько танков, а остальные, боясь огня артиллерии, бежали назад, оказавшись без пехоты. Не выдержали советской шрапнели немецкие автоматчики. Они в панике бежали, будучи контратакованными бойцами первого батальона. В результате контратаки и поддержки артиллеристов 552-й стрелковый полк занял свой прежний рубеж.
В момент отражения атаки немцев 15 июля в районе деревни Ухово находился секретарь партбюро 484-го артиллерийского полка старший политрук В.Л. Пименков. Своим присутствием, личным примером самообладания и активностью в момент выхода вражеских танков на подступы к батареям он придавал стойкость и уверенность артиллеристам.
Сконцентрировав превосходящие по количеству силы, гитлеровское командование стремилось овладеть прежде всего тактически выгодными населенными пунктами на пути к Нарве и Кингисеппу и усовершенствованными коммуникациями, ведущими к ним. Для этого пускалось противником много танков и большое количество самолетов. Боевые порядки наших войск бомбила и обстреливала фашистская авиация. Один массовый налет следовал за другим, пока не наступала ночь. Бомбежке подвергались населенные пункты на переднем крае и в ближайшем тылу.
В те дни, когда 2-й батальон 559-го стрелкового полка вел бой в районе Ивановского, главные силы его находились в обороне г. Нарвы и пока еще непосредственного столкновения с противником не имели. Только велась усиленная разведка. Разведвзвод под командованием лейтенанта В.А. Корнышева вел ее в северном и в южном направлениях в сторону Усть-Луги и в сторону Гдова. Кроме того, командование 559-го стрелкового полка получало разведсводки штаба дивизии. Сообщения штабов 552-го и 546-го стрелковых полков, ведущих бои с противником, показывали, что противник продолжает накапливать силы между Гдовом и Сланцами и стремится овладеть рубежом Гостицы - Попкова Гора, продвинуться к Сланцам.
Но все его попытки овладеть этим районом успешно отражались двумя стрелковыми полками при поддержке 484го артполка и 8-го отдельного и истребительно-противотанкового дивизиона.
В связи с тем, что противник продвинулся по восточному берегу Чудского озера к устью реки Нарва, возникла опасность форсирования ее гитлеровцами и выход их по западному берегу к городу Нарве. Командование фронтом своевременно учло эту опасность и спешно перебросило на левый (западный) берег батальон морской пехоты, малочисленный 219-й стрелковый полк 16-й стрелковой дивизии (из состава 8-й Армии) и 1-й стрелковый полк еще полностью не сформированной 4-й дивизии народного ополчения. Они заняли оборону по западному берегу реки Нарва фронтом на восток. Все вышеуказанные части были объединены в Нарв-скую оперативную группу (НОГ) и вместе с 191-й стрелковой дивизией обороняли г. Нарву с запада.
17 июля началась передислокация артиллерии дивизии. Второй дивизион 484-го артиллерийского полка к 17 часам занял рубеж для обороны в районе Дубовки, но в 23 часа снова снялся и пошел на Выскатку, имея на марше только свое прикрытие. Дивизион совершал марш без пехоты.
Первый дивизион 484-го артиллерийского полка прибыл в район Монастырька и до исхода дня 17 июля находился здесь, готовясь к ночному маршу. Вечером, когда уже стемнело, в район Попковой Горы прибыли генерал-майор Духанов и майор М.Г. Караваев. Начальник штаба командующего артиллерией 191-й стрелковой дивизии привез пакеты с приказами командира дивизии командирам 546-го и 552-го стрелковых полков и после их вручения помогал организованно совершить марш артиллерии: 484-го артиллерийского полка в район д. Ариновки, а 504 ГАП - гаубичному дивизиону занять позицию для поддержки 552-го стрелкового полка.
Передислокация проходила хотя и ночыо, но под бомбежкой н обстрелом вражеской авиации. Рассредотачивая образующуюся па дороге «пробку», майор М.Г. Караваев был тяжело ранен.
Вышестоящее командование поставило перед 191-й стрелковой дивизией задачу в районе изгиба р. Долгая на рассвете 20 июля 1941 года атаковать противника. Выполнение этой задачи было возложено на 546-й стрелковый полк и 484-й артиллерийский полк. В ночь на 18 июля 546-й стрелковый полк и первый дивизион 484-го артиллерийского полка начали марш-маневр по маршруту Щучка, Ариновка, Долгая.
В авангарде полка шел второй стрелковый батальон со 2-й батареей 484-го артиллерийского полка. За ним следовали главные силы полка с третьей батареей этого же артполка.
Марш-маневр 546-го стрелкового полка прикрывался правым боковым отрядом - первым стрелковым батальоном, усиленным артиллерией. Разведка и охранение были хорошо организованы. К 8 часам 20 июля 1-й и 2-й батальоны 546-го стрелкового полка вышли на исходные позиции, которые проходили по восточным опушкам леса у реки Долгая. Прибыли и заняли огневые позиции восточнее дер. Ариновки 1-й и 2-й дивизионы 484-го артиллерийского полка. Местность, куда прибыли 546-й стрелковый полк и 484-й артиллерийский полк, благоприятствовала фланговому удару по врагу: река Долгая здесь делает изгиб в северо-восточном направлении и недалеко проходит дорога, по которой противник доставлял резервы и грузы на плацдарм у деревни Ивановское.
https://slanist1934.livejournal.com/196236.html