О.П. Светлова
Как ковали победу
О Партизанском крае, наводящем на немцев страх каждой опушкой леса, каждой избой, тишиной, стало известно даже на дальних от него фронтовых позициях. На занятой земле вопреки всеуничтожающей вражеской силе сохранилась и действовала Советская власть, и люди этой партизанской республики, жертвуя последним, помогали фронту хлебом, одеждой и свинцом. Объединялись в группы и отряды и вступали в открытый бой с врагом, подрывали мосты и железнодорожные пути, делали налеты на Немецкие гарнизоны.
Такие вести как что-то необычное, даже романтичное воспринимал своей пылкой душой двадцатилетнпй пехотный командир Андрей Стрельников. И так получилось, что, вылечившись после третьего ранения, лейтенант Стрельников при штабе Северо-Западного фронта проходил курсы переподготовки старшего офицерского состава.
Узнав, что на курсы приехал генерал, чтобы отобрать группу офицеров для работы в тылу, попросился к нему на прием. Перед генералом стоял noчти юноша, но его грудь уже украшали орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Генерал пытался отговаривать:
- Там, куда надо лететь, труднее, чем на фронте. Здесь, если ранит, тебя вытащат, вылечат. А там надо самому.
Но решимость Стрельникова оказалась сильней. После месячного обучения разведывательному делу группа из 18 командиров, среди которых Стрельников оказался са-мым молодым, в мае 1943 года десантом была сброшена в партизанский край - Островский район, в распоряжение Второй партизанской бригады.
Началась новая жизнь. Фронтовик сразу не мог понять тактики действий партизан: ночью - марши по болотам, под дождем, днем - разведка. А через три месяца сам возглавил партизанский отряд. Это был хороший коллектив смелых, опытных, обстрелянных партизан, но не хватало у них знаний. Командир вменил обязательную учебу военному делу. По расписанию шли занятия по тактике, стрельбе, метанию гранаты, маскировке, передвижению по-пластунски, учились воевать в обороне - готовились партизаны к любой ситуации. А ситуаций было потом много, и отряд, как правило, выходил из них с честью. И сегодняшние ветераны вспоминают и отдают должное именно командиру. Он был с подчиненными очень принципиальный, требовательный, и, как человек добрый и душевный, умел вселить уверенность, поднять настроение. За своим командиром люди шли на любое задание. И отряд № 40 был одним из самых боевых. Думается, что совсем не случайно именно отряд Стрельникова освобождал наш город от врага, а закономерно - отряд всегда был на передовых позициях.
Приказом Ленинградского штаба партизанского движения от 27 октября 1943 года в тылу противника на базе третьего партизанского полка Второй партизанской бригады за счет пополнения местным населением, перебежчиками РОА, полицейскими и военнопленными на оккупированной территории Гдовского и Осьминского районов была создана девятая партизанская бригада: командир бригады И.Г. Светлов, комиссар И.Д. Дмитриев, начальник штаба бригады А.Ф. Филиппов, начальник политотдела В.А. Егоров. Дневник боевых действий бригады рассказывает, насколько напряженной, беспокойной и сложной была обстановка в нашей местности.
Враг бесновался, уже потеряв былую уверенность в господстве над русской землей. Ему приходилось воевать сразу на двух фронтах - с регулярными советскими войсками и прилагать неимоверные усилия в борьбе с партизанами.
И.Г. Светлов докладывал в Ленинградский штаб 4 ноября 1943 года: «Противник силой до 300 человек при поддержке 5 танков и 3 самолетов из района Сланцев наступал на расположение, бригады в районе Ухово. На пути следования наши засады их разбили и рассеяли. При этом убито 50, ранено 30 немецких солдат. Бригада потерь не имела».
5 ноября: «Противник с направления Сланцев силой до 400 человек при поддержке 6 легких танков и района Старополье - силой до 300 человек и тремя танками возобновили наступление на бригаду в районе деревни Ухово. Все атаки отбиты. При этом убито 120, ранено 70 немцев, подбит один танк. В бою захвачены трофеи - два миномета, 10 ящиков патронов, три ящика гранат, 10 повозок с продовольствием, 5 лошадей. Потерн бригады: убито 5, ранено 11 человек».
Известны в документах и действия отрядов бригады: «Отряду № 83 (командир Анучкин) было приказано с 18 на 19 сентября взорвать рельсы на дороге Псков - Гдов. Взорвано 259 рельсов, один мост (7 метров), пролеты железнодорожной связи. Отличились товарищи Цаплин, Кучеров, Егоренко».
«17 декабря 5-й партизанский отряд (командир Абрамов) осуществил налет на немецкий гарнизон на втором руднике. Отряд был сосредоточен по схеме, налет произведен по сигналу. Уничтожено 150 гитлеровцев, в том числе комендант и его помощник. Захватили много трофеев. Свои потерн - три бойца».
Отряд № 40 под командованием Стрельникова действовал в районе Гдов - Сланцы, ходил в рискованные операции. Партизаны отряда участвовали во взятии городского головы Гдова - Понизова. Партизанская газета писала о другом отчаянном налете роты командира Дмитрия Малютина на сильно вооруженный гарнизон в Верхолянах, укрепленный проволочным ограждением, двумя дзотами и блиндажами.
Эффектно было сорвано новогоднее торжество немцев. Корреспонденция так и называлась «Новогодний концерт».
Отряд был полным хозяином на правой стороне Плюссы. Все попытки немцев перейти ее, занять территорию успеха не имели. Лишь один раз, когда против 40-го отряда враг организовал две группы - южную и северную - и массированным ударом хотел подавить отряд в бою за деревню Вейно, пришлось на время отступить, чтобы сохранить отряд. Зато проучили немцев в Губином Перевозе, в деревнях Каменка, Демешкино. А на железной дороге то н дело в воздух летели рельсы, мосты.
«2 января 1944 года в 00 часов в районе станции Тихвинка уничтожено 219 рельсов, выведено из строя железнодорожное полотно на протяжении 2,5 километра», «Группа Канашина (40-й отряд) спустила под откос эшелон противника: один паровоз и три вагона», «Канашинцы спустили под откос военный эшелон. В результате крушения разбит паровоз, три цистерны с горючим, четыре платформы с углем и три пассажирских вагона с живой силон», - такие и подобные сообщения слышались все чаще и чаще. В одной из оперативных сводок командование отмечает смелость и отвагу группы Канашина в составе - Николая Шу-рыгнна, Александра Антонова, Михаила Завьялова, Георгия Полищука, Григория Завгороднева.
Это только несколько славных имен. Но можно говорить о героизме каждого в отряде. Как сказал А.Е. Стрельников, не было ни одного случая, чтобы кто-то струсил или не выполнил задание. Причем работали так, чтобы в бою не потерять товарища. Такая установка шла от командира.
Но война есть война. Не уберегся и сам Андрей Ефимович Стрельников - в схватке был ранен в четвертый раз. Но так как не было возможности принять самолет, лечился в местных условиях и продолжал командовать отрядом.
В целом 9-й бригадой только со 2 по 15 января 1944 года спущено под откос 3: паровоза, 4 классных вагона, три бронированных платформы, 33 товарных вагона, уничтожены две, автомашины, бронедрезины.
Но главное то, что под ногами врага горела земля, куда бы он ни ступил. Все было подготовлено, чтобы изгнать его с нашей земли. И вот поступил приказ от комбрига Светлова - силами двух отрядов 83-го и 40-го сосредоточиться в д. Сижно и на рассвете 1 февраля выступить для освобождения Сланцев.
Заместитель командира бригады по разведке С.И. Шумилин доставил вооружение - ротные минометы и станковые пулеметы. В 5 часов Стрельников поднял всех по тревоге. Организованно, без лишнего шума отряд вышел на боевое задание. Немцы, почувствовав приближение партизан и зная, что войска Красной Армии преградили путь отхода по дороге к Нарве [немцы] предпочли убраться, не завязывая большого боя.
Город горел, вокруг слышались взрывы и выстрелы. Основной состав вражеской части только что на танкетках покинул город. Но действовали еще группы подрывников по уничтожению домов, центрального поселка, шахты имени С.М. Кирова. Партизаны сорвали эти планы, окончательно очистив город от врага.
Перебравшись по пролетам взорванного моста через Плюссу и по льду в районе деревни Малые Поля, преследовали врага до государственной границы. На второй день - 2 февраля - состоялась в Сланцах встреча с частями Второй ударной армии под командованием генерал-лейтенанта И.И. Федюнинского.
Надо было освобожденный город восстанавливать. Как уже писалось раньше, всеми любимый командир девятой бригады Иван Герасимович Светлов был оставлен первым секретарем Сланцевского ГК КПСС. Начальник политотдела, без помощи и поддержки которого не мыслили воспитания бойцов командиры отрядов, этот вездесущий Василий Алексеевич Егоров стал заведовать орготделом ГК КПСС. И коммунист Андрей Ефимович Стрельников, закончив боевые операции в районе станции Плюсса, тоже был направлен на работу в Сланцевскнй горком партии. Так боевые командиры встретились вновь и выполняли уже мирные функции.
Многие партизаны 9-й партизанской бригады живут и сейчас в Сланцах: В.А. Егоров, Е.И. Кучеров, В.Д. Стружинский, А.Д. Скипидарова, 3.А. Матвеенкова, И.Г. Потапов, А.Е. Крупенин, О.С. Обухова и другие. Андрей Ефимович Стрельников со своей партизанской подругой, женой Людмилой Ивановной живут в Ленинграде, работают.
Андрею Ефимовичу еще 25 лет пришлось быть на действительной службе - во внутренних войсках. А выйдя в запас, ведет большую патриотическую работу с молодежью. В нем и сейчас, во всем его виде много осталось от боевого командира. Особенно от военного. Он весь заражается каким-то лихим мальчишеским задором, когда вспоминает то время, своих боевых друзей, те незабываемые события.
Сегодня у ветеранов девятой партизанской бригады памятная дата. 35 лет назад к этому дню они шли тернистым, опасным путем. Но шли и не сломились, потому что верили в победу.
О. Светлова.
Светлова О.П. Как ковали победу // Знамя труда. 02.02.1979.