![](https://ic.pics.livejournal.com/slan1934/85019784/98333/98333_900.jpg)
Криуши.
Памятник жертвам Освободительной войны 28.XI.1918 - 02.II.1920 гг.
Открытие памятника 24.05.1936 г. Эстонский киноархив. EFA.0-40602p.
Следует сказать отдельно о сооружения памятника жертвам в Освободительной войне Эстонии против имперской России. Он был сооружен в с. Криуши, в русском Принаровье, которое согласно Тартускому мирному договору от 2.02.1920 г. находилось в эстонской юрисдикции. Продолжалось это до 1940 г., когда исконно русские земли в правобережье р. Наровы были воссоединены с правопреемником исторической России - Советским Союзом.
В 1918 г. в этих местах развернулась, якобы, «битва» между белоэстонцами и красноармейцами, о которой сегодня невозможно найти упоминаний в сети. В связи с этим, мне представляется, что большой битвы в районе Криуш не было.
Скорее всего, часть убитых здесь стала случайными жертвами войны, в то время как Красная армия заключила с Эстонией «приватное» соглашение, направленное против Северо-западной армии Юденича.
Безусловно, в Принаровье гибли другие люди. - Убитых эстонцев увезли вглубь республики, в «родные приходы», и там они были похоронены.
Скорее всего, потери с обеих сторон были соизмеримы, и, погибшие в «Криушской битве» красноармейцы тоже были похоронены здесь, на криушском кладбище, «без помпы», и это, возможно, очередная «загадка» Гражданской войны», которая не документирована метрическими книгами криушской церкви.
Памятник жертвам Освободительной войны назывался еще и Памятником Освободительной войне. Беру на себя смелость утверждать, что оба названия в целом отображают «исторический блеф», который до сих пор поддерживается эстонской историографией. Дело в том, что на нем было перечислено всего 12 этих самых «жертв», что на жертвы войны никак не тянет.
В Великую Отечественную войну здесь погибло много больше народу с обеих сторон, и фронт стоял в левобережье р. Наровы больше 150 дней.
Об этом сражении в сети тоже немного материалов, ибо в историческом плане это была военная неудача, когда Советская армия вдруг столкнулась с яростным сопротивлением эстонцев и гитлеровцев на высотах Синимяэ.
Армия Сталина взяла уже Варшаву и Будапешт, а здесь, в северо-восточной Эстонии, войска осуществляли затяжные позиционные операции в Принаровье и в Синимяэ. И потери здесь были соответствующие, т.к. здесь в это время произошло несколько кровопролитных битв.
Историки называют в связи с этим разные цифры, от 60 до 130 и 200 тыс. убитых только с советской стороны, что, кстати, совершенно не соответствует числу братских могил, сохранившихся здесь. «Считается, что в братской могиле советских воинов в Синимяэ похоронено до 22 тысяч человек, по другим сведениям до 40 тысяч, но подтвержденной точной информации нет»
[1].
При этом - немецких могил в СССР никто и никогда не сохранял, а немцев здесь погибло тоже несколько десятков тысяч человек
[2]. Политика в нашей стране тогда была такая.
Эстония никогда не признавала раскол в своем обществе, который существовал тут, начиная с XIX в. Обострение в обществе произошло и в 1917 - 1918 гг., когда в Эстонии образовалось двоевластие, и когда Виктора Кингисеппа земляки утопили в море.
Белое воинство Юденича в то время оказалось в новом государстве, которое в 1918 г. взяло русофобский курс. - Он и сегодня является основной парадигмой политического курса Эстонии.
Празднуя начало «Освободительной войны», руководство страны «забывает», что эстонское общество всегда было расколото на две неравные части. В ходе Гражданской войны эстонцев против эстонцев воевало несколько десятков тысяч «красных эстонцев». - Их нельзя сбрасывать со счетов, ибо это такие же члены эстонского общества, которые мыслят по-другому:
«Захватив 28 ноября 1918 года Нарву, «красные» [эстонцы] тут же, как и обещали в предыдущем году, провозгласили свое государство - Эстляндскую трудовую Коммуну, имевшую влияния на востоке (Нарва и Тарту) и частично на юге страны (Вильянди). Очень скоро правительство Советской России признало независимость Эстляндской трудовой Коммуны, и Красная армия продолжила наступление. К январю 1919 года 2/3 территории Эстонии попала в руки красных, они стояли в 35 километрах от Таллина»
[3].
При этом русские историки сегодня говорят о сговоре большевиков России с белоэстонцами Таллина:
«Суверенитет в обмен на обман / …Советская республика [в Эстонии] просуществовала недолго из-за созданных в Эстонии и поддержанных Антантой сначала «белого» Северного корпуса, а за тем и «белой» Северо-Западной армии генерала Юденича. Вместе с белоэстонскими воинскими частями она дважды устремлялась к Петрограду, почти его захватив. Еще до этого, в январе 1919 года, в боевых действиях между «белыми» и «красными» эстонцами наступил перелом. При мощной поддержке, оказываемой «белоэстонцам» Западом, большевики стали отступать, и к началу лета оказались за пределами нынешней Эстонии. «Белоэстонцам» удалось даже захватить Псков и победить на территории нынешней Латвии Ландесвер. (Вооруженные силы несостоявшегося Балтийского герцогства, укомплектованные остатками войск Кайзеровской Германии и немцами-добровольцами Остзейского края). В итоге правительство Советской России предложило Эстонии заключить Юрьевский (Тартуский) мир. Его заключили 2 февраля 1920 года в Тарту (Юрьеве). Таким образом, оба государства признавали независимость друг друга»
[4].
Пользуясь случаем, следует отметить, что на одной из двух досок на памятнике в Криушах было написано:
Сельский муниципалитет Козе
Они пали в войне за независимость
28.XI.1918 - 02.II.1920
Жиронов Иван - д. Усть-Жердянка
Никитин Дмитрий - д. Усть-Жердянка
Карпов Федор - д. Усть-Жердянка
Димитриев Михаил - д. Пустой Конец
Трофимов Спиридон - д. Пустой Конец
Кононов Леонтий - д. Долгая Нива
Морозов Николай - Низы посетитель
Нилов Михаил - Низы посетитель
Были убиты большевиками
[5]28.XI.1918 - 02.II.1920
Баумер Альберт - Темница
Баумер Эрнст - Темница
Флоров Михаил - д. Сур-Жердянка
Ефимов Семен - д. Усть-Черное
На другой доске памятника были перечислены воинские части, принимавшие участие в столкновениях в Принаровье:
Здесь
боровшиеся и победившие в Освободительной войне
28.XI.1918 - 02.II.1920
Памятник в виде массивного постамента, составленный из гранитных блоков грубой тески, имел в навершии орла с раскинутыми крыльями, который бесстрашно восседал на сфере и был обернут в сторону СССР. Авторами проекта являлись архитектор В.Г. Радлов и скульптор. А. Каск.
Безусловно, авторы внесли в проект известный символизм, и придали орлу в Криушах известное сходство с орлом Вермахта. - Он выставлялся тут, на границе русского мира не только как символ освобождения от уз и символ победы, но подчеркивал особую гордость новоявленной Эстонской республики.
При этом в сугубо русском регионе, ставшем под чуждую юрисдикцию, надписи на памятнике были сделаны на эстонском языке. - Это стало реальным началом конца эстонского господства в Принаровье.
Мало того, на одной из досок над фамилиями православных был изображен лютеранский крест. Недальновидная власть проявила неуважение к русским, которых уже тогда называла этническим «меньшинством».
Памятник при большом стечении народа открыли 24.05.1936 г., о чем свидетельствую фотографии архива и кадры кинохроники.
В соответствующей статье о посещении Криуш И.Я. Лайдонером
[6], корреспондент подчеркивает верноподданнические «эскапады» волостной власти, что полностью опровергается воспоминаниями очевидцев и ярко выражено на фотоснимках. Никогда русские в Принаровье не относились лояльно к эстонскому государству, которое мало заботилось об экономическом развитии анклава. Тут всегда существовало просоветское подполье.
К сожалению, памятник в Криушах, единственный в своем роде, простоял недолго. При вводе советских войск в Эстонию он был немедленно взорван, и произошло это 19.07.1940 г. В свою очередь эстонские националисты «Кайтселийт», проявившие на оккупированной территории жестокость, взорвали в Принаровье 3 храма в селах Скамья, Ольгин Крест и Криуши. - Об этом свидетельствовали очевидцы и их воспоминания были записаны небезразличными людьми.
Сохранилась газетная статья, в которой сообщаются обстоятельства открытия памятника в Криушах:
«Отсюда [из Нарвы] И. Лайдонер [главнокомандующий эстонской армией] на автомобиле выехал в деревню Кривасоо [рус. Криуши], Козеской волости, где состоялось торжество открытия памятника жертвам Освободительной войны. В районе Кривасоо (Kpиуши) в период войны происходили жестокие бои.
Приезд главнокомандующего армией в Принаровье всколыхнул весь край и превратился в большое событие. Генерал очень популярен в крае, и, конечно, ему была устроена исключительно сердечная встреча.
По пути в Кривасоо главнокомандующий задержался в деревне Низы, расположенной у реки Плюссы
[7]. Здесь ген[ерал] И. Лайдонер долгое время беседовал с русскими хуторянами, собравшимися для его встречи и воспользовавшимися случаем для выражения разных своих пожеланий. Так, например, жители деревни Низы очень хотели бы, чтобы паром через реку Плюссу был заменен мостом для удобства сношений с Нарвой. Несколько пожилых женщин просили главнокомандующего посодействовать тому, чтобы им разрешили доставлять в открытом виде молоко на нарвский рынок.
Главнокомандующий заявил, что такого рода вопросы разрешают местные самоуправления, а присутствовавший тут же помощник нарвского гор[одского] головы отметил, что вопрос о доставке на нарвский рынок молока уже разрешен соответственно пожеланиям жителей деревни Низы. По вопросу об улучшении сообщения через реку Плюссу главнокомандующий выразил мнение, что едва ли здесь из-за двух деревень может быть построен [когда-либо] дорогостоящий мост.
По дороге к памятнику учащиеся засыпали главнокомандующего цветами, и очень трогательно было приветствие русского школьника, который, смело подойдя к главнокомандующему, сказал: «Наши отцы и братья здесь под Вашим командованием боролись [против русских] вместе с эстонцами. Если понадобится вновь выступить против врага, то и мы пожертвуем своей жизнью для защиты нашей прекрасной родины Эстонии».
По прибыли в Кривасоо у Tpиумфальной арки местный волостной старшина по старому русскому обычаю поднес главнокомандующему хлеб-соль, а женский кружок православного прихода - просфору. На платочке, в который она была завернута, вышитая надпись гласила: «Главнокомандующему эстонской армией ген[ералу] Лайдонеру, как защитнику церкви и родины».
На приветственное слово волостного старшины главнокомандующий на русском языке передал населению приветствие от Главы государства и правительства и подчеркнул, что в эстонском государстве нет граждан перво- го и второго разряда. Если эстонские граждане русского меньшинства честно выполнят свой долг в отношении государства, то и государство о всех позаботится одинаково. «Я убежден и твердо верю», - сказал ген[ерал] И. Лайдонер, - «что местное население было и останется всегда верным своему долгу».
На торжестве был представлен целый ряд принаровских общественных организаций, и присутствовала масса народа; для доставки публики потребовался даже специальный пароход. Принимали учаcтиe в торжестве и участники былых боев.
Памятник с венчающим каменный обелиск парящим металлическим орлом построен на удачном месте, на высоком берегу Наровы и прекрасно виден с проходящих пароходов; высота его - 9,2 метра. Местное население к идее постройки памятника отнеслось очень сочувственно.
В 6 часов вечера И. Лайдонер и сопровождавшие его лица вернулись в Нарву и прибыли на автомобилях в сад Янилиннского пожарного общества, где в это время происходило народное гулянье»
[8].
Представляют несомненный интерес воспоминания принаровцев об этом событии. Они так же даны на сайте О.А. Дроздика:
«В Криушах был памятник. Памятник был построен до войны, и когда пришли коммунисты этот памятник взорвали, и орёл «улетел» в реку Нарова. Орёл был большой, отлитый из чугуна. Когда немцы пришли, его оттуда вытащили, и он стоял в волости, а потом когда немцы убегали, его увезли в Эстонию. Было богатое открытие памятника. С крыльца дедушки я смотрел, да и все жители смотрели, как приезжал Лайдонер. Староста волости подошел к нему и что-то отрапортовал, он взял его под руку и они пошли. Дедушкин дом был рядом, здесь у моста, и пошел он, а там были скауты поставлены строем, один возле другого и дальше до самого памятника. Вот они пошли к памятнику, а там много народу было, военная кухня, кормили, и священник был. Там было всё Принаровье, вся верхушка»
[9].
«Всё Принаровье было, сам Лайдонер приезжал. Его встречали, у нас как раз через речонку мост. Этот мост был так из ёлок сделан, и цветы были. И он такую речь хорошо говорил. Как сейчас помню, что если вы будете богаты, и государство будет богато. Священник отслужил, а мы тогда пели песню «Спите орлы». А на памятнике, с одной стороны написано кто воевал из Криушских и кто погиб. С Нарвы скамейки наделаны и выкрашены, кругом памятника. И там цветы и мы все как-то. Это было между школой, волостью и народным домом, около самой-самой реки. Столько тогда народу было, большой праздник был. Я была там, приехала с Нарвы»
[10].
«Открытие памятника было намечено на конец апреля в один из воскресных дней. Скаутов нашей школы обязали принять участие в этом мероприятии. Нам нужно было пройти пешком километров двенадцать до деревни Криуши, где находилось наше волостное правление, и там на берегу реки Наровы был установлен этот памятник. Форма одежды летняя, т.е. короткие штаны и гимнастёрка. В начале холода не чувствовалось, так как в дороге согрелись. У меня в кармане было 15 центов и мы по прибытию на место, разумеется, набросились на мороженое. Я съел две порции, хорошая порция была, как трубочка. Порция стоила 5 центов, и еще купил одну сладкую булочку, стоимость которой тоже была 5 центов. Погода была прохладная и ветреная, и мы основательно замерзли. Бегали, прыгали, но всё равно было холодно. Съеденное мороженое, понятно, тепла не прибавило. И только где-то около двух часов, нас построили по обочинам дороги для встречи высоких гостей. Скауты были согнаны со всей волости. Мы тряслись от холода, но стояли. Вскоре подъехали на машинах офицеры эстонской армии. Возглавлял эту группу сам командующий эстонской армии генерал-лейтенант Юхан Лайдонер, который поприветствовал нас, прошел со своей свитой между нашими рядами и направился к памятнику, накрытому белой материей»
[11].
[1] Нарвский маршрут Победы.
http://prospekt.ee/triuimth/2285-narvskiy-marshrut-pobedy.html [2] Синимяэ Википедия.
[3] Кленский Д. Чем на самом деле была война за независимость Эстонии
https://eadaily.com/ru/news/2018/02/16/chem-na-samom-dele-byla-voyna-za-nezavisimost-estonii [4] Кленский Д. Указ. соч.
[5] Enamlaste poolt tapeti.
[6] Лайдонер Иван (Йохан) Яковлевич (12.02.1884 - 13.03.1953). Бывший офицер русской армии, военный и государственный деятель Эстонии, главнокомандующий эстонской армией. Окончил Виленское пехотное юнкерское училище. Приговорен 16.04.1952 г. особым совещанием за «активную контрреволюционную и антисоветскую деятельность» к 25 годам тюремного заключения с конфискацией имущества. Место заключения: «Владимирский централ» ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области тюрьма. Место захоронения: Князь-Владимирское кладбище (ранее Старое городское кладбище), Владимир.
[7] Село Низы было расположено в устье р. Плюссы. В этом месте всегда существовала переправа лодочная и паромная через Плюссу и проходило старое шоссе Гдов - Нарва.
[8] - ъ. Ген. И. Лайдонер в Hарве, Низах, Кривасоо и Нарва-Иоезу. (От собственного корреспондента) // Нарвский листок. 25.05.1936.
[9] Дроздик О.А. Мокреди // Принаровье. Сайт.
[10] Дроздик О.А. Криуши. Ч. 3 // Принаровье. Сайт.
[11] Дроздик О.А. Усть-Черное // Принаровье. Сайт.