Кошелевичи. Старая запись

Jan 27, 2024 22:56









В Кошелевичах

21.07.2002 г. посетил Кошелевичи и деревни близ Самро. Как известно, место сланцевскими краеведами специально не изучалось, исключая разве что послереволюционную пору. Время до 1917 г. оказалось сплошной лакуной.

Почему-то (со слов Чуркина или Петрова) у сланцевских историков утвердилось понятие, что А.В. Дружинин в известной повести «Полинька Сакс» описывает хозяйку Кошелевич, между тем, в самом повествовании на это нет ни малейшего намека. Новые изыскания по Дружинину, активно начатые в России и за рубежом в 1980-е годы, пока нами не просмотрены. Думаю, они вряд ли что дадут. Местники о Саксах ничего сказать не могли. Мне вопрос представляется много иным. По описанию 1838 г. в округе известны деревни господ Таировых, барона Штакельберга и Её Императорского Величества. Непосредственно Кошелевичи, которые подразделялись на 1-е, 2-е и 3-е, в 1820-е гг. принадлежали Штакельбергам. Впоследствии Штакельберги владели мызами Эмильино (близ Вороново) и Ужево. Кошелевичи в 1864 г. в списке мыз Гдовского уезда не значатся. По рассказам предков современные респонденты из Кошелевич считают себя выходцами из вольных крестьян. Это похоже на правду. Большой усадебный дом (7 окон на улицу) принадлежал по сообщению соседа некоему Федосееву. Действительно, в 1888 г. статисты в сельце Поречье зафиксировали лесное имение крестьянина Ф. Федосеева, которым тот владел совместно с пятью компаньонами, тоже крестьянами. Имение составляло один участок в 3255 десятин, при цене в 4004 руб. (1885 г.). Усадебной и пахотной земли имение не содержало.

До недавних времен в Кошелевичах известен датирующий камень, который был вмонтирован в стену хозпостройки. Надпись на нем гласила: « Начата постройка и совершена закладка июня 25 1886 года» (сведения 1977 г.). Осмотреть этот камень не удалось. Судя по всему, эта дата- существенный компонент датировки всего кошелевского комплекса, сохранившегося до сих пор. Дом и часовня могли возводиться после хоздвора. Так было в д. Столбово, где разбогатевшие в отходе крестьяне стали первоначально возводить большой каменный двор, проживая до поры рядом, в простых деревенских домах. События 1917 года прекратили столбовское строительство на том, что капитальные жилые дома братьями построены не были. По некоторым сведениям владельцы большого каменного двора в 2 этажа приобрели основной капитал в Финляндии. Дед одной моей собеседницы из Кошелевич садовничал в той же Финляндии (бабушка ездила к нему в Гельсингфорс, имелся дом в Териоках - Зеленогорске). Садовничество деда садово-парковым садовничеством не являлось. Это могла быть скупка фруктов и ягод для поставки в Санкт-Петербург. Безусловно, скупка- продажа существовала в больших масштабах и предполагала дальние разъезды. Она же предполагала активное разведение фруктово-ягодных садов, на что дед брал подряды. Работа садовым подрядчиком оплачивалась выше работы садовника. Упомянули о селекционной работе деда. Он умел мастерски привить различные сорта яблок. Выведение махровых шиповников и разведение желтой малины в округе Самро - его заслуга.

В личном саду деда, купившего со временем дом священника в Кошелевичах, имелись растительные экзоты своего времени, например, туя. Внуки унаследовали дедову страсть к разведению сада и селекции. Сегодня на живописном участке в Кошелевичах произрастает дальневосточный виноград, слива усыпана множеством плодов, на особом дереве малого роста радуют глаз вожделенные груши. По рассказам местников Кошелевичи до революции специализировались в садоводстве. Даже после Великой Отечественной войны отсюда в Ленинград отправлялись возы яблок. Интересно, что кошелевичские сады существуют без интенсивного полива.

Вода в сельце - сказ особый. Близ дома Федосеева существует артезианский колодец глубиной 90 м. Был и «журавль». Одна жительница сельца заказала вырыть колодец. Рабочие опустили 12 колец, а воды не достигли. Естественный родник находится в километре от сада хозяйки. Поклонным источником он не является. Жители собирают дождевую воду. Для этого у них расставлены бочки, а от дедов сохранились пруды. Старый поросший пруд расположен на въезде с Большой дороги.

Крупных рек и ручьев Кошелевичи не имеют. Есть родник в лесу. Купаться ходили на озеро Покай, что в километре от Большой дороги, в сторону Подлесья. Оно же Межник. Это небольшое озерко имеет торфяное дно и берега, поросшие тростником. До сих пор на нем ставят сети. Рыба имеет темный окрас. Девушки из деревни купались здесь «как в раю» , - нагишом. Кого-то ставили присмотреть за дорогой. Купальня имеет вязкий заход.

У Пенинского поворота есть Лесное озеро, в котором никто не рискует купаться, т.к. по поверью там тонут даже крепкие мужики. Озеро имеет круглое очертание, берега поросли высоким лесом. Середина довольно глубока. Высказываются предположения, что это может быть место падения небесного камня, метеорита. На Лесном озере водились лебеди. Недавно шестерка их летела куда-то.

Упомянуто Дретнинское озеро. В нем и в Покае делали выгородки для вымачивания льна. На Покае была лодка-долбуша - камья с двумя крыльями. Сегодня она сгнила.

На Самро лодки были большие, метров по пять. Гребли обычно по двое. Производство лодок было тут же. Долгими зимами плели сети. Нить к ним была льняная. Озеро давало много рыбы. Ее транспортировали, переложив крапивой и лопухом.

Сегодня рыбы в достатке, но нет спасения от рыбаков-хищников. В прошлое лето щуке было не пробиться к берегу, - все озеро уставили дешевыми импортными сетями. Встарь сеть была дорога, ею владели общинно. Известно, что в 1880-е гг. Самро давало 4% рыбной выручки в уезде. До недавних времен попадались щуки 7-9 кг.

Житель Овсища рассказал о задохе,- новом (?) явлении на Самро. Ближе к весне рыба начинает задыхаться под слоем льда и устремляется в огромных количествах в р. Сомерку. Тут ее ловят в буквальном смысле «прицепами», в т.ч. в д. Поречье. Задох бывает не каждый год. Рассказчик, приезжий, помнит его 3 раза. Аналогичное явление известно на Белом (Дехинском) озере.

Река Самра (Сомерка) зовется так по карте. Местники, особенно верховье её, называют Чуткой, по деревне Чутка, существовавшей здесь. Рассказывали, что рыба в Чутке появляется в результате задоха. Её удят по 5-7 человек в д. Овсище, в большой ямине у машдвора. Невдалеке тут же стоит овсищенская часовня, заброшенная сегодня. Она представляет из себя четвероугольный сруб с четырехскатной крышей. Алтарь сделан гранями. На крыше рубероидное покрытие.

Местники в большинстве не знают, что до машдвора на этом месте было кладбище, возможно, жальник. Недавно за рекой строили дом, при прокладке фундамента которого «посыпались черепа». Тут, якобы, при реке и мосте остался еще один курганчик. По Лапшину был курган и в Кошелевичах (1896). К северу от Подлесья есть какое-то «Шведское место». Есть курганы у д. Чутки, близ перекрестка. На перекрестке у д. Буряжки лежал некогда погребальный камень, якобы, прямоугольной формы. Сегодня он исчез. Одна из жительниц помнит похороны своей бабушки, когда гроб поставляли на него.

Погребальные камни составляют особенность присамрянского региона. О них говорили в д.д. Кошелевичи, Овсище, Поречье, Старополье, Буряжки. Редактор газеты «Средняя Рогатка» В. Попов хотел разыскать какие-то из этих камней. Погребальный камень в Кошелевичах кто-то использовал на строительство, пока ему не сказали об этом. Камень в Старополье уделали в дорогу ретивые атеисты. Сохраняются камни в д.д. Овсище (два) и Поречье.

Козьегорский следовик в низине у колодца перенесен из Ожево ввиду «кампаниии уничтожения камней». В Ожево он находился вблизи часовни, у дороги. Это т.н. Ильин камень со следом Пророка. Сведений об обрядах у этого камня, по-видимому, не сохранилось. По поводу погребальных камней Попов высказал мнение, что «они из старых храмов». Возможно, что это какие-то алтарные камни языческих лет.

Вся северная присамрянская округа тяготеет к двум храмам - Пенинскому и Козьегорскому. Исконные сомряки относятся к Православию почтительно. Некоторые возвращаются в родные места после многих лет странствия, кто дачником, кто-то пожить. В Кошелевичах зимует «баба Женя» с сыном. Она прибыла сюда во время войны из Дедовичского района Псковщины. Ее воспоминания касаются тягот оккупации и колхозно-совхозного строя.

Козьегорский храм радует верующих фактом своего бессменного существования. Закрывался он на короткий период 1936-1942 гг. В годы ВОВ храм возродился при посредстве особой Православной миссии из Пскова. О временах гонений вспоминают подвиг одного из священников в 37(?) году. Когда местные власти и милиция явились закрыть Дом Молитвы, бесстрашный батюшка встал на защиту Церкви, произнеся: «Сначала убейте меня, затем матушку, а после придите сюда». Оробелые атеисты в посрамлении отступили, ведь многие крестились здесь. Аналогичный случай известен при попытке сожжения храма немцами в с. Кобылье Городище.

По рассказу Анны Ивановны в большом доме Кошелевич (дом Федосеева) останавливался Всероссийский батюшка Отец Иоанн Кронштадский. Хозяин обустроил ему молельню, обитую голубым шелком и кисеей. Эта комната бережно сохранялась на протяжении ряда лет и была предметом гордости сельчан. Особую радость приобщения испытывал хозяин.

В годы, последовавшие за ужасами революций, в доме расположилась школа. Какие-то вожатые-пионерки пытались воспользоваться диваном, на котором отдыхал отец Иоанн, но каждый раз, когда они делали это, необоримая сила скидывала их на пол. При сожжении деревни дом Федосеева чудесным образом сохранился, едва подгорели дубовые ступени. С тем огонь и затих.

Жители округи и Кошелевич жили в ладу с Господом, не нарушая известные заповеди его. Сквернословия и пьянства не было. Люди трудились от зари до зари. Умели и праздновать. На перстольные дни священник с несшими иконы обходил дом за домом, освящая жилища, строения, скот и плоды. Верующие подходили под благословение.

На пути от дороги к дому Федосеева стоит массивная часовня, красиво украшенная кирпичными изысками. Качество штукатурных работ таково, что стены не имеют ни одной трещины. Не осыпалась и побелка. Для постройки использованы несколько фасонов кирпича. Безбожные власти, желая осквернить память боголюбивых предков, вознамеривались соорудить в здании подобие силосной ямы. Весь атеизм является ничем иным, как этническим оскорблением оглупленного народа. Ненависть к богатству, физическому и духовному, в партийной среде к 1917 году была исключительно велика. Пагубную роль в деле зачина Революции сыграла оголтелая национальная политика России. С должным успехом ее подхватил Сталин.

Известно, что Кошелевичи имели множество богатых крестьянских усадеб. Они украшались деревянной резьбой. Планировка поселенческой агломерации во многом не изучена. Историю деревни вряд ли кто напишет. В «сельцо трех аллей» коренных приезжает лишь двое. Уроженцев- зимовщиков нет. Менталитет Ивановой Евгении Никитичны, живущей в Кошелевичах с 1943 г., иной, привнесенный. К сожалению, поселение с красивейшими постройками сгорело в годы ВОВ. Новые строения архитектурной ценности не представляют. На сегодняшний день осваивается в основном главная ось сельца - деревенская улица. Перпендикулярные ей линиии маркируются фундаментами, часто большими и сложными. Некоторое представление о местной архитектуре дают поселения Подлесье, Буряжки и Усадище. Усадище - суть Бурижи. Сохранившиеся строения перечисленных деревень достаточно «разношерстны». Кирпичные дома соседствуют с простенькими строениями из дерева, не редкость, обитыми рубероидом.

Большой дом Федосеева - примечательный архитектурный памятник наших мест. Ни о каком государственном охранении речь сегодня не идет. Хорошо ли, плохо ли продали его, покажет время. Из практики предыдущего - хорошо. Шефы из Ленинграда значительный период худо-бедно поддерживали строение в жилом виде. В это же время в Усадище разрушалась пара кирпичных домов сходного объема. Уникальна сохранность кирпичного дома в Буряжках. Это очередной «памятник народного зодчества», в котором чувствуется рука архитектора. Возможно, В.А. Косяков, строивший храмы в Козьей Горе, Пещерах и в Ивановском, между делом начертал планы домов зажиточным крестьянам. Местники умели общаться не только с архитекторами. Некоторые из них, такие как С.Г. Гаврилов из Ожева, до самого Отца Иоанна доходили и получили от него благодарение за свое радение Богу.

Было ли на месте кирпичное производство, никто не сказал. Старые кирпичи иногда имеют маркировку. Осмотреть их не удалось. На примечательный дом Степанова (?) (Буряжки) шел кирпич нескольких фасонов. Безусловно, его делали специально для близкого храма. Штукатурные работы уникальны для наших мест. Районные строения большей частью чистого красного кирпича, с малым количеством декора. Профессиональное оштукатуривание зданий имеется: в Кошелевичах, Буряжках и Данилово, в деревнях, тяготеющих регионально к Козьей Горе. Во всех указанных местах декор фасадов высочайшего качества, без всяких осыпей и трещин.

Дом в Буряжках имеет высокий мезонин в 3 окна. В особом навершии декоративная полукруглая ниша, в которую реально было вставить какое-то изображение - символ. На улицу смотрят 5 закругленных окон с двумя видами декора. На боковом западном фасаде тоже 5 закругленных окон. Вход на противоположном фасаде находится во дворе. Он оформлен высокой закругленной дверью, гранитными ступенями и изогнутым козырьком. Поддерживают и украшают козырек ажурные металлические детали качественного изготовления и сохранности. Дом имеет полуцокольный этаж-подвал с множеством закругленных окон. Низ строения покоится на гранитном цоколе, - редкость для жилых построек в наших местах. Задний скат крыши дома переходит в скат крыши двора (находится в ремонте). С внешней стороны двор имеет световые окна, а с внутренней окна, арочные ворота и дверь, верх которой скруглен. Входная дверь украшена декоративными полуколонками, над которыми световые окна на манер бойниц. Следует обратить внимание на сложную конфигурацию карниза, который отчасти сделан из фасонного кирпича. Комплекс дома - редчайший для наших мест. Его явно сооружали под началом приезжих специалистов. Хозяин мог себе это позволить.

О судьбе богатого люда в присамрянских волостях известно мало. Обычно говорят, что кто-то уехал в эмиграцию, и это правда. Богатый человек не мог воспринять "психологию комбеда". Оставшиеся из зажиточных, которым бежать было некуда и не на что (кто-то, возможно, поверил Советам), подвергся раскулачиванию. Дед моих собеседниц раскулачивался дважды. Последний раз - после сбора урожая. Нелюди оставили его, чахоточного, без валенок. Реквизированные салфетки видели потом в доме реквизиторов. Антагонизм потомков тех и других сохраняется до сих пор в неявной форме. Память о имущественном неравенстве сохраняется во многих деревнях региона. О раскулаченных, сосланных и расстрелянных надо опрашивать отдельно. Списки репрессированных вряд ли кто смотрел, тем более, никто не смотрел архивы. Потомки состоятельных живут сегодня далеко, иные роды прервались коммунистами. «Генетика справного мужика», на которой держалось Отечество, была выведена. Некому стало содержать большие дома. Их пытались использовать под что угодно, но только не по назначению. Большие усадьбы повсеместно разрушались. В Леонтьевском долгое время в усадьбе квартировал пионерский лагерь. В Кярово, где по исторической правде надо было соорудить Музей Русской Славы, сегодня не найти камня на камне. Пастух в 40 лет не знает, на какой земле он топчется. Человек остался без исторической памяти. Какой памятью гордиться насильникам? - Как тщательно они прячут свидетельства деяний своих отцов и дедов! Сегодня пытаются в очередной раз продавать чужое, - земли, фундаменты, строения. Вселившиеся не по праву в чужие дома загривком чувствуют осуждающие взгляды. Вокруг таких владельцев говор и сплетни. Они бегут от любопытного краеведа и путника. Еще до продажи дома Федосеева кто-то приезжал от имени потомков. Сельчане ничего внятного вспомнить не могли. Память историческая ушла,- она коротка. Единственным человеком, который прожил в Кошелевичах большую часть жизни, является Чайкина Людмила Дмитриевна. Сегодня ей 71 год. Безрадостно ее повествование и тяжела судьба. После сожжения деревни 6 ноября 1944 года (накануне «праздника»), отец из какого-то амбара собрал небольшой домишко, в который сегодня приезжает из Кингисеппа Людмила Дмитриевна. Ей очень отрадно, что и сегодня Кошелевичи - Горка, зараставшая было бурьяном, стала усилием дачников возрождаться к жизни, хотя бы летом. Баба Женя сегодняшний день называет «стройка». При коммунистической стройке 16-летней Людмиле прикрепили коня и выделили борозды в новом колхозе со странным названием «Красный Швейник». В 18 лет девушке детородного возраста довелось работать в лесу, в поселке лесозаготовителей «Новый». От топора и рубки сучьев женщине здоровья не прибудет. Сегодня Людмила Дмитриевна одна-одинешенька на белом свете. Ходит в храм, в котором бесконечные смены причта. На родину ее привозят свои. Здесь тихо и хорошо душе. Ею рассказано, как привезли Ильин камень «с Ожовской повертки» (Ожевского поворота). Сделал это священник, еще до о. Николая, лет 15 назад.

Долгое время сестрам Лине (Магдалине) и Анне не удавалось купить фундамент дома своего деда. Иезуитство системы состоит в том, что человек должен иметь один дом, в одном месте, и быть в нем прописан. Работа на налоги и колхозные трудодни разогнала неблагополучную деревню, которая зачастую стала неперспективной. Неперспективной оказалась «система», - жизнь это доказала, и это надо признать.

Мотивация небесплатной передачи фундамента внучкам своего деда следующая: «Сегодня мы вам продадим фундамент, завтра вам понадобится дорога, колодец, автолавка…» - Вот истинная забота о человеке, который некогда жил и льгот не просил. Кстати, в Ложголовской волости, куда в 1880-е годы входили Кошелевичи, было на сотни семейств едва 4 нищенствующие семьи (0.7% всего состава волости). Присамрянские и Осьминские волости, самые активные в торговом отходе, давали 60% торгового дохода уезда. Храмовый бум в начале ХХ века сотворили никто иные, как сомряки, - особый люд, удачливый в торговле и промышленности. В это время строили храмы: 2 в Козьей Горе (1909), на Пещерах, в Зажупанье (1909), Пенино (1900), в Ложголово велась реконструкция (1912). Все это сомряки. Кроме того, возводились дома причта, школы, часовни и фельдшерско - больничные пункты. Всем известна огромная больница городского типа в Доложске, там же заброшенная сегодня школа из кирпича (2 этажа). Больница построена во времена НЭПа жителем д. Столбово.

К вопросу о сомряках местные жители относятся по разному. Некоторые не знают кто это такие. Знающие с трепетом повествуют о своих земляках и предках. Интересную этноверсию со слов своей бабушки поведала Анна Ивановна, проживающая летом в Буряжках. «Мы, говорила бабушка, относимся к великороссам и говорим на соответствующем языке. По другую сторону р. Чутки, по ней и на восток Самро живут псковские выходцы. Отсюда их особое наречие, - чудское». (Кто есть сомряк - отсюда не ясно). Безусловно, старым языком сегодня в округе не говорят. Жителей Кошелевич возмутило, когда кто-то назвал их деревню на «цы»- Кошелевицы. А, между прочим, именно так писалось в источнике 1864 года. В прочих случаях, в т.ч. в 1498 г., писалось - Кошелевичи. Попутно заметим о известной нумерации Кошелевич. Она шла от дальней деревни к Большой дороге. Сегодня есть собственно Кошелевичи (у дороги) и Горка.То, что дальше, действительно на горке (за домом Критской М.И. низина).

В источнике 1864г. 1-е и 2-е Кошелевичи имеют прозвания: Гусев Куст и Хаборов Куст (соответственно). Сохранились ли топонимы до сего дня, сказать сложно. В Исторической географии Новгородской земли, относящейся ко временам Ивана III, подразделение иное: Горка (Гора Кошелевская), Горка Большая и Кошелевичи. В последнем тогда находился помещичий двор. Примечательно, что Сумерский погост иносказательно назван «Погост Кошелевской Пенинской на озере Пенинском». Очевидна единая структура Кошелевичи Пенино. Кошелевичи стояли на знаковом месте того времени, - перекрестке, а Пенино - на дороге, храмовом месте и некогда при каком-то военном городце.

Уже в 1498 году в Пенино отмечен храм во имя Рождества Б.М., относившийся к Рождества Б.М. Лисицкому монастырю, очевидно, в Новгороде или в его земле. Известен и священник того времени - Гаврило Беглец. До него служил «поп Семен». Уже тогда их дворы были нетяглыми, - освобожденными от налога. В это же время в Пенино соорудили кабак, на деятельность которого посыпались жалобы в Москву. Впрочем, он давал деньги в казну стрелецкого головы, который квартировал в погосте. На этого тоже были жалобы, но от шведских послов.

Погост, имевший особый статус, находился на границе шведских владений. За Лугой лежала т.н. Ингерманландия. Отношения в Пограничье регулировались неоднократно специальными договорами между Стокгольмом и Москвой. Надо учесть, что погост находился на перекрестке Ложголовской и Осьминской дорог. Даже современные карты указуют пути на Данилово. Примечательно, что Рожновье могло обозначать как развилье дорог, так и силу на ней. Пенино произошло от понятия «пенязь», «пени», - касательно денег и их сбора. Полностью идентично Кошелевичи - кошелеть, - богатеть, собирать деньги в кошель, здесь на дороге. Обычная дорожная служба. Кабак строили тоже для сбора денег - валюты, поскольку в погосте должен был существовать род таможни. Военный администратор погоста выписывал русским отъезжающим сопровождающие документы, род загранпаспорта. Иные торговцы нарушали правила международной торговли, торгуя по шведским селам, не доезжая Нарвы. А ведь именно там и только там разрешалось сбывать товар. Шведы настаивали даже на оптовом сбыте, что им давало известную выгоду.

Таково приграничное значение погоста на добрую сотню лет. Форпостом его могло быть Ложголово. Далее- Луга.

Пенино, Сланцевский район, Кошелевичи, В.И. Будько

Previous post Next post
Up