Д.Ф. Харламова и мать ее, П.Н. Ахвердова, тетка Лермонтова

Sep 28, 2018 17:24




С.-Петербург. Доходный дом на ул. Кирочной, в котором
жили по приезде с Кавказа мать и дочь
П.Н. и Д.Ф. Ахвердовы (угловой дом справа).
М.Я. Виллие. Бум., акв. 1862.

Л.Б. Модзалевский, создатель Пушкинского дома в С.-Петербурге, писал в том духе, что Дарья Николаевна [Ахвердова] и Прасковья Николаевна [Хвостова], фигуранты письма Е.А. Арсеньевой к П.А. Крюковой, - «это лица неустановленные:

«По приезде в Петербург оживились отношения П.Н. Ахвердовой с ее двоюродным дедом Н.В. Арсеньевым и его детьми, из которых Емельян Никитич приходился ей троюродным братом, а Евфимия и Елена Никитичны - троюродными сестрами. Не менее тесными были отношения Прасковьи Николаевны с семьей другого ее двоюродного дяди - М.В. Арсеньева. 15.11.37 г. Е.А. Арсеньева пишет П.А. Крюковой: «Я часто видаюсь с Дарьей Николаевной и Прасковьей Николаевной, и всегда об вас говорим»[1]. Публикуя это письмо, Б.Л. Модзалевский заметил: «Дарья Николаевна и Прасковья Николаевна - лица неустановленные». Между тем, как верно указано И.Л. Андрониковым, в виду имелись П.Н. Ахвердова и ее сестра Д.Н. Хвостова, которых, правда, исследователь называет племянницами М.В. Арсеньева[2], хотя он был их двоюродным дядей»[3].

Ираклий Андроников установил родство П.Н. Ахвердовой с семьей поэта, но при этом у него нет никаких сведений о связи Прасковьи Николаевны с Гдовским уездом.

Здесь землевладелицей была, начиная с 1845 г., ее дочь - Дарья Федоровна Харламова, мемуаристка, которая совладела тут с мужем, а затем с дочерью и зятем усадьбами Сижно и Заудобо.



Собственно, Андроников рассматривал имущественные и прочие дела Ахвердовой на основании мемории дочери, т.е. рассматривал только тифлисский их и петербургский, «на Кирочной», периоды.

Исследователь дал при этом полную картину взаимоотношений героев Записок сиженской землевладелицы[4]. Это эталонная для нас часть его исследований. Удивительный был человек.

Он, кстати, подробно рассмотрел сообщение Харламовой о том, что в 1829 г. их дом в Тифлисе посещал А.С. Пушкин. - За неимением места мы в данном очерке этот момент не рассматриваем:

«До самого последнего времени никому не было известно, что Лермонтов находился с Прасковьей Николаевной Ахвердовой в родстве. Между тем она - урожденная Арсеньева - доводилась троюродной сестрой покойной матери Лермонтова, а самому ему - троюродной теткой[5].

О том, что Лермонтов был знаком с ней, мы догадывались уже раньше, на основании записи, сделанной им в 1840 году в одном из альбомов: «Ахвердов[а] на Кирочн[ой]. Г[рафиня] Заводовск[ая] Леон Голицы[н] в доме Ростовцева»[6]. Уже эта запись среди адресов петербургских знакомых Лермонтова давала серьезные основания считать, что он встречался с Ахвердовой. Гипотеза эта была высказана мной еще в 1939 году[7].

Предположение подтвердилось. Ахвердова «жительствовала в С.-Петербурге Литейной части 5-го квартала в доме под № 14»[8]. Дом этот действительно находится на Кирочной - угол Потемкинской улицы, возле Таврического сада.

И сама улица называлась в ту пору еще не Потемкинской, а Таврической[9].

Отыскались сведения и поважнее. В 30-х годах, живя в Петербурге и в Царском Селе, Ахвердова постоянно встречалась и поддерживала родственные отношения с бабкой Лермонтова - Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Арсеньева пишет из Петербурга родственнице - тамбовской помещице Прасковье Александровне Крюковой: «Я часто видаюсь с Дарьей Николаевной и Прасковьей Николаевной и всегда об вас говорим»[10].

Дарья Николаевна и Прасковья Николаевна - это Дарья Николаевна Хвостова и Прасковья Николаевна Ахвердова - двоюродные сестры и А. Крюковой и племянницы покойного М.В. Арсеньева, мужа Е.А. Арсеньевой. Понятно, почему Арсеньева пишет Крюковой: «всегда об вас говорим». Личность их общей родственницы Прасковьи Александровны Крюковой, естественно, служила частой темой для разговоров.

Но окончательно вопрос о знакомстве Лермонтова с Ахвердовой решает его письмо к бабке, найденное мной в г. Актюбинске в 1948 году. Хотя ни число, ни год на этом письме не выставлены, по содержанию оно легко датируется второй половиной апреля 1836 года, когда Лермонтов служил в Царском Селе и постоянно наезжал в столицу.

«Милая бабушка, - пишет он. - Так как время вашего приезда подходит, то я уже ищу квартиру, и карету видел, да высока; Прасковья Николаевна Ахвердова в мае сдает свой дом, кажется, что будет для нас годиться, только все далеко…»[11].

На основании этих строк можно считать доказанным, что Арсеньева и Лермонтов встречались с Ахвердовой.



Возможно, что о Грузии рассказывала Лермонтову П.Н. Ахвердова, - во всяком случае, отметим здесь его интерес к грузинским делам именно в это время.

Годы 1834 - 1836 в биографии Лермонтова изучены слабо, в биографии Чавчавадзе и вовсе еще не изучены. Поэтому нельзя ответить на вопрос - состоялось ли знакомство их в этот период. Для этого нет покуда никаких данных. Хотя теперь, когда мы узнали о том, что Лермонтов как раз в это время постоянно видел П.Н. Ахвердову, встреча его с Чавчавадзе становится вполне вероятной. Но уже во всяком случае - это можно считать несомненным, - в 1837 году, когда Лермонтов пострадал за стихи на смерть Пушкина, оказался в опале и уезжал в ссылку в полк, стоявший недалеко от Тифлиса, а еще ближе от Цинандали, где Ахвердова еще так недавно гостила на правах члена семьи - заботливый друг Грибоедова, Кюхельбекера и Чавчавадзе, она должна была принять участие в судьбе своего племянника, Лермонтова.

Отправляя поэта в Грузию, бабушка, разумеется, заручилась рекомендательными письмами к влиятельным на Кавказе людям: к командиру Отдельного Кавказского корпуса барону Г.В. Розену, с сыном которого Лермонтов служил в лейб-гусарах, к начальнику штаба В.Д. Вольховскому, к А.А. Вельяминову (командовавшему войсками на Линии), с которым вместе воевал в Отечественную войну 1812 года ее брат Афанасий Столыпин. Об одном из таких писем мы узнали недавно. Родственник бабушки, генерал А.И. Философов, оказывается, обращался с просьбой о Лермонтове к генералу Вольховскому[12].

Поэтому не подлежит сомнению и то, что Лермонтов уезжал в Грузию, снабженный письмами Ахвердовой к ее тифлисским друзьям - и прежде всего, конечно, к ее воспитаннице. (Сам Александр Гарсеванович Чавчавадзе вернулся в Грузию летом 1837 года.) Таким образом, Лермонтов в дом Чавчавадзе должен был попасть непременно - не только как поэт, прославившийся стихами на смерть Пушкина, но и как родственник женщины, связанной с домом Чавчавадзе долгой и прочной дружбой. И трудно допустить, чтобы он дважды пренебрег возможностью встретиться с прославленным грузинским поэтом, но захотел познакомиться с вдовой Грибоедова.

Знакомство, по всем признакам, состоялось[13].

[1] Б.Л. Модзалевский. Письма Е.А. Арсеньевой о Лермонтове. «Литературное наследство». Тт. 45 - 46. Сс. 650 - 651 и 655.

[2] Андронников И.Л. Исследования и находки. М. 1977. С. 296.

[3] Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. С. 530.

[4] Д. Х.[арламова]. Еще несколько слов о Грибоедове. Рукопись. Государственный театральный музей имени А.А. Бахрушина. Шифр ТМ 163494.

Ираклий Андроников. Лермонтов в Грузии в 1837 году. М. 1955. С. 312.

[5] См. В. Арсеньев. Род дворян Арсеньевых (1389 - 1901). Тула, Изд-во М.Т. Яблочкова. 1903. Сс. 65 и 68. Примеч. И.Л. Андроникова.

[6] Альбом Лермонтова, на 29-ти листах, хранится в Рукописном отделении Государственной Публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (Л. 1). Примеч. И.Л. Андроникова.

[7] См. «Красная новь». 1939. № 10 - 11. С. 251. Примеч. И.Л. Андроникова.

[8] «Дело о дворянстве Ахвердовой». ЦГИА СССР в Ленинграде. Ср. 1343. Оп. 16. Ед. хр. 3223. Примеч. И.Л. Андроникова.

[9]«Атлас тринадцати частей С.-Петербурга». Сост. Н. Цылов. СПБ. 1849. С. 201 (дома по Кирочной улице) и 202 (дома по Таврической улице). По нынешней нумерации это дом № 48/13. Примеч. И.Л. Андроникова.

[10] Б.Л. Модзалевский. Письма Е.А. Арсеньевой о Лермонтове. «Литературное наследство». Тт. 45 - 46. Сс. 650 - 651 и 655 (примечание, где сказано, что «Дарья Николаевна и Прасковья Николаевна - лица неустановленные»). Примеч. И.Л. Андроникова.

[11] «Огонек». 1949. № 42. Сс. 15 - 16. Примеч. И.Л. Андроникова.

[12] См. А.Н. Михайлова. Лермонтов и его родня по документам архива А.И. Философова. «Литературное наследство». Тт. 45 - 46. Сс. 678 - 680. Примеч. И.Л. Андроникова.

[13] Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. М. 1977. Сс. 320 - 323.

Ираклий Андроников, В.И. Будько, Гдовский уезд, Россия, Харламовы, поэзия, Кавказ, Сланцы, Арсеньевы, Сижно, Ахвердовы, литература, Лермонтов

Previous post Next post
Up