Сейчас про Пенино рассказывают, что некогда, в незапамятные времена, в этих местах на большом пне была найдена икона Божьей Матери. Люди сочли это добрым знаком и основали здесь поселение. Едва ли можно доверять столь простому объяснению названия деревни. Известно упоминание о Пенино в писцовой книге Шелонской пятины, которое тогда называлось Сумерским погостом и входило в состав земель Великого Новгорода. Да и название, видимо, имеет финно-угорские корни. Пережившее несколько веков, когда-то большое село, уже в наше время оказалось на грани исчезновения. И совсем была бы забыта деревня, стерта с географических карт и людской памяти, если бы не храм Рождества Богородицы да источник с целебной водой, называемый в народе Иорданью.
Величественный новый храм был построен в 1890 - 1900 годах. Можно себе представить, каким праздником для народа было освящение храма, ведь для этого прибыл из столицы сам о. Иоанн Кронштадтский. Место было выбрано на холме, так что сиявшие на солнце купола были видны во всех окрестных деревнях. Над источником стояла часовня святой Параскевы-Пятницы. Из других построек с тех времен сохранились лишь развалины зданий, видимо, использовавшихся для церковных нужд. Старожилы говорят, что была при церкви даже гостиница, значит, посетителей было немало. В начале XX века в самом Пенино и окружающих деревнях числилось около 4 тысяч прихожан. Но уже в 30-е годы церковные службы прекратились, а разорение и упадок коснулись и всей округи.
В годы Великой Отечественной войны в храме размещался немецкий госпиталь. В послевоенное время храм был совсем заброшен. Но идея использовать сохранившиеся рядом здания и разместить в них средние и старшие классы восьмилетней общеобразовательной школы для того времени была не так уж плоха.
Неожиданно удалось отыскать одну из прежних учениц. Сотрудница Овсищенского Дома культуры Анна Павловна Азаркина родилась в Овсище и училась в этой школе до начала 60-х годов. Она рассказала, что нельзя было назвать тогда Пенино обычной деревней - ни деревенских домов, ни своих жителей там не было. Но школьный комплекс размещался в нескольких зданиях: кроме собственно школы был интернат, где жили ребята, дом для учителей, хозяйственные постройки, в том числе - баня. При школе держали лошадей, свиней, с которыми занимались специальные работники. Причем к обслуживанию свинарника ребят не привлекали, а к лошадям допускали лишь старшеклассников. О своих школьных годах Анна Павловна сохранила самые лучшие воспоминания. По всем предметам были свои учителя, находились интересные и полезные занятия и после уроков. Во время каникул школа превращалась в подобие современных загородных детских оздоровительных лагерей. Купались в озере Пенино, несмотря на холодную из-за множества ключей воду, ходили через лес за несколько километров и на озеро Самро. В обычный распорядок включалась работа в школьном огороде, в старом огромном саду, где было невероятное количество кустов смородины. Поэтому основные продукты, поступавшие в школьную столовую, были не только абсолютно свежими, но, как сейчас говорят, и экологически чистыми. Блюда, приготовленные школьными поварами, казались удивительно вкусными. Наверное, и родители были довольны, что дети находятся под постоянным присмотром, приучаются к труду. По выходным ребят отпускали домой, причем пешком ходили редко: расписание рейсовых автобусов было составлено с учетом расписания уроков.
Конечно, внимание ребят привлекал заброшенный храм. По словам Анны Павловны, ходить туда не разрешалось, но нарушить запрет было вдвойне интересно. Пугали друг друга рассказами о привидениях, проверяли свою смелость. По узкой крутой лестнице забирались на самый верх высоченной колокольни, откуда открывался вид на все окрестности. Зимой смельчаки прыгали в сугробы с крыши, правда, за это экстремалов сурово наказывали. А вот такого, чтобы кто-то портил стены, царапал на них надписи, Анна Павловна не припомнила.
В эти годы не раз менялись административные границы районов Ленинградской области. Пенино за несколько лет оказывалось на территории то тогдашнего Осьминского района, то Лужского, то Кингисеппского, то Сланцевского. Возможно, это стало причиной того, что статус школы изменился. Кем-то из новых руководителей было принято решение разместить здесь школу для детей с недостатками развития. Учеников общеобразовательной школы перевели в Сланцы, и Анна Павловна заканчивала учебу уже в городе. Вспомогательная школа располагалась в Пенино более двадцати лет. В 1972 году сюда приехала на работу как молодой специалист Нина Николаевна Самойлова - известный человек в Овсище, позднее много лет возглавлявшая органы местной власти. Она тоже соглашается, что для детей условия в школе были очень хорошими. «Большинству наших воспитанников, конечно, не по плечу было освоение сложных наук, но они учились в меру сил, получали трудовые навыки, много бывали на воздухе. Окружающая обстановка оказывала на них благотворное влияние», - сказала Нина Николаевна.
В 1985 году вспомогательную школу тоже перевели в Сланцы. Содержать ее в отдаленном уголке, видимо, стало затратным. Бывшие школьные здания были переданы во владение совхозу «Осьминский», поля которого находились рядом. Но использовать здания, которые требуют постоянных и серьезных вложений, совхозу было, конечно, ни к чему. Этот период принес самые большие разрушения заброшенному храму, поскольку любителей варварских набегов у нас всегда хватало. Была сожжена вся деревянная часть колокольни, неведомые удальцы умудрились развести костер даже на большой высоте - под центральным куполом.
На высоту человеческого роста, повсюду, даже в световом барабане, была удалена штукатурка с остатками росписи. Небольшие фрагменты сохранились лишь там, куда не дотянулись варварские руки. Говорят, в стенах храма искали тайник. Ничего, конечно, не нашли, но свой грязный след в истории Пенино наши современники оставили.
К счастью, в нынешнее непростое время есть и другие люди. Благодаря их неравнодушному отношению, оказалось возможным возрождение храма - уже буквально из руин. В 90-х годах под эгидой Православной церкви началось восстановление многих старинных храмов на территории нашего района, которое продолжается и сейчас. Непосредственное участие в этих работах принимает известный петербургский специалист и большой энтузиаст своего дела Владимир Дмитриевич Капинос -технолог-реставратор, как он сам себя называет. Он внес большой вклад в восстановление многих российских храмов. Стоит заметить, что в обиходе под реставрацией часто понимается восстановление лишь внешнего вида культурно-исторических ценностей. Владимир Дмитриевич является убежденным сторонником максимального использования применявшихся в строительстве материалов и технологий. Он не скрывает, что в этом не всегда встречает понимание заинтересованных сторон, что его метод требует больше времени и, естественно, больше затрат. Но считает своей важнейшей задачей воссоздать не только внешний вид, но и инженерные конструкции здания. Иначе реставрация может быть сведена к обыкновенному ремонту. Не используется, например, цемент, которого не было в ХIX веке. Кроме того, строители прошлого часто применяли остроумные технические решения, и выбор материалов, способов их обработки тоже был неслучаен. Все это - тоже часть нашего культурного наследия, которое стоит изучать.
В Пенино В.Д. Капинос впервые побывал в 2000 году, хотя храмами в Заручье, Старополье занимался уже и раньше. В тот весенний день, прежде всего, обратил внимание на аварийное состояние старой часовни над источником у подножия холма. Видно было, что люди посещают это место, над колодцем был сделан свежий сруб. Но никто не замечал, что вот-вот может рухнуть кусок старой кладки. Поэтому первым делом В.Д. Капинос прислал строительную бригаду установить на арке шахтерскую крепь. Поговорил с местными жителями - и родилась идея вернуть былой облик этой часовенке. Что и было вскоре сделано - после восстановления фундамента и дренажной системы. Часовня ведь стоит на болотистом берегу озера.
Восстановление храма пришлось немного отложить, но уже к осени 2002 года появилась возможность приступить к работе. Дело сложное, не терпит спешки, но постепенно продвигается. Храм стоит в лесах, на куполах установлены кресты. Как и везде, ощущается острая нехватка квалифицированных мастеров, так, сложные кровли куполов требуют особых навыков, нужны хорошие кузнецы. В высоких сводчатых подвалах некогда была устроена сложная система отопления, которая представляет профессиональный интерес и для современных специалистов. Впереди - работа над восстановлением настенной росписи. Любая помощь принимается. Благодарность Владимир Дмитриевич высказал в адрес директора ЗАО «Осьминское» П.П. Шеренкова, за помощь в проведении работ. Свой вклад внесли и воспитанники сланцевской школы № 10, во время своих летних экспедиций ребята успевают поработать на многих подобных объектах. С группой из такой экспедиции мы встретились в Козьей Горе, где сейчас под присмотром В.Д. Капиноса тоже продолжаются ремонтные и реставрационные работы.
И что же потом, когда храм будет восстановлен? В последние годы Пенино приглянулось жителям С-Петербурга, деревня приобрела вполне жилой вид. Останется она только дачным местом или будет развиваться дальше - время покажет
[1].
[1] Шишкина С.Ф. …И сердце теплом отзовется // Знамя труда. 29.06.2007.