Скамья. Межевой камень.
В.И. Будько
Знамя труда
24.12.1998
МЕЖЕВИКИ
Многие жители Понаровья, пограничники и рыбаки видели в некоторых местах невдалеке от реки интересные камни с крестами. Автору этих строк приходилось их фотографировать в местности, где раньше была д. Скарятина Гора. Такие же камни известны во Втрое и Омуте. Скарятинские камни - гранитные валуны, вкопанные посреди современной грунтовой дороги, которая прежде была деревенской улицей. В 1998 с помощью местного жителя насчитали 6 штук меток. По его сведениям, были подобные и на полевых дорогах. О назначении находок долгое время судили местные краеведы и прочие доброхоты от истории. О межевом назначении камней приходилось слышать от местников и дачников российского Понаровья.
Недавно пришлось общаться с сотрудником Псковского музея-заповедника Борисом Николаевичем Харлашовым, который идентифицировал скарятинские камни как межевые. Мало того, они имеют аналоги в Печерском районе Псковской области. Они сегодня представляют безусловную археологическую редкость. В нашем районе едва насчитаешь 25 каменных крестов и их фрагментов. Межевики же имют 2 типа насеченных крестов. Это крест - четырехконечник с точкой посредине и крест пятиконечник, т.е. с малой перекладиной в навершии. По мнению Б.Н. Харлашова, межевики распространены в местностях, заселенных до войны эстонским населением, и датировка их утвердительно поздняя, возможно, XX век. Здесь спорить не берусь. Может быть, кое-кто из жителей Понаровья внесет ясность?.. Кстати, есть у нас интересные топонимы - Межник, Намежки. О каких межах они говорят?
Кингисеппский краевед Д.И. Смольский приводит интересные сведения по «Пограничному камню», который лежит в р.Луге в 7 км выше по течению от д. Кленно. На нем высечена черта (посредине), на одной стороне крест, на другой - некое углубление, похожее на корону. По его изысканиям - это камень, указующий границу между Россией и Швецией, установленную Столбовским договором 27.02.1617 г.
Большой камень с крестом и письменами ХП века известен в водах Западной Двины. Стоит он на отмели и называют его «Борисов Камень». Текст гласит: «Господи. Помози рабу своему Борису». Исследователи склонны относить его до деяний полоцкого князя тех времен - Бориса. Вот что значила встарь межа; еще недавно за нее дрались братья и родственники, когда земля была в частной собственности до 1917 года. В древней столице Руси, Ладоге, была принята варяжская система межевания участков. Она включала в себя протяженный кусок земли с частью речного берега. «Скарятинская протяженность» от камня до камня по улице, а стало быть и по берегу, ок. 25 метров (минимум). Впрочем, эта величина может быть кратной искомому размеру участков, если мерить по береговой улице. Наиболее вероятный раздел в иные времена по числу едоков или душ мужского пола
Трудно говорить, какой инструмент имели мастера, наносившие меты на камни, но ясно, что скарпели (зубила по камню) достаточной твердости. Неоднократно автором строк встречены даже просверленные отверстия в гранитах (Гусева Гора, Кологриво). Это очередные загадки истории, касающиеся в том числе технологий. Реально с точки зрения патриотизма поинтересоваться аналогичными знаками в соседней Эстонии, впрочем, это вопрос времени...
P.S. Не мешало бы отчему музею разжиться парочкой таких межевиков. Пограничники не единожды ежедневно ступают по ним - может, привезут...
В.БУДЬКО, художник.
Урочище Скарятина Гора. Межевой камень на дороге.
Урочище Скарятина Гора. Межевой камень на дороге.
Урочище Скарятина Гора. Межевой камень на дороге.
Урочище Скарятина Гора. Межевой камень на дороге.
Урочище Скарятина Гора. Межевой камень на дороге.
Урочище Скарятина Гора. Межевой камень на дороге.
Межник, Намежки
В правобережье реки Долгой, между деревнями Хотило и Руско (очевидно, Руско правильнее, чем Русско) стоит деревня Межник. Сам топоним мужского рода и формант «ик» свидетельствуют не о меже в огороде, а о чем-то весомом, значимом.
Встарь границу еще называли «грань». Действительно, таковая имелась. Это место - естественное разделение псковских и новгородских земель по реке. Сегодня нельзя утверждать, что оба княжества всегда мирно сосуществовали. Известно, например, что Псков помогал Москве в деле удушения новгородской демократии. И это противостояние было не единственным.
Иная межа могла быть меж сотнями «Долосской» и «Старопольской». Они существовали в ХVII веке с центрами в селах Норница и Воловое.
Могла существовать межа и между владетельными волостками новгородских вотчинников, таких, как великий боярин Богдан Есипов.
Интересную легенду о Межнике рассказали мне в Старополье. Согласно ей деревня маркировала немного нимало, как межплеменную межу между деревнями Русско и Корино. Сказочка извещает, что в первой деревне проживали, естественно, русские, а во второй корелы. Что есть истина, никто теперь уж не разберет.
Между тем, один респондент в Доложске отстаивал истинно правильное написание русской деревни как «Руско». И он, скорее всего, прав. В России бывали дворяне Руско, - датчане.
О значении межи особо отмечал в 34 статье Русской Правды еще Ярослав Мудрый. Он писал: «А иже межоу переорет либо перетес, то за обиду 12 гривен». Это значило, что если кто-то запашет межу или срубит межевое клеймо или дерево, то уплатит 12 гривен денег - штраф. Вышеозначенная сумма в два раза превышала штраф за убийство смерда.
До XIII века в Великом Новгороде существовали княжеские вотчины. Огромными землями владела церковь. В частности, район Заручья принадлежал достаточно долго Софийскому собору столицы княжества. С установлением боярско-вечевой «республики» были ликвидированы княжие волости. Вновь приглашенные по договору-ряду князья уже не имели права владеть земельными угодьями. Это давало возможность не дробить земли между наследниками. Долгое время существовал институт боярских детей-наследников, которые годы и годы ждали прав на владение. Будучи боярами, они ничего не имели до седых волос. Иван III, захватив Верхнюю или Новгородскую Русь, приступил к учету новых владений, отчасти к межеванию.
Несколько раз им сводились неугодные бояре с семьями, а так же проводилась секуляризация монастырско-церковных ценностей и земли. Создался огромный фонд в тысячи земельных единиц - обеж. Эта окладная единица определялась: «Один человек на одной лошади орет», т.е. один человек может обработать. Но один мог обрабатывать хорошую и плохую землю. В десятинах или гектарах это совершенно разные площади. На вопрос Иоанна III новгородцам: что их соха? они отвечали: "3 обжа соха, а обжа один человек на одной лошади орет". Межевыми инструкциями 1754 и 1766 годов «велено мерить на обжи по 10 четвертей или 5 десятин в поле, а в дву потомуж». - Мудреная наука межевание.
Впоследствии земли давались Иоанном III в дачу и поместье лучшим гостям, т.е. торговым людям. Давались земли и безземельным детям боярским изо всего Московского княжества, а те везде ставили межи.
Число сведенных и отчасти репрессированных новгородцев составляло по писцовым книгам того времени 1045 человек. Это без семей, одни мужчины. С семьями свод составлял около 6000 человек, а с прислугою и того больше. - Отсюда берет начало генезис диктата Москвы, во многом репрессивный.
Экспроприация Новгорода носила характер жестокого завоевания, при котором рушился традиционный строй общества, прогрессивный на ту пору. Следствием московской экспансии явился экономический упадок и военное ослабление, ибо местники пограничья и княжества в целом несли согласно занимаемым владениям и воинскую повинность, кратно ей, согласно закону.
Новые поместчики, например, Нагой в деревне Нагинщина, получали земли тоже с условием выставлять воинов. Если новый поместчик (т.н. новик) не имел сыновей, способных служить, земли у него отбирались в московскую казну. Поэтому, и у дворян, и у крестьян дети всегда считались богатством. Все эти т.н. дети боярские, новики и отроки образовали впоследствии новый слой низшего дворянства.
Межа по Далю это: рубеж, грань, граница, стык и раздел. Межник или межак конкретно - межная полоса, межа, образующая черту. Межевик - кол, камень, дерево, которыми межевали поля, угодья, лес. Псковское межевище означало вдобавок знаковую яму или насыпь.
В Понаровье известны межевые камни с крестами (дд. Омут, Скарятина Гора, Степановщина, Скамья, Втроя). В Кологриво есть камни с чертами и отверстиями, возможно, межевые. Последние находятся близ мельницы, на реке.
Пустырь, прогал, пролет между селами звался межиной. Кроме всего межой в диалектах прозывали лесок, что родственно в иных языках слову дерево. Слово межа произошло от старославянского «межда», близко к «срединный, расположенный посредине». Межник расположен почти посреди дороги от Долгого устья к Самрянскому пути. В современном языке межник - необработанная полоса между полями или огородами. Межником может быть разделяющий два леска ручей. Межень - участок с плохой травой или вовсе без нее. Бывает покос с меженью - с бестравной пролысиной. «Раньше межень и из камней делали» - выкладывали полосы из валунов.
В 1891 и 1901 гг. в Столбово, Лужках, Руско и Межнике исследовались курганно-жальничные захоронения. Все они небольшие, ибо поселения здесь всегда были маленькие - по одной или по две семьи. Отсчет курганов археологи ведут с XII века.
Межевание (кое-что и старых источников)
Под этим названием разумелась совокупность технических и юридических действий, имеющих целью определить и утвердить посредством особых знаков и актов границы поземельных владений.
Владельцы, в случае желания размежеваться, могли просить о высылке для этого межевщиков. При этом требовалось полюбовное соглашение владельцев относительно развода земель и принятие ими на свой счет расходов по содержанию межевых партий, высылавшихся из межевой канцелярии.
Наибольшее число споров о границах, захватах земель и т. д. возникало среди небогатых землевладельцев. Ради предоставления последним возможности размежеваться, в 1806 г. были изданы правила более дешевого "специального межевания через уездных землемеров, под наблюдением уездных судов"
Межевые знаки и меры имеют свою длинную историю. При обилии никем не занятой земли, оседавшее население занимало пространства неопределенных размеров, отделявшиеся друг от друга естественными урочищами - лесами, реками, горами и т. д. Эти урочища и служили первоначальными пограничными знаками владений целых племен и назывались у нас - рубежами. Пограничные местности служили постоянной ареной борьбы между соседними народами; на могилах павших воинов издревле насыпались высокие курганы и клались тяжелые камни - быть может, прообраз тех курганов и камней, которые ставятся на границах государств и в настоящее время. Живые урочища служили границами владений и внутри государства. Древний земледелец обозначал только починный пункт своего владения - место, где у него был двор и постоянное пребывание. Пространство же его владения было неопределенно, шло "куда плуг и соха, топор и коса ходили", пока какое-либо естественное препятствие - река, горы и т. п. - не мешало этому движению или пока оно не сталкивалось с другим, столь же неопределенным владением. Лишь те земли или угодья, в которые земледелец вкладывал свой труд или которые имели для него какое-либо особое хозяйственное значение, считались неприкосновенными и обозначались какими-либо искусственными знаками, "знаменами" - зарубками топором на деревьях или сложенными в кучу, или, наконец, бороздами, проведенными плугом. Уничтожение таких знаков считалось большим преступлением.
В случаях спора, направление межи определялось хождением по ним с куском земли (позднее - с образом) на голове. Последний способ доказательства был отменен у нас лишь в 1680 г.
Гораздо более позднего происхождения - измерение земли для целей межевания. Оно появляется впервые для целей домашнего обихода, причем пространство измеряется не геометрически, а тем количеством труда, которое потребно для обработки (вспашки) земли тем или иным земледельческим орудием в известный промежуток времени, или количеством высеянного хлеба.
Иногда земля измерялась кадями, пузами, коробьями, модиями, литрами, четвертями высеянного хлеба. Такой способ сохранился в крестьянском обиходе наряду с измерением земли по весу высеянного хлеба.
Позднейшим является измерение земли линейными мерами - верстами, веревками. Термин "вервь", "веревка" сохранялся в Архангельской губ., где "веревка" земли равнялась 1850 кв. саж. Кстати, в Сланцевском районе есть хуторок Вервино. Название может происходить от древнерусского понятия вервь - сообщество проживающих совместно и имеющих общую юридическую ответственность.
В крестьянских общинах земля измеряется столбами, полосами, ярусами и т. д., весьма разнообразного размера. Леса измерялись в древней Руси верстами, а сенокосы - копнами накошенного сена.
На границах земельных участков налагаются следующие знаки: 1) межники, т. е. полосы земли, шириною в 3 саж. на границах уездов и городских земель, 1 саж. - всех других, и 1 арш. - крестьянских наделов. Полоса межника отрезывается (сохой или плугом) пополам от каждого из смежных участков. В местностях лесистых межники заменяются просеками такой же ширины. 2) По обе стороны межника, у его почина, вырываются 2 ямы, объемом в 2,5 х 2,5 х 2 саж. на городской земле; 2 х 2 х 1,5 саж. - на становой меже; 1,5 х 1,5 х 1 саж. на всех прочих и 3 х 3 х 2 арш. - у крестьянских меж. Такой же величины ямы выкапываются при всех поворотах межи, при окончании каждого владения и через каждые 250 саж. межи, идущей по прямой линии по середине межника. В ямы кладут уголь и камни. Они заменяются курганами в местностях затопляемых водой и с каменистой почвой. 3) Перед всеми ямами ставятся столбы (деревянные, каменные или кирпичные), с двумя гранями, указывающими направление межи вперед и назад. Над гранями изображается государственный герб. В местностях степных столбы заменяются треугольными ямами, объема 1 х 1 х 1,5 саж., выкапываемыми, отступя от обыкновенных (четырехугольных) на сажень. Если вся дача заключает в себе менее 1 дес., то на меже ее ни столбов, ни ям не полагается, и она лишь опахивается три раза сохами. Сохранение межевых знаков возложено на владельцев и полицию. Виновные в истреблении или порче их подвергается уголовным наказаниям (аресту, тюрьме или штрафу).
Знаковый топоним Межа имеется на острове Пирисаар (юг Чудского озера). Он обозначает межгосударственную границу в восточной части острова (местное название).
Совсем необычное объяснение топонимам Межник и Намежки дает сезонное название лосося - межень. Лосось, а по-местному семга, заходил когда-то для икрометания в верховья чудских, наровских, плюсских и лужских притоков. Об этом рыбном раздолье вряд ли помнят даже старики. Повсеместно известны заходы щуки, леща и прочей рыбы. Тут-то ее и сегодня ждут рыбацкие ватаги, терпеливо высиживая положенное время на берегу и даже на деревьях. Встарь крестьяне выходили к ручьям и притокам «подеревенно». - Один заход с сетью делали мужики одной деревни, второй мужики другой деревни и т.д., - в зависимости от того, сколько деревень претендовали на этот приток во время нереста рыбы.
У Межника протекает река Долгая, а в Намежках недалеко только озеро Туслоп, возможно, бессточное. Долгая - приток Луги, - лососевой реки до сих пор. Чего бы встарь лососю было да не ходить по доложским перекатам и протокам? Вспомним, что у нас есть и деревня Лососкино, а стоит она в верховьях реки Лыченки, - притока реки Луги. - Удивительны коллизии топонимики.
В Кологриво (на Долгой же, и недалеко) рассказывали, что некогда один из предприимчивых мужиков ездил по обмену опытом и на стажировку в Лужский уезд, к тамошним речным рыболовам. Оттуда он привез технологию вязания особой сети, которой начал перегораживать Долгую. Очевидно, вояж был необходим для интенсификации речного лова. До времен экологической катастрофы, когда повсеместно стали применять химические удобрения, рыба реками ходила вовсю. Сегодня ее местами мало. Самро и Долгое озеро сплошь уставлены сетями, не говоря о других водоемах. Между тем, в задох рыбу черпают в Поречье и дальше, а овсищенские до сих пор у небольшого омута удят всемером. Торгуют рыбкой и в Ложголово. Там даже охотбаза с лодками имеется, отмеченая в Интернете.
Около совершенно заброшенного пруда бывшей усадьбы Завастье зимой 2004 года мне доводилось видеть брошенные рыболовные снасти (типа курицы) из щепы. - Уж и в этот малюсенький ручеек что-то когда-то из рыбы заходило.
Один известный краевед из гдовской деревни Вяжище, рассказывал как его земляки некогда ловили в тамошней речушке достаточное количество рыбы, заходившей из озера. Сегодня того лова нет, как нет тех земляков.
Любитель археологии вспомнит, что в Куричке, т.е. на реке Руе, В.Н. Глазовым был найден курган с гарпуном. Археологи предпочитают гарпуны называть острогами. Возможно, они и правы. - Слово гарпун на Руси было не известно. Возможно, именно этот руянин из Куричка был прославлен в свое время ловлей лосося - семги. Название Куричек свидетельствует о притоке - реке Рудинке, которая в свою очередь вбирает в себя Руду и другие ручьи. Сюда же притекает и ручей Завастья, возможно, до мелиорации бывший многоводнее. Идущий из Куричка в Лог (совремееная деревня Гусева Гора, южная ее часть), проходит у моста большой разлив, род пруда. - Уж здесь-то рыбу ловили исстари, и до сих пор на надувной лодке промышляют. Здесь и ходили с той острогой из кургана. Ей уже скоро тысяча лет будет и ввиду своей древности находится она в Эрмитаже.
Иной куречок (маленькая деревня Куричок) находился южнее Скамьи, возле сегодняшнего пограничного поста с вышкой. Там тоже есть ручеек - по-старинному куречок. В слове явно читается «к - у - речок» или «у речек». В Ложголово слышано еще «обречек». - «Долга река имеет много обречек, - Верца, Самро.» Речь идет о протоках и притоках. Один из протоков на Долгой , между прочим, называется Польская канава. Очевидно, канава простирается по полю (не от того, что ее рыли поляки).
Формант «ку» в названиях Куричек и Куречок, очевидно, общий с тем же формантом в названии Кушела. В то же время, Кушела, как топоним, считается эстонско-финского происхождения, а слово куречок (куречек тоже) напрямую есть в русском языке. - Вот и гадай тут на кофейной гуще.
Городище Курея находится на Плюссе, в ее верховьях. Это известный объект археологии. Он охраняется государством (см. нашу статью Плюсса).
В. В. СЕДОВ
Межевой камень XIV в. из Изборска.
В окрестностях Изборска постоянно встречаются межевые камни. Это валуны с плоской или уплощенной верхней поверхностью, на которой обычно высечен простой крест. Такими камнями местные жители до не давнего времени обозначали границы своих земельных владений - пахотных участков и сенокосных угодий.
Обозначение камнями рубежей земельных участков в Северной Руси восходит к древнерусскому времени. В обводной межевой книге 1391 г. на р. Шале близ оз. Онеги упомянуты «три камня большихъ плоскихъ, а на сириднемъ ками насиченъ крестъ»
[1]. В Древней Руси межевые камни, как и другие межевые знаки, назывались межниками
[2].
В 1972 г. при раскопках Изборского городища (называемом обычно Труворовым) в развале камней от монастырских построек, существовавших здесь в XVI-XVII вв., найден межевой камень с надписью. Его размеры около 30 X 22 см, толщина до 15 см. Сделан межник из светло-серого известнякового камня. Верхняя поверхность его плоская, гладкая, остальные - рваные. Нижний правый угол камня отбит.
[3] На верхней поверхности процарапана надпись, состоящая из двух частей, оконтуренных прямыми линиями в виде прямоугольников. В первой части написано одно слово «меза», т. е. «межа», означающее, что это порубежный знак. Во второй части, состоящей из двух строк, написано «наса чсть воротькова», т. е. «наша часть Воротькова». Часть - участок земельного владения
[4]. Владелец участка - Воротько (или Воротков, т. е. сын Воротыш). Это сокращение от имени Воротислав, распространенного на Руси
[5].
Смешение ж и з, ш и с (межа > меза, наша > наса) является характерной особенностью псковских говоров. Древнейшие псковские тексты, относящиеся к XIV в., широко отражают переход шипящих ш и ж в свистящие С и З
[6]. Эта фонетическая особенность отмечается как в современных псковских, так и в некоторых других северорусских диалектах
[7].
Написание слов с частицами жа и ша (межа, наша) с юсом малым находит параллели в памятниках древнерусской письменности. В частности, в Минее служебной за май месяц XII в. межа написана с юсом малым
[8]. В новгородских берестяных грамотах ша и жа писались преимущественно через а, что, как отмечает В. И. Борковский, отражает все более закрепляющуюся орфографическую норму
[9]. Вместе с тем в грамотах 112, 134, 141, 142, 222, 239, 246, 249 и 292 жа и ша написаны с юсом малым
[10]. Самые поздние из них - грамоты 134 (XIV в.) и 249 (рубеж XIV и XV вв.), остальные датируются XI-XIII вв.
Дата изборского межевого камня может быть определена только по палеографическим особенностям. Написание Н с косой перекладиной, лежащей в верхней половине буквы и касающейся середины правой мачты,
принадлежит к особенностям уставного письма XIII-XIV вв.
[11] На датированных надписях, систематизированных Б. А. Рыбаковым, такое Н типично для XIV в.
[12], а в берестяных грамотах из Новгорода встречается и в XVв.
[13] В изборской надписи имеет верхнюю часть в виде треугольника, заостренную вершину и хвост, стоящий в строке. Такое написание типично для русской письменности XIV в. И. А. Шляпкин отмечает, что с XVв. верши на буквы обычно округляется
[14]. Среди датированных надписей написание Р, близкое изборскому, имеется на записи 1218 г., панагии 1237 г. и Васильевских вратах 1336 г.
[15] В новгородских берестяных грамотах такое написание встречается в XIV-XV вв.
[16] Написание 3 с большим хвостом, опущенным книзу, свойственно XIV в.
[17] В новгородских берестяных грамотах подобное написание характерно для XIV-XV вв.
[18] Датированные надписи с близкими 3 относятся ко второй половине XIII-XIV вв. (Запись о смерти Кирилла 1279 г.; Потир архиепископа Моисея 1329 г.; Людогощинский крест 1359 г.)
[19].
В на изборском камне имеет раннюю форму. С XIV в., отмечает И. А. Шляпкин, верхний кузов этой буквы уменьшается, а наклонная черта его опускается в нижний кузов
[20]. Среди надписей, анализированных Б. А. Рыбаковым, написание В, близкое изборскому, датируется XI-XIII вв.
[21] Берестяные грамоты XIV-XV вв. такого начертания уже почти не знают
[22].
Архаично написана на изборском камне буква Ч (в виде угловатой чаши на длинной ножке). Согласно графикам, приложенным к работе Б. А. Рыбакова, подобные Ч свойственны XI-XII вв.
[23] Однако написание червя в форме чаши сохраняется до XIV в.
[24] В. Н. Щепкин отмечает, что во второй половине XIV в. чаша Ч становится глубже, а ножка короткой.
[25] Таким образом, на основании написания этой буквы изборский межевой камень должен быть отнесен ко времени не позднее первой половины XIV в.
Мягкий знак в изборской надписи употреблен дважды. В одном случае он имеет треугольную нижнюю часть, что характерно для древнего написания, но в грамотах на бересте такое начертание спорадически встречается до XV в. включительно. В другом случае буква Ь имеет набухшую нижнюю часть, что появляется с XIV в.
[26] Совокупность рассмотренных палеографических особенностей дает основание датировать надпись на изборском межевом камне XIV столетием. Написания других букв нисколько не противоречит этой датировке.
Таким образом, исследуемый межевой камень относится к периоду, когда Изборская крепость находилась на Жеравьей горе и служила мощным форпостом на западных рубежах Псковской земли. Очень вероятно, что одному из обитателей и защитников этой крепости он и принадлежал. Впоследствии, видимо, в XVI в., камень был использован для фундамента монастырской постройки.
© В.В. Седов.
©Советская археология, № 3 1974 г.