Л.А. Блок
Н.Б. Алдонина. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. Сс. 146 - 148.
Мариинское: А.В.Дружинин и его окружение
...
К ближайшим соседям Дружининых по имению относилось и семейство Ариадны Александровны (1832-1900) и Льва Александровича (1823-1883) Блоков, деда и бабки великого поэта. По свидетельству М.А.Бекетовой, тетки поэта, наружностью он «походил на Блоков. Больше всего на деда Льва Александровича»
[1].
Л.А.Блок получил образование в училище правоведения. Его школьными товарищами были К.П.Победоносцев и И.С.Аксаков. «По окончании курса он служил в сенате, был послан на ревизию и получил звание камер-юнкера. Затем гдовское дворянство выбрало его своим предводителем; в один из своих наездов в город Псков он познакомился с семьей тамошнего губернатора Черкасова и женился на одной из его дочерей Ариадне Александровне, девушке необычайной красоты»
[2]. Прекрасное домашнее образование получила и А.А.Блок. Неудивительно, что отец поэта А.Л.Блок отличался тонким вкусом, был талантливым музыкантом, писал стихи.
В дальнейшем Л.А.Блок сделал неплохую карьеру: «…уже будучи женатым и отцом двух сыновей, Александра и Петра, он получил назначение председателя новгородской казенной палаты… А следующее назначение Лев Александрович получил уже в Петербург - на должность вице-директора таможенных сборов»
[3]. Что касается А.А.Блок, то это «была добрая и смиренная мать семейства. Жизнь ее не может быть названа счастливой, так как муж ее отличался нравами ловеласа и был скуповат. Конец своей жизни, после смерти мужа, умершего в психиатрической больнице, она провела в семье дочери, среди любимых внучат»
[4].
«Дневник» Дружинина проливает свет на родословную поэта со стороны отца, в современном литературоведении изученную недостаточно
[5]. Из него следует, что А.А.и Л.А.Блокам принадлежало имение Преображенское, располагавшееся между Мариинским Дружинина и Гверезной Я.И.Мейера. Писатель четко зафиксировал начало знакомства с Блоками. «Вчера, - заносит он в «Дневник» 18.06.53 г., - получил приглашение на обед к предводителю, где мне предстоит воззрение на одну из красавиц Гдовского уезда. В одиночестве все принимает необыкновенные размеры, так что она мне может очень понравиться» (189). В назначенный день, возвращаясь в Мариинское от Томсона, писатель заехал в Преображенское. «В пятницу (18.06.53 г. - Н.А.) , - запишет он 25.06.53 г., - познакомился с Л.А.Блоком и его милой женою. Обедали в Преображенском, пили шампанское и долго беседовали. И имение, и хозяева мне нравятся. Блок лицом и манерою напомнил мне покойного Авенариуса» (193). Через несколько дней последовал ответный визит. «Вчера, - отмечает писатель 30.06.53 г., - у нас был предводитель с женой…» (195). Через две недели Дружинин отправился к Блокам, но его постила неудача. «Суббота (11.07.53 г. - Н.А.), - признается писатель 13.07.53 г., - была подлым днем. Я поехал к Мейеру, думая дорогой позавтракать в с. Преображенском у Л.А.Блока, и не застал ни того, ни другого» (199). Не состоялся и назначенный на 17.08.53 г. обед у Л.А.Блока: «…отложен по случаю смерти брата (двоюродного. - Н.А.) m-me Ариадны» (206).
Познакомился писатель и с другими членами семейства Блоков. Старшая сестра Льва Александровна Софи-Мария (1820-1863) произвела на него приятное впечатление. «Накануне Ильина дня, - читаем в записи от 23.07.53 г., - обедали у Вревской с … Блоком, его женой, сестрой … День прошел приятно, в щелкании языком… Весьма замечательное лицо старшая сестра Блока, оставшаяся после матери 18 лет и с той поры для всего семейства заступившая место матери. Ее старанием в семействе поддерживается завидное, не притворное согласие, стоящее похвалы и подражания» (201)
[6]. Иное дело младшая сестра Л.А.Блока Адель, о которой, кстати, не упоминается ни в литературе о Блоке, ни в примечаниях и именном указателе к «Дневнику» Дружинина
[7]. «Сестра предводителя, m-lle Adèle, мне не понравилась, признается Дружинин 14.09.53 г., - я блондинок не люблю, а она уже чересчур блондинка, в немецком вкусе» (218-219).
Познакомился Дружинин и со старшим братом Л.А.Блока Николаем Александровичем (1822-?). «Наконец, вчера, - читаем в дневниковой записи от 23.07.53 г., - именинный обед у Обольяниновых; там несколько новых лиц: сестра покойного Николая Петровича … старый брат Блока, дважды выдержавший холеру и начинавшуюся горловую чахотку…» (201). А 14.09.53 г., возвратившись с прогулки, Дружинин обнаружил в доме «миллион гостей: Томсонов, Л.А.Блока сам четверт…» (218)
Одна из причин, побуждавших писателя поддерживать отношения с Блоками, заключалась в Ариадне Александровне. «La charmante Ariane (прелестная Ариадна. - Н.А.), - записывает он 23.07.53 г., - начинает мне нравиться, особенно по своей стройности и сложению» (201). Воздавая должное красоте А.А.Блок, Дружинин не забывал и о других женщинах. 18.07.54 г. он заметит в «Дневнике» о соседке-помещице: «Она решительно лучше всех гдовских красавиц, лучше Ariane B[loсk], Матильды и m-me Софи (С.А.Семевской. - Н.А.), от которых всех я бы не отказался в настоящую минуту» (307).
Завязавшиеся отношения продолжались и в Петербурге. Особенно часто Дружинина навещал Н.А.Блок. 1.01.54 г. писатель помечает в «Дневнике»: «От часу до 4 были: Дрентельн … Н.А.Блок» (264). 4.01.54 г. - новое посещение приятеля: «Вчера поутру хотел было работать, но увы!.. явился Ланг, за ним Н.А.Блок, имеющий до меня просьбу» (264). Чуть ниже разъясняется ее суть: «Блок желает поступить в Осьмино, если Маслов (управляющий имением. - Н.А.) тому не противится, а я вызвался узнать его мнение по этому случаю» (265). Блок предполагал «или сменить его (И.И.Маслова. -Н.А.), или занять какую-то близкую к Маслову должность»
[8]. Оставив работу, Дружинин отправился к Маслову, а затем к Н.А.Блоку. «От Маслова, - запишет он 4.01.54 г., - я проехал к этому самому Блоку … видел его довольно миленькую жену» (264-265).
С наступлением лета взаимные посещения участились. Ср.: «В воскресенье (13.06.54 г. - Н.А.) обедали у нас … Вревская и m-me Блок Ариадна Александровна, которая сложена восхитительно» (302); «Вчера (24.06.54 г. - Н.А.) обедал у нас Н.А.Блок» (303); «Вчера (12.08.54 г. - Н.А.) провел вечер с Ар[иадной] Ал[ександровной], она крайне мила, домой ехал в сумрачную ночь, по лесу» (314). «17 числа (т.е. 17.08.54 г. - Н.А.) был на обеде у Блока, Льва Александрыча, где нашел Н.А.Блока с женой … m-lles Sophie и Adèle, из которых вторая весьма нехороша и прегадко чешет свои желтинькие волосы» (316).
Встречались и у общих знакомых. В дневниковой записи от 25.06.54 г. читаем: «…в среду (23.06.54 г. - Н.А.) обедал у Обольяниновой, где видел ... Н.А.Блока с его довольно миленькой женой» (303). 10.08.54 г., перечисляя гостей, присутствовавших на обеде у В.А. и С.А.Семевских, писатель заметит: «Чуть было не забыл я добродушнейшего чудака Николая Блока, походившего в своем фраке и серой фуражке с носиком на толстенького кулика с веселым нравом» (313-314). Эту черту внешности Н.А.Блока Дружинин передаст героям романа «Обрученные» (II, 242), фельетонов «Заметки и увеселительные очерки Петербургского туриста» (VIII, 489, 523), «Увеселительно-философские очерки Петербургского туриста» (VIII, 728).
О дальнейших отношениях Дружинина с Блоками сведения отрывочны. По приезде в Петербург 5.08.54 г. писатель занесет в «Дневник»: «…вчера заходил к покинутой Ариадне» (322). 14.03.56 г. он запишет: «Утром был Н.А.Блок, сидел долго, мешал работать и надоел отчасти» (379). Летом этого года А.А.Блок посещала Мариинское, о чем Мария Павловна 24.09.56 г. известила сына: «…мене часто навещают Блокова (жена. - Н.А.), Рейсова (жена А.М.Рейца, профессора Дерптского университета, соседа писателя по имению. - Н.А.) и прочыи»
[9].
Помимо дружеского общения, Дружинина и Л.А.Блока связывали и деловые отношения. Как отмечалось выше, в конце 1856 г. дворяне Гдовского уезда решили поднести Л.Н.Обольянинову подарок в виде кубка с фамилиями дарителей. Дружинин проявил заинтересованность в этом деле. 20.12.56 г. Я.И.Мейер писал ему: «…мы … совершенно согласны с Вами, чтобы работа была изящная, а вес серебра тут ничего не значит»
[10]. Была объявлена подписка. Деятельное участие в сборе денег приняли Мейер и Трефорт. Дружинину было поручено заказать кубок у ювелира и, согласно его же предложению, наблюдать за отделкой. В том же письме Мейер предложит писателю принять участие и в сборе денег среди петербургских знакомых: «Надеюсь здешний сбор Вам выслать в первых днях генваря, а о петерб[ургских] нужно Вам хлопотать»
[11]. В архиве писателя сохранился составленный им список лиц, пожелавших принять участие в поднесении знака признательности Л.Обольянинову
[12].
Как следует из письма Трефорта к Дружинину от 29.12.56 г., последний заказал кубок и прислал его эскиз Мейеру. Рисунок, о чем говорилось выше, привел в восхищение собравшихся у Д.Ф.Харламовой. «Все Вас очень благодарят за присылку и за Ваше старание»»
[13], - писал Дружинину Трефорт. Вскоре, однако, выяснилось, что без разрешения начальства кубок не может быть поднесен. И Трефорт обращается к писателю с просьбой: «Афанасьев, верно, не откажется попросить Л.А.Блока взяться за это дело или чтобы он обратился к К.А.Майеру, который имеет большой круг знакомых… Если Вы … не встретите препятствия, то с Богом приступите к заказу… Деньги и задаток дадите из собранных у Вас, а остальные мы Вам вышлем. Т[ак] к[ак] Вам нельзя заняться сбором, то пусть Афанасьев или сам съездит к гг. или попросит одного из Блоков взять на себя этот труд… Поддайте жару Блоку, чтоб он усерднее хлопотал о позволении, и, если он не хочет просить Майера, то еще лучше, если обратиться к А.Ф.Веймарну, тот с весом»
[14]. Получив письмо Трефорта, Дружинин поспешил выполнить просьбу приятеля. «Переоделся во фрак, - запишет он 2.02.57 г., - поехал к Л.А.Блоку, там говорил по делу Обольянинова» (402). 18.02.57 г., перечисляя неотложные дела, Дружинин заметит: «Будет еще дело в посту - выборы, поднесение кубка Обольянинову» (403).
Приведенное выше суждение от 2.02.57 г. - последнее упоминание о Л.А.Блоке в «Дневнике» Дружинина. Что касается Н.А.Блока, то посещения им писателя продолжались, по меньшей мере, до начала марта 1858 г. 19.02.58 г. Дружинин запишет: «Вечером были брат с женой, Н.А.Блок» (404). 5.03.58 г. - снова: «Воротясь домой, нашел наших и Н.А.Блока» (406). Вызывает удивление отсутствие в «Дневнике» каких-либо упоминаний о детях А.А. и Л.А. Блоков и прежде всего об Александре Львовиче, родившемся в 1852 г. Но, посещая Блоков, Дружинин не мог не знать о существовании у них детей, возможно, даже виделся с отцом поэта.
[1] Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1990. С. 27. См. также: Блок Г.П. Герои «Возмездия» // Русский современник. 1924. №3. С. 172.
[2] Бекетова М.А. Указ. соч. С. 20-21.
[3] Там же. С. 21.
[4] Там же.
[5] См., напр.: Небольсин С. Из родословной А.А.Блока // Прометей: Ист.-лит. биогр. альманах. М., 1983. Т. 13. С. 279-295.
[6] Как следует из приведенной цитаты, семейство Блоков было знакомо с Е.Н.Вревской. Данное обстоятельство проливает свет на творческую историю автобиографической поэмы А.Блока «Возмездие». Считается, что прототипом главной героини Анны Павловны Вревской явилась известная общественная деятельница А.П.Философова (1837-1912). Но откуда взялась фамилия - Вревская? Возможно, она была подсказана Блоку названием озера, давшего наименование родовому владению баронов Вревских. Но, вероятнее всего, данная фамилия была услышана им от бабушки, явилась отголоском семейных преданий о знакомстве А.А. и Л.А.Блоков с баронессой Е.Н.Вревской. Не исключено, что А.А.Блок рассказывала внуку и о Дружинине.
[7] Егоров Б.Ф. Примечания. С 494.
[8] Там же. С. 474.
[9] РГАЛИ. Ф. 167. Оп. 3. Ед. хр. 157. Л. 1 об.
[10] Письма к А.В.Дружинину. С. 207.
[11] Там же.
[12] РГАЛИ. Ф. 167. Оп. 4. Ед. хр. 17.
[13] РГАЛИ. Ф. 167. Оп. 3. Ед. хр. 239. Л. 12.
[14] Там же. Лл. 12-12 об., 16 об.