ДНЕВНИК КРАЕВЕДА 11 июн 2017 Б. Поля и Никольщина в книгах
Самые старые упоминания о северо-псковских землях, очевидно, есть только в Псковских летописях и в архивных материалах. Вот, что пишут о старых источниках на сайте псковских археологов:
«Псковская земля в XIV - XVII вв. (территория и границы) / …основным источником для изучения административно-территориального деления средневековой Псковской земли являются писцовые и переписные книги XVI - XVII вв. Наиболее ранними из сохранившихся являются платежная книга 1585 - 1587 гг. (№355 по РГАДА), содержащая краткие сведения по всем 15 уездам Псковской земли, а также писцовые книги 827 и 830 того же времени, гораздо более подробные, однако в них сохранилось описание только 8 уездов.
Из источников XVII в. разнообразные сведения о территории Псковской земли могут быть получены из писцовых книг Псковского уезда 1626 - 28 гг. (NN 17223, 17224), … переписных книг Псковского (N 8498) и других уездов Псковской земли 1646 г. (N 8497), писцовой книги 1680 г. (N359) и переписных книг 1678 г. (NN 8499, 8501).
…
Северо-западная граница Гдовского уезда проходила по реке Нарве, на берегу которой располагалось большинство деревень, известных в Наровской губе. Северо-восточная граница проходила по ряти Пяти (притоку Плюссы) и Долгой, вытекающей из озера Долгого. Хотя эти реки и озеро не указаны в составе Кушельской губы, небольшие речки - Черная, Медвежка, Кушелка, Руя, Елемский ручей - правые притоки Плюссы, известные по источнику, полностью связывают эту территорию воедино. В псковских летописях Кушела упоминается под 1341 г., когда «...немцы переехаше Норову повоеваше села псковские по берегу и Карпе с дружиною сретошася с немцы с норовцы на Кушели у села на болоте... и убиша немец на припоре 20 моуж...».
Гдов и Череместь известны по летописному сообщению под 1323 г.: «...Тое же осени избише немцы пскович на миру, и гостей во озере и ловцов на Нарове реке, а берег весь и городок Гдову, и Череместь взяша...» .
В т.н. «Псковских писцовых книгах» есть уже сообщения о монастыре в пог. Поля. Об этом подробно сообщается в данной работе в главке «Монастырь и храмы в пог. Поля».
В 1780 г. Через д. Поля проследовала по дороге из Нарвы во Псков и далее на Могилев императрица Екатерина Великая. Она останавливалась здесь в специально выстроенном для этой цели Дорожном дворце, следы которого не сохранились. Не сохранилось и памяти народной об этом событии, но сохранился специальный журнал ее путешествия, который назывался «Дневная записка путешествия Императрицы Екатерины II в Могилев» .
Об этом неординарном по сути событии для жителей Полей сообщил читателям г. Сланцы краевед А.Ю. Дорошенко .
О пог. Поля в XIX - XX вв. писали, прежде всего, епархиальные статистики. Писали о нем и земские статистики, но здесь выборку сделать несколько сложнее, поскольку материалы Гдовского земства сегодня оцифрованы не в полном объеме. Кратко упоминается стратегическая дорога Нарва - Гдов и в материалах военного ведомства.
Огромный пласт информации лежит в архивах, но исследователям, которые живут в г. Сланцы, он малодоступен, поскольку исследования в иногородних архивах связаны с долгосрочными командировками, которые финансировать никто не планирует. В России, как это ни странно в такой богатой стране, нет системы цивилизационных грантов, в то время, как они есть в других странах.
Широко известна теперь некоторая статистика о пог. Поля по источнику 1885 г. Писал ее, как водится, местный священник, очевидно, самое образованное в то время лицо в приходе. Иного и быть не могло. - Священникам постоянно приходилось отвечать на опросные листы. Их присылали статистические ведомства, и потому присылали их священникам, что больше на местах такого рода листы посылать было некому:
«Соседние приходы: Черновский, Ольгинский, Веинский и Павловский. Приход состоит из 10 деревень и сельца Гавриловского. Из них на реке Плюсе находится: Сельцо Гавриловское (в полуторых верстах от Погоста), Гостицы (в 7 верстах), Малые Поля (в 1 1/2 вер.), Лучки (в 4-х вер.), Подкино (в 2 вер.), Свиридово и Карповщина - при церкви, Вязово (в 4-х вер.), Уткино и Тухтово - на речке Руе (в 8 верстах), Большие Поля на почтовой Гдовской дороге. Всех прихожан м. п. 504, ж. 521.
Кроме Плюсы в приходе есть речки: Руя, Кошелка и Сиженка. Прихожане, кроме извоза и заготовки дров по реке Плюсе, занимаются выработкою извести из плиты. Грамотных не больше 10 человек, да и те едва умеют подписать свое имя. Школа открыта в 1860 году, в доме священника. Ныне собирают средства на постройку для школы особого дома. В церкви зимой бывает до 200 человек, летом около 100. Кроме общих праздников, празднуют: Успению в Вязовом, в память неурожая в 1800 г., с крестным ходом; Покрову - в Малых и Больших Полях, Подкине, Гостицах, Уткине и Тухтове; Архистратигу Михаилу - в Лучках, Николаю - в Свиридове и Карповщине.
При свадьбах особенность та, что иные невесты надевают к венцу самое худшее платье.
Между Большими и Малыми Полями, есть часовня во имя Покрова, устроенная по преданию, какими-то отшельниками. Часовни в Вязовом, Гостицах и в сельце Гавриловском, также во имя Покрова, построены около 1800 года» .
Священник Кузнецов отмечает особенности местного языка крестьян, которым он, не будучи специалистом, не придал значения:
«Что касается говора Никольских крестьян, то он каких-либо выдающихся особенностей не представляет, кроме тех, что в словах где встречается в начале слога или слова звук о, то он выговаривается как у: курова, - вместо корова, гуршок, кутел, - вместо горшок, котел, укно, - вместо окно и т.д.; буква м за н: номастырь, - вместо монастырь; иногда с за х: хвист, - вместо свист и т.п. Употребляются некоторые своеобразные слова, вроде «полю», т.е. мимо и др. В прежнее время существовал у крестьян погоста Никольщины довольно странный свадебный обычай: невеста одевала к венцу самое худое платье. Теперь этот обычай вывелся» .
Этот же священник приводит в своей книге «Воспоминания о Никольщине» исторические свидетельства существования в пог. Поля Св.-Никольского монастыря и обстоятельства строительства здесь нового каменного храма по проекту Н.Н. Никонова. На закладку этого необычного для Никольщины сооружения в Никольщину приезжали высокопоставленные служители церкви. Высокопоставленное священство приезжало сюда и на освящение храма.
Священник о. Николай (Кузнецов) так же выступал автором в епархиальных изданиях 1899 и 1915 гг., в той части, когда это касалось пог. Поля, который именовался священником Польским погостом и просто Полями:
«Церкви во имя Святителя и Чудотворца
Николая, что в Польском погосте
(Гдовско-Нарвский тракт, станция Поля,
с передачею в Польский погост)
Обе церкви каменные, однопрестольные. Построены тщанием прихожан, старая в 1809 г., а новая в 1898 г. Земли при сих церквах имеется 59 десятин 1086 кв. саж. Здания, принадлежащие цёрквам: деревянный церковный дом и сторожка.
Церковной суммы наличными и в % бумагах 300 руб.
В приходе имеется три часовни, все деревянные, построены в разных деревнях.
В приходе имеются следующие деревни: Лучки, Уткино, Тухтово, Гостище, Большие и Малые Поля, Свиридово, Карповщино, Подкино, Вязово, в расстоянии от церкви от 1 1/2 верст до 8 верст, 242 двора, 690 д. м. п. и 745 д. ж. п.
Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Причт получает жалованье от казны 400 руб. в год и от церкви на отопление 50 р. Капитал причта 150 руб.
Священник помещается в церковном доме, а псаломщик нанимает квартиру у крестьян.
При церкви имеется церковно-приходское попечительство и церковно-приходская школа.
Священник Кузнецов, Николай Кононович, из Тверск. епархии, домашн. образов., рукоположен во священника к село-Верховинской, Новоладожск. уезда, церкви 1887 г., перемещен к сей церкви 1891 г.
И. д. псаломщика Дамаскинский, Александр Николаевич из Спб. епархии. Выбыл из 3 класса Александро-Невского дух. учил. 1887 г., определен и. д. псаломщика к церкви села Кунестье, Гдовского уезда, 1896 г. и в том же году перемещен к сей церкви.
Церковный староста Федоров, Василий, крестьянин, в должности с 1893 г.»
«Никольская церковь в Полях
Погост Поля или Никольщина находится в 170 вер. от Петрограда в 45 от Гдова, в 28 от Нарвы в 1/2 вер. от почтовой дороги из Нарвы в Гдов. Ближайшая станция же¬лезной дороги - Нарва.
В погосте две церкви, обе каменные, однопрестольные, построены усердием прихожан; старая - в 1805 г. а новая в 1898 г.
К церкви приписаны три часовни, находящиеся в разных местах прихода.
Церковной земли 59 десятин.
Приход составляют деревни: Свиридово и Карповщина при церкви, сельцо Гавриловское и дер. Подкино (2 вер.), Большие Поля (2 вер.), Вязово и Лучки (5 вер.), Гостицы (7 вер), Уткино и Тухтово (8 вер.).
Всего в приходе около 270 дворов.
В приходе 5 церковных школ: в Полях - две, в Гостицах, Тухтове и Вязове.
Соседние приходы: Черновский, Ольгинский и Вейнский.
Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Жалование от казны: священнику - 600 руб. псаломщику - 200 руб.
Священник Кузнецов, Николай. Домашнего образования; рукоположен во священника к Верховинской ц. Новолад. у. в 1887 г. перемещен к сей церкви в 1891 г. Состоит духовником духовенства II-го округа Гдов. у. Имеет орден Св. Анны 3 ст. с 1904 г.
Диакон (на вак. псалом.) Пикулин Василий. Определен на вакансию псаломщика к сей церкви в 1902 г.»
В 1910 г. в Никольщину приезжал Митрополит Петроградский и Гдовский св. Вениамин (1873 - 1922). Об этом было сообщение сына священника пог. Поля о. Николая (Кузнецова) иеромонаха Алексия (Кузнецова) , который прославил Поля в качестве церковного писателя и публициста и впоследствии он был епископом Сарапульским в далекой Удмуртии.
Сегодня владыке Алексию в Википедии посвящена отдельная страница, единственному из жителей пог. Поля. Примечательно, что на фотографии 1936 г., размещенной на этой странице, изображен не только он, но изображена и сестра его, Мария Николаевна, которая была в Никольщине учительницей Церковно-приходской школы в 1909 - 1916 гг. Впоследствии она была личным секретарем епископа.
Так же на фотографии изображен брат Алексия (Кузнецова) - Иван, который был в свое время надзирателем в Александро-Невском духовном училище. И брат, и сестра жили с владыкой в Сарапуле.
Краевед А.Ю. Дорошенко приводит уже некие свидетельства того, что одна часть Никольщины в имущественном отношении разнилась от другой:
«…в начале 20-го века село Никольщина было довольно большим по нашим северным меркам населенным пунктом. Здесь было более 70 дворов, и село делилось на две части - зажиточную (по местным меркам) - Карповщину и бедную - Свиридово» .