А.В. Дружинин и семья Блок. Гдовский уезд

Sep 29, 2018 04:47




Л.А. Блок

Н.Б. Алдонина. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. Сс. 146 - 148.

Мариинское: А.В.Дружинин и его окружение

...

К ближайшим соседям Дружининых по имению относилось и семейство Ариадны Александровны (1832-1900) и Льва Александровича (1823-1883) Блоков, деда и бабки великого поэта. По свидетельству М.А.Бекетовой, тетки поэта, наружностью он «походил на Блоков. Больше всего на деда Льва Александровича»[1].

Л.А.Блок получил образование в училище правоведения. Его школьными товарищами были К.П.Победоносцев и И.С.Аксаков. «По окончании курса он служил в сенате, был послан на ревизию и получил звание камер-юнкера. Затем гдовское дворянство выбрало его своим предводителем; в один из своих наездов в город Псков он познакомился с семьей тамошнего губернатора Черкасова и женился на одной из его дочерей Ариадне Александровне, девушке необычайной красоты»[2]. Прекрасное домашнее образование получила и А.А.Блок. Неудивительно, что отец поэта А.Л.Блок отличался тонким вкусом, был талантливым музыкантом, писал стихи.



В дальнейшем Л.А.Блок сделал неплохую карьеру: «…уже будучи женатым и отцом двух сыновей, Александра и Петра, он получил назначение председателя новгородской казенной палаты… А следующее назначение Лев Александрович получил уже в Петербург - на должность вице-директора таможенных сборов»[3]. Что касается А.А.Блок, то это «была добрая и смиренная мать семейства. Жизнь ее не может быть названа счастливой, так как муж ее отличался нравами ловеласа и был скуповат. Конец своей жизни, после смерти мужа, умершего в психиатрической больнице, она провела в семье дочери, среди любимых внучат»[4].

«Дневник» Дружинина проливает свет на родословную поэта со стороны отца, в современном литературоведении изученную недостаточно[5]. Из него следует, что А.А.и Л.А.Блокам принадлежало имение Преображенское, располагавшееся между Мариинским Дружинина и Гверезной Я.И.Мейера. Писатель четко зафиксировал начало знакомства с Блоками. «Вчера, - заносит он в «Дневник» 18.06.53 г., - получил приглашение на обед к предводителю, где мне предстоит воззрение на одну из красавиц Гдовского уезда. В одиночестве все принимает необыкновенные размеры, так что она мне может очень понравиться» (189). В назначенный день, возвращаясь в Мариинское от Томсона, писатель заехал в Преображенское. «В пятницу (18.06.53 г. - Н.А.) , - запишет он 25.06.53 г., - познакомился с Л.А.Блоком и его милой женою. Обедали в Преображенском, пили шампанское и долго беседовали. И имение, и хозяева мне нравятся. Блок лицом и манерою напомнил мне покойного Авенариуса» (193). Через несколько дней последовал ответный визит. «Вчера, - отмечает писатель 30.06.53 г., - у нас был предводитель с женой…» (195). Через две недели Дружинин отправился к Блокам, но его постила неудача. «Суббота (11.07.53 г. - Н.А.), - признается писатель 13.07.53 г., - была подлым днем. Я поехал к Мейеру, думая дорогой позавтракать в с. Преображенском у Л.А.Блока, и не застал ни того, ни другого» (199). Не состоялся и назначенный на 17.08.53 г. обед у Л.А.Блока: «…отложен по случаю смерти брата (двоюродного. - Н.А.) m-me Ариадны» (206).

Познакомился писатель и с другими членами семейства Блоков. Старшая сестра Льва Александровна Софи-Мария (1820-1863) произвела на него приятное впечатление. «Накануне Ильина дня, - читаем в записи от 23.07.53 г., - обедали у Вревской с … Блоком, его женой, сестрой … День прошел приятно, в щелкании языком… Весьма замечательное лицо старшая сестра Блока, оставшаяся после матери 18 лет и с той поры для всего семейства заступившая место матери. Ее старанием в семействе поддерживается завидное, не притворное согласие, стоящее похвалы и подражания» (201)[6]. Иное дело младшая сестра Л.А.Блока Адель, о которой, кстати, не упоминается ни в литературе о Блоке, ни в примечаниях и именном указателе к «Дневнику» Дружинина[7]. «Сестра предводителя, m-lle Adèle, мне не понравилась, признается Дружинин 14.09.53 г., - я блондинок не люблю, а она уже чересчур блондинка, в немецком вкусе» (218-219).

Познакомился Дружинин и со старшим братом Л.А.Блока Николаем Александровичем (1822-?). «Наконец, вчера, - читаем в дневниковой записи от 23.07.53 г., - именинный обед у Обольяниновых; там несколько новых лиц: сестра покойного Николая Петровича … старый брат Блока, дважды выдержавший холеру и начинавшуюся горловую чахотку…» (201). А 14.09.53 г., возвратившись с прогулки, Дружинин обнаружил в доме «миллион гостей: Томсонов, Л.А.Блока сам четверт…» (218)

Одна из причин, побуждавших писателя поддерживать отношения с Блоками, заключалась в Ариадне Александровне. «La charmante Ariane (прелестная Ариадна. - Н.А.), - записывает он 23.07.53 г., - начинает мне нравиться, особенно по своей стройности и сложению» (201). Воздавая должное красоте А.А.Блок, Дружинин не забывал и о других женщинах. 18.07.54 г. он заметит в «Дневнике» о соседке-помещице: «Она решительно лучше всех гдовских красавиц, лучше Ariane B[loсk], Матильды и m-me Софи (С.А.Семевской. - Н.А.), от которых всех я бы не отказался в настоящую минуту» (307).

Завязавшиеся отношения продолжались и в Петербурге. Особенно часто Дружинина навещал Н.А.Блок. 1.01.54 г. писатель помечает в «Дневнике»: «От часу до 4 были: Дрентельн … Н.А.Блок» (264). 4.01.54 г. - новое посещение приятеля: «Вчера поутру хотел было работать, но увы!.. явился Ланг, за ним Н.А.Блок, имеющий до меня просьбу» (264). Чуть ниже разъясняется ее суть: «Блок желает поступить в Осьмино, если Маслов (управляющий имением. - Н.А.) тому не противится, а я вызвался узнать его мнение по этому случаю» (265). Блок предполагал «или сменить его (И.И.Маслова. -Н.А.), или занять какую-то близкую к Маслову должность»[8]. Оставив работу, Дружинин отправился к Маслову, а затем к Н.А.Блоку. «От Маслова, - запишет он 4.01.54 г., - я проехал к этому самому Блоку … видел его довольно миленькую жену» (264-265).

С наступлением лета взаимные посещения участились. Ср.: «В воскресенье (13.06.54 г. - Н.А.) обедали у нас … Вревская и m-me Блок Ариадна Александровна, которая сложена восхитительно» (302); «Вчера (24.06.54 г. - Н.А.) обедал у нас Н.А.Блок» (303); «Вчера (12.08.54 г. - Н.А.) провел вечер с Ар[иадной] Ал[ександровной], она крайне мила, домой ехал в сумрачную ночь, по лесу» (314). «17 числа (т.е. 17.08.54 г. - Н.А.) был на обеде у Блока, Льва Александрыча, где нашел Н.А.Блока с женой … m-lles Sophie и Adèle, из которых вторая весьма нехороша и прегадко чешет свои желтинькие волосы» (316).

Встречались и у общих знакомых. В дневниковой записи от 25.06.54 г. читаем: «…в среду (23.06.54 г. - Н.А.) обедал у Обольяниновой, где видел ... Н.А.Блока с его довольно миленькой женой» (303). 10.08.54 г., перечисляя гостей, присутствовавших на обеде у В.А. и С.А.Семевских, писатель заметит: «Чуть было не забыл я добродушнейшего чудака Николая Блока, походившего в своем фраке и серой фуражке с носиком на толстенького кулика с веселым нравом» (313-314). Эту черту внешности Н.А.Блока Дружинин передаст героям романа «Обрученные» (II, 242), фельетонов «Заметки и увеселительные очерки Петербургского туриста» (VIII, 489, 523), «Увеселительно-философские очерки Петербургского туриста» (VIII, 728).

О дальнейших отношениях Дружинина с Блоками сведения отрывочны. По приезде в Петербург 5.08.54 г. писатель занесет в «Дневник»: «…вчера заходил к покинутой Ариадне» (322). 14.03.56 г. он запишет: «Утром был Н.А.Блок, сидел долго, мешал работать и надоел отчасти» (379). Летом этого года А.А.Блок посещала Мариинское, о чем Мария Павловна 24.09.56 г. известила сына: «…мене часто навещают Блокова (жена. - Н.А.), Рейсова (жена А.М.Рейца, профессора Дерптского университета, соседа писателя по имению. - Н.А.) и прочыи»[9].

Помимо дружеского общения, Дружинина и Л.А.Блока связывали и деловые отношения. Как отмечалось выше, в конце 1856  г. дворяне Гдовского уезда решили поднести Л.Н.Обольянинову подарок в виде кубка с фамилиями дарителей. Дружинин проявил заинтересованность в этом деле. 20.12.56 г. Я.И.Мейер писал ему: «…мы … совершенно согласны с Вами, чтобы работа была изящная, а вес серебра тут ничего не значит»[10]. Была объявлена подписка. Деятельное участие в сборе денег приняли Мейер и Трефорт. Дружинину было поручено заказать кубок у ювелира и, согласно его же предложению, наблюдать за отделкой. В том же письме Мейер предложит писателю принять участие и в сборе денег среди петербургских знакомых: «Надеюсь здешний сбор Вам выслать в первых днях генваря, а о петерб[ургских] нужно Вам хлопотать»[11]. В архиве писателя сохранился составленный им список лиц, пожелавших принять участие в поднесении знака признательности Л.Обольянинову[12].

Как следует из письма Трефорта к Дружинину от 29.12.56 г., последний заказал кубок и прислал его эскиз Мейеру. Рисунок, о чем говорилось выше, привел в восхищение собравшихся у Д.Ф.Харламовой. «Все Вас очень благодарят за присылку и за Ваше старание»»[13], - писал Дружинину Трефорт. Вскоре, однако, выяснилось, что без разрешения начальства кубок не может быть поднесен. И Трефорт обращается к писателю с просьбой: «Афанасьев, верно, не откажется попросить Л.А.Блока взяться за это дело или чтобы он обратился к К.А.Майеру, который имеет большой круг знакомых… Если Вы … не встретите препятствия, то с Богом приступите к заказу… Деньги и задаток дадите из собранных у Вас, а остальные мы Вам вышлем. Т[ак] к[ак] Вам нельзя заняться сбором, то пусть Афанасьев или сам съездит к гг. или попросит одного из Блоков взять на себя этот труд… Поддайте жару Блоку, чтоб он усерднее хлопотал о позволении, и, если он не хочет просить Майера, то еще лучше, если обратиться к А.Ф.Веймарну, тот с весом»[14]. Получив письмо Трефорта, Дружинин поспешил выполнить просьбу приятеля. «Переоделся во фрак, - запишет он 2.02.57 г., - поехал к Л.А.Блоку, там говорил по делу Обольянинова» (402). 18.02.57 г., перечисляя неотложные дела, Дружинин заметит: «Будет еще дело в посту - выборы, поднесение кубка Обольянинову» (403).

Приведенное выше суждение от 2.02.57 г. - последнее упоминание о Л.А.Блоке в «Дневнике» Дружинина. Что касается Н.А.Блока, то посещения им писателя продолжались, по меньшей мере, до начала марта 1858  г. 19.02.58 г. Дружинин запишет: «Вечером были брат с женой, Н.А.Блок» (404). 5.03.58 г. - снова: «Воротясь домой, нашел наших и Н.А.Блока» (406). Вызывает удивление отсутствие в «Дневнике» каких-либо упоминаний о детях А.А. и Л.А. Блоков и прежде всего об Александре Львовиче, родившемся в 1852 г. Но, посещая Блоков, Дружинин не мог не знать о существовании у них детей, возможно, даже виделся с отцом поэта.

[1] Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1990. С. 27.  См. также: Блок Г.П. Герои «Возмездия» // Русский современник. 1924. №3. С. 172.

[2] Бекетова М.А. Указ. соч. С. 20-21.

[3] Там же. С. 21.

[4] Там же.

[5] См., напр.: Небольсин С. Из родословной А.А.Блока // Прометей: Ист.-лит. биогр. альманах. М., 1983. Т. 13. С. 279-295.

[6] Как следует из приведенной цитаты, семейство Блоков было знакомо с Е.Н.Вревской. Данное обстоятельство проливает свет на творческую историю автобиографической поэмы А.Блока «Возмездие». Считается, что прототипом главной героини Анны Павловны Вревской явилась известная общественная деятельница А.П.Философова (1837-1912). Но откуда взялась фамилия - Вревская? Возможно, она была подсказана Блоку названием озера, давшего наименование родовому владению баронов Вревских. Но, вероятнее всего, данная фамилия была услышана им от бабушки, явилась отголоском семейных преданий о знакомстве А.А. и Л.А.Блоков с баронессой Е.Н.Вревской. Не исключено, что А.А.Блок рассказывала внуку и о Дружинине.

[7] Егоров Б.Ф. Примечания. С 494.

[8] Там же. С. 474.

[9] РГАЛИ. Ф. 167. Оп. 3. Ед. хр. 157.  Л. 1 об.

[10] Письма к А.В.Дружинину. С. 207.

[11] Там же.

[12] РГАЛИ. Ф. 167. Оп. 4. Ед. хр. 17.

[13] РГАЛИ. Ф. 167. Оп. 3. Ед. хр. 239.  Л. 12.

[14] Там же. Лл. 12-12 об., 16 об.

Плюсский район, Ираклий Андроников, В.И. Будько, Алдонина Н.Б., Евдоксино, А.В. Дружинин, Сижно, литература, Блок, Вревские, Марьинское, Гдовский уезд, Россия, Харламовы, поэзия, "Современник", Сланцы, Арсеньевы, Ахвердовы, Лермонтов

Previous post Next post
Up