Кярову крупно не повезло с вопросами, которые касаются землевладения здесь на момент строительства усадебного дома, деревянного, а затем и каменного храмов. - В книге А.А. Попова «Декабристы-псковичи», напр., указывается, что Анна Ивановна получила Кярово в приданое от своих родителей, Ивана Ивановича и Агафьи Григорьевны, на что соответствующих документов не было. И нет.
Не известно, - откуда пошла эта дезинформация, но она смахивает больше на деревенскую легенду, которой не место в научных публикациях. - Скорее всего, историки прошлого по-своему интерпретировали захоронения в храме слц. Кярово.
Там, как известно, на видном месте располагаются две, разные по размеру мраморные плиты. На них перечислены все Кановницыны, родственники Петра Петровича, которые были первыми из Коновницыных, похороненных в этом храме, которые утвердительно владели имением Верхоляне. Оно по картам располагалось совсем рядом с имением Кярово.
В храме слц. Кярово соответственно первыми из Коновницыных были похоронены:
Никита Григорьевич Кановницын (8.09.1749 - 10.02.1769),
Григорий Иванович Кановницын (30.01.1710 - 7.01.1777),
Афимья Кирилловна Кановницына
(урожд. Горяинова, 1710 - 5.11.1781),
Агафья Григорьевна Карсакова (урожд. Кановницына, 29.01.1748 - 3.08.1826).
Этой семье Кановницыных историки и приписали Кярово, что не было никогда исторически доказанным фактом. Отсюда пошло утверждение о том, что Кярово являлось приданным Анны Ивановны к свадьбе с Петром Петровичем Коновницыным, который приехал в Кярово задолго до свадьбы, состоявшейся в С.-Петербурге в 1801 г.
По линии Кановницыных из Верхолян Анна Ивановна приходилась Петру Петровичу… теткой, которую во всех источниках называют кузиной. По родовой же схеме, изображенной в книге «Род князей Дондуковых-Корсаковых» А.М. Дондукова-Корсакова
[1], она является именно теткой ему, и никогда толком не жила в имении Верхоляны, за исключением предсвадебного периода.
У мужа Агафьи Григорьевны в Полоное давно было налажено большое хозяйство и общественное дело. Это в свое время она не смогла оценить, а потому супруги жили достаточно долго порознь. Об этом в весьма сдержанных тонах пишет в книге своей ее правнук.
Иван Иванович Карсаков был по-своему знаковой общественной фигурой, и это отмечают о нем все исследователи. Скорее всего, то был очень хороший человек, о чем так же пишет в своей книге правнук его А.М. Дондуков-Корсаков.
Агафья Григорьевна переехала в Верхоляны по смерти своего мужа в 1805 г. Об этом прямо пишет в своей книге ее правнук А.М. Дондуков-Корсаков. Она, видимо, делала все, чтобы Анна Ивановна стала женой Петра Петровича, и решила быть ближе к семье дочери, подальше от Полоное.
Где были похоронены и чем владели прямые предки Петра Петровича, сегодня доподлинно не известно. - Известно, единственно, что пра-прадед его Иван Богданович Коновницын умер в 1710 г. Чем занимался прадед его Сергей Иванович и дед Петр Сергеевич Коновницыны, предстоит еще уточнить.
В Кярово от двух плит с буквами и цифрами пошла долгая «историческая деформация», которая перешла в книги и публикации, и породила многие нестыковки в изложении биографий главных героев Кярово и Верхолян. Впрочем, в очерке Е.П. Иванова «Восемь кяровских лет»
[2] этот момент за спорностью опускается.
Ту же смысловую тему о «приданом» Анны Ивановны повторяет Н.К. Телетова, автор очерка о Коновницыных в книге «Дворянская семья»
[3]. Она составила свой материал без ссылок на источники, и это было обусловлено «параметром» популярного издания. - Группа авторов, рассматривая биографии известных родов, создала заведомо коммерческое издание. - К науке оно имеет опосредованное отношение, а потому его можно считать вспомогательным материалом.
Телетова, имея весьма и весьма бойкое перо, добротно обобщила все сведения о Коновницыных, и изложила их в удобной для читателя форме:
«Обширные владения мужа Агафия Григорьевна передала сыновьям, а земли, наследованные ею от Коновницыных, - дочерям. Так, старшей Анне досталось Кярово, а Марии - Гораи»
[4].
Исследователь из Пскова - Ю.И. Афанасьев с теми же книгами и фактами в руках, рассказывает - кто, когда и по какому поводу строил храмы и самое Кярово
[5]. - Работает он строго со ссылками на источники, а потому очерк его носит вид «наукообразия». Между тем, представляется, что работу его о родословии Коновницыных следует еще рассматривать долго и по частям, но делать это надо в другом месте.
Между тем, сегодня уже представляется, что член аристократической фамилии, губернатор С.-Петербурга, могущественный в ту пору человек, выстроивший за свои деньги две каменных церкви, одну - лучшую в Слободско-Украинской губернии, не мог не иметь на Гдовщине родового гнезда, но именно такая версия существовала десятилетиями в советской историографии.
О пребывании отца-губернатора в Кярово сведений нет, но сегодня уже есть документы и смыслы, согласно которым только его землевладение в Кярово объясняет многолетнее пребывание здесь сестры и сына с семьей, объясняет и нестыковки со строительством каменного храма, да и деревянного тоже.
По логике же исследователей советской поры получается: владелицей Кярово являлась Агафья Григорьевна, а храм строила Елизавета Петровна, сестра губернатора.
Вот же, как описывает А.А. Попов жизнь Петра Петровича в Кярово, в «унылой» по его мнению местности, которую Коновницыны наоборот называли «Веселым Кярово».
В самом деле, можно представить дом, в котором квартируют родители, четверо, а в 1812 г. пятеро детей. Тут были в то самое время няни, воспитатели, учителя и слуги, и это уже около десятка человек:
«Военную деятельность граф Коновницын начал еще при Екатерине II. В 1798 году Павел I уволил его в отставку. Восемь лет был в немилости Петр Петрович, отсиживаясь в своем небольшом имении Кярове, под Гдовом.
Поместье находилось в шести верстах от города. Местность эта была довольно унылая, и оживляли ее лишь огромный сад и парк, доходивший на крутых берегах до речки Чермы.
Петр Петрович и его жена Анна Ивановна, получившая Кярово в приданое, сами развели этот сад, посадили большое количество деревьев в парке. И сейчас он поражает разнообразием: береза, ясень, липа, клен, тополь, ель. По примеру Коновницыных жители окрестных селений тоже начали разводить сады, получая саженцы из кяровского питомника.
Двухэтажный деревянный дом с верандой и большими венецианскими окнами во втором этаже устроен был хорошо. Из вестибюля отлогая лестница вела наверх, где светлый коридор разделял дом на две половины: в одной находились спальни, в другой - комнаты для гостей, детская, классная. В первом этаже были расположены гостиная, столовая, кабинет, библиотека. На всем лежал отпечаток уюта, хорошего вкуса. Ниже на речке Черме когда-то была водяная мельница, построенная под руководством Коновницына. К нашему времени из всех усадебных строений Кярова сохранилась только Покровская церковь. Внутри ее покоится прах прославленного героя, скончавшегося в 1822 году, его жены и сына Ивана.
Церковь примечательна прекрасным иконостасом. Иконы эти ранее находились в Аничковом дворце - резиденции великих князей - и были «пожалованы» Николаем Павловичем (будущим императором Николаем I) семье покойного генерала в память о нем
[6].
В изгнании, помимо хозяйственных забот, генерал занимался с великой пользой для себя чтением военной литературы, переводами с иностранных языков. Только после начала войны с Наполеоном в 1806 году возобновилась его военная деятельность. В 1812 году, будучи начальником арьергарда русских армий, отходивших на восток, Коновницын принял на себя удар наполеоновских войск, рвавшихся к Витебску.
В письме к жене Коновницын с законной гордостью говорил: «Скажу тебе, мой друг, не посрамился: ни ты, ни дети мои за меня не покраснеют. Я целый день держал самого Наполеона, который хотел обедать в Витебске, но не попал и на ночь, разве на другой день. Наши дерутся, как львы!»
[7]В этом отрывке автор по известным причинам не приводит источник, откуда он почерпнул сведения о доме в Кярово, о занятиях генерала, и о том, что в имении, расположенном в «унылой» местности, был сад и парк, с обычными, впрочем, деревьями, а еще был питомник и мельница.
[1] Дондуков-Корсаков А.М. Род князей Дондуковых-Корсаковых. Тифлис. 1886. С. 113.
[2] Иванов Е.П. Восемь кяровских лет // Генерал Петр Петрович Коновницын. Псков. 2014. Сс.23 - 33 .
[3] Телетова Н.К. Графы и дворяне Коновницыны // Дворянская семья / Сост. В.П. Старк. Сс. 95 - 104.
[4] Телетова Н.К. Указ. соч. С. 97.
[5] Афанасьев Ю.И. К истории рода Коновницыных // Псков. № 36. 2012. Сс. 50 - 58.
[6] Есть сведения, что жалованных икон в Кярово было четыре, и что они переданы были в храм учеником и другом Петра Петровича - цесаревичем Николаем Павловичем.
[7] Попов А.А. Декабристы-псковичи. Л. 1980. Сс. 114 - 115.