Письмо А.С. Грибоедова П.Н. Ахвердовой
(Ноябрь 1828)
(Перевод с французского)
(Ноябрь 1828. Тавриз.) Примите мои искренние приветствия, любезнейший и почтеннейший друг. Я уже давно сделал все, что следовало, для вашего племянника 1), и если граф 2) к нему не очень благожелателен, то, кто знает, не передали ли ему о каких-нибудь невинных шутках, которые тот сболтнул на его счет, а сплетники, как это обычно бывает, довели до начальства в раздутом и злостном виде разговоры, которые можно упрекнуть самое большее в нескромности. А это водится. Впрочем, все то, что вы мне говорите насчет графа Эриванского, доставляет мне живейшее удовольствие. Он мой друг и благодетель, и я, натурально, желал бы, чтобы все были ему так же преданны, как я. Советы, которые вы даете мне, чтобы я заботился о занятиях для жены моей, очень разумны и полезны, но все мое время занято проклятой контрибуцией, которую я все никак не могу полностью вытянуть от персов. Тут еще море бездонное всяких хлопот. Кажется мне, что не очень я гожусь для моего поста, здесь нужно больше уменья, больше хладнокровия. Дела приводят меня в дурное расположение духа, я делаюсь угрюм, иногда охота берет покончить со всем, и тогда становлюсь уж вовсе глуп. Нет, ничего я не стою для службы, и назначение мое вышло неудачно. Я не уверен, что сумею выпутаться из всех дел, которые мне поручены, многие другие исполнили бы их в сто тысяч раз лучше. Одна моя надежда на бога, которому служу я еще хуже, чем государю, но которого помощь действительная со мной всегда была. Вот увидите, что в конце концов меня же еще будут благодарить за все, что будет удачно достигнуто и без того, чтобы я в том принимал участие, как в Персидскую кампанию, где столько других больше имели заслуг перед правительством, чем я, и, однако ж, больше всех наградили меня.
Дашеньке 3) нежнейший поцелуй. Как мы ее с женой любим, пари держу, она и не подозревает о наших разговорах в Тавризе, все про нее и про Катеньку 4) как-то найдем их, когда воротимся, за кого их выдадут? Маленькие их кокетства в клубе и т. д., и т.д.
Прощайте, почтеннейшая Прасковья Николаевна. Думайте о нас, любите нас столько же, сколько мы вам искренне преданны. Ваша Нина и ваш верный друг А. Грибоедов
[1].
Примечания:
П.Н. Ахвердовой. (Ноябрь 1828). РА, 1881, II. Автограф - ГПВ.
1 Вероятно, пасынок П.Н. Ахвердовой, Е.Ф. Ахвердов.
2 И.Ф. Паскевич.
3 Д.Ф. Ахвердова.
4 Е.А. Чавчавадзе
[2].
[1] http://www.rummuseum.ru/portal/node/1793 [2] Грибоедов А.С. Письмо к П.Н. Ахвердовой от 29 июня 1828 г. Русский архив». 1881. Кн. II. С. 188.
Грибоедов А.С. Сочинения. М. Художественная литература. 1988.