Никольщина. Добыча плиты и обжиг извести

Dec 27, 2023 09:51









14.08.1899

Здешний

Село Никольщина (Гдовского уезда). Крестьяне Никольщины, управившись немножко с полевыми работами, принялись за обжог известки, которая теперь, в виду большого спроса, повысилась в цене

Крестьяне села Никольщины, управившись немножко с полевыми работами, принялись за обжог известки, которая теперь, в виду большого спроса, повысилась в цене. Я отправился на Плюсу, на обоих берегах которой обжигают известку, с специальной целью познакомиться с процессом обжигания извести. Он весьма несложен: в каменной стене выламывается полукруглое отверстие с открытым верхом; внизу устраивается из толстой плиты «очелки», сверх которых ребром накладывается слой толстой плиты; передняя сторона тоже закладывается «плашмя» толстыми плитами; получается нечто вроде ямы, которая и загромождается сверху мелким камнем, годным для обжога. После того как эта яма будет наполнена камнем, верх выстилается широкими плитами, а передняя сторона импровизированной печки смазывается известкой для того, чтобы дым и огонь не выходили вперед, а стремились вверх. После этой несложной работы в очелки кладут дрова, и печь пускается «в ход». Двое суток беспрерывно производится обжигание известнякового камня и лишь только огонь распространится по всей печке и ровной змейкой пробежит по верхним слоям ее, обжигание прекращается и, после незначительного времени предназначенного на охлаждение печки, известка в негашеном виде продается.

Печи известковые вмещают от 400 до 1000 пудов. На месте без доставки известка продается 5, 6 копеек за пуд, а теперь 12 и более.

Плиту ломают как мужчины, так и женщины. Вообще нужно отдать честь никольским крестьянам, которые исполняют все полевые работы: пашут, жнут, косят и занимаются даже обжогом известки, а если присоединить к этому ведение домашнего хозяйства, которое всецело лежит на руках женщины, то в итоге получится масса труда, какой несет никольский крестьянин.

Здешний[1].

[1] Здешний. Корреспонденции. (От наших корреспондентов). Село Никольщина (Гдовского уезда). Крестьяне Никольщины, управившись немножко с полевыми работами, принялись за обжог известки, которая теперь, в виду большого спроса, повысилась в цене // Нарвский листок. 14.08.1899.





Ломки

Когда рисовалась карта 1867 г., имение Гавриловское уже находилось в состоянии начальной капитализации, а потому управляющий контролировал здесь все производства, которые могли приносить прибыль. В первую очередь это касалось ломки плиты и заготовки извести, о чем есть конкретные свидетельства прошлого.

Ломки, судя по карте, простирались по берегу р. Плюссы к северу на 0,5 км, начиная от малого русла р. Кушелки. Сегодня брошенные Гавриловские Ломки на р. Плюссе можно видеть в месте «Плиты», где они образуют по сути - карьер, глубиной ок. 2-х - 3-х м. В карьере хорошо видны выработки и взвозы, поросшие дерном, а так же остатки обжиговых печей, которые разрушились под действием атмосферных осадков. Часть карьера сегодня занимает крестьянская усадьба.

На территории бывшего предприятия СПОГАТ бывшие Ломки образуют береговой уступ, низ которого покрыт асфальтом. Плитоломы XIX - XX вв. работали здесь исключительно кирками, клиньями и ломами. Клинья забивали при этом - кувалдами.

Взрывы на плюсских карьерах, видимо, никогда не производились, поскольку для строительных целей была нужна цельная плита, которую добывали путем расклинивания и расщепления слоев берегового массива.

Кстати, в ЦГИА есть малоинформативное дело «О разрешении на постройку завода для обжига извести в имении А.М. Дондукова-Корсакова «Гавриловское»[1]. - Этот завод планировал здесь строить некий Д.И. Юнеман:

[1] ЦГИА. Ф. 256. О. 6 . Д. 46. О разрешении на постройку завода для обжига извести Д.И. Юнемана в имении А.М. Дондукова-Корсакова «Гавриловское» Гдовского уезда. 04.05.1877 - 15.01.1879.

В.И. Будько. Винокуренный завод князя А.М. Дондукова-Корсакова на мызе Гавриловское в Гдовском уезде. Рукопись. 2018.

Члены семьи могли заниматься подспорьем как совместно, так и порознь. При подвозе плиты в дд. Карповщина и Свиридово мужчина и женщина образовывали т. н. пай. Известно, что плитоломки на Плюссе чаще были «семейные производства». «Семейно» жгли известь.

...

Члены семьи могли заниматься подспорьем как совместно, так и порознь. При подвозе плиты в дд. Карповщина и Свиридово мужчина и женщина образовывали т. н. пай. Известно, что плитоломки на Плюссе чаще были «семейные производства». «Семейно» жгли известь..

В деревнях Свиридово, Карповщина, Поля, Подкино и Боровня существовал промысел обжигания извести. Для этого отдельный сорт берегового плитняка помещали в особые печи, перекладывая кладку дровами. После 3-х дней обжига плит приобретал необходимые качества, теряя много в своём весе. Этот полуфабрикат транспортировали до места потребления; Если рекой, то в Нарву. Лодки для транспортировки извести имели грузоподъемность 1000-1500 пудов. Ими груз доставлялся до устья р. Пяты, а оттуда лошадьми в Нарву. Очевидно, этими же лодками возили и дрова. В указанное время 75 дворов занимались обжигом, добывая 70 рублей на двор. Промысел дожил до XX века и прекратился до времен ВОВ с появлением в достаточном количестве цемента.

...

[На берегах рр. Плюсса и Боровенка] В деревнях Свиридово, Карповщина, Поля, Подкино и Боровня существовал промысел обжигания извести. Для этого отдельный сорт берегового плитняка помещали в особые печи, перекладывая кладку дровами. После 3-х дней обжига плитняк приобретал необходимые качества, теряя много в своём весе. Этот полуфабрикат транспортировали до места потребления; Если рекой, то в Нарву. Лодки для транспортировки извести имели грузоподъемность 1000 - 1500 пудов. Ими груз доставлялся до устья р. Пяты, а оттуда лошадьми в Нарву. Очевидно, этими же лодками возили и дрова. В указанное время 75 дворов занимались обжигом, добывая 70 рублей на двор. Промысел дожил до XX века и прекратился до времен ВОВ с появлением в достаточном количестве цемента».

«Обжигание извести производится почти круглый год, за исключением времени полевых работ, но более всего весною и осенью; зимою же обжигают только те крестьяне, которые с осени успели запастись плитою и дровами (зимою плиту нельзя ломать, потому что она замерзает). Больше всего обжигают известь в Карповщине и Свиридове, покупая плиту у крестьян Яковлевых или посажено по 3 руб. за куб. сажень) или платя им по 5 коп. с куля (в 9-10 пудов) выжженой извести или по ½ коп. с пуда. Подкинские крестьяне покупают плиту у кн.Дондукова-Корсакова по 3 коп. с куля обожженной извести».

«На месте известь ценится в 5 - 7 коп. за пуд. Известь продают - в Нарве и на кожевенные заводы в Сыренце (Эстляндской губ.), в Скамье. В Нарве известь стоит от 9 до 12 коп. за пуд. Для доставки извести в Нарву некоторые крестьяне имеют собственные лодки, вмещающие до 1000 - 1500 пудов. Известь на судах везут по Плюсе до устья Пяты, а оттуда на лошадях в Нарву».

По сведениям подворной описи общая выручка, доставляемая этим промыслом крестьянам Выскатской волости, простирается до 5244 р. на 75 дворов, что дает около 70 руб. на двор»[1].

[1] Будько В.И. Промыслы // Cевер Гдовщины. Псков. 2005. C. 141 - 142.

В.И. Будько. Промыслы // Север Гдовщины. Псков. 2005







Происхождение огромных ям, по мнению местных жителей - былое производство извести и плитняка. Но на ее памяти на этом месте никаких промыслов уже не было. Известь жгли в других местах, практически по всему побережью, но справа она была серая, а слева - белая.

Печи для обжига назывались каменки. Дрова для обжига заготавливали зимой. Дело было достаточно прибыльное. Вырученных денег хватало на летний период. Будучи детьми, помогали грузить отожженные легкие плиты в мешки. Эту продукцию по реке отправляли обычно в сторону Нарвы. А до 1917 г. тут ходили пароходики.

Будько В.И. У бабушки Ирины. Рукопись Сланцевской библиотеки. 2000



Как мы уже упоминали выше, по ряду причин, Александр Михайлович сам не занимался ведением хозяйства в этом имении. В аренду была сдана мельница, мост, охота в лесу и право рыбной ловли на реке Нарове. Берега Плюссы в границах современного города Сланцы состоят из известняковых пород, выходящих в этом месте на поверхность. Местные крестьяне издавна занимались добычей и производством извести. До наших дней на территории имения сохранилось несколько печей для ее обжига. "Плитные ломки" так же сдавались жителям окрестных деревень "по 50 рублей за десятину".

А.Д. Лукашов. Последние владельцы усадьбы Гавриловское. Рукопись Сланцевской библиотеки.

Основным видом изыскания дополнительных средств существования была у никольских крестьян выработка извести из плиты для последующей продажи в Нарву, где быстрыми темпами шло строительство.

Ломка плиты и выжиг извести издавна были важным дополнительным источником дохода местных крестьян. В красочном атласе Российской империи, изданном в С-Петербурге в 1856 году, среди основных занятий жителей С-Петербургской и Псковской губерний упоминается эти виды местного промысла.

В Малых Полях до сегодняшнего дня сохранились остатки таких печей и ям, в которых жгли известь. Обжигом плитняка на известь обычно занимались семьями. Муж и жена составляли один пай. Аренда печи для обжига стоила 50 рублей в год. Этот промысел приносил, по мнению В.И. Будько - нашего краеведа, до половины годового дохода крестьянской семьи.

Как видим, что конструкции этих печей были похожи на те, которые были изображены на рисунке из атласа, что свидетельствует о давнем происхождении промысла. Впоследствии эти сооружения использовались как сараи.

Известняковая плита шла также на строительство хозяйственных построек. Местные крестьяне строили порой из плитняка и жилые дома. Хорошего строевого леса в наших краях немного, он был дорог. И кирпичные дома в деревнях нашего края еще не признак богатства и благополучия. Но здесь много хорошей глины, и почти каждый крестьянин мог изготовить себе необходимое количество кирпичей. Почти в каждой деревне были свои мелкие кирпичные заводы. Многие из крестьян даже торговали этим кирпичом.

А.Ю. Дорошенко. Село Никольщина в начале ХХ века. Рукопись Сланцевской библиотеки.

Плюсса, Никольщина, В.И. Будько, известь, Б. Поля, камень, крестьяне, Свиридово, ломки, Карповщина, промыслы, плитоломки

Previous post Next post
Up