Судоходство на реке Плюсса

Oct 20, 2019 06:53





Раньше река была судоходна выше и ниже порогов в деревне Подпорожек и в поселке Зеленая Роща, всего совокупно на 83  километра.

Краевед Андрей Юрьевич Дорошенко в недавней своей книге «Плюсские берега» приводит свидетельства того, что никольские богачи Кокурины имели до революции на реке Плюссе какие-то суда. Что это были за суда, и каков был их функционал, сказать сложно, но факт остается фактом, что они здесь до 1917 года были.

Пассажирские суда в послевоенное советское время ходили до пристани в городе Ивангород от причала, который был оборудован в городе Сланцы одно время у Кировского моста. Там на высоком взгорье долгое время стояло специальное здание кассы и зала ожидания для пассажиров, следующих по речному маршруту Сланцы - Ивангород. В этом же здании первоначально располагалась так же Сланцевская спасательная служба.

Потом кинули трапы в районе городского пляжа у Сланцевского городского рынка и уже к ним приставали суда местного пароходства. Всего их по старым фотографиям известно два.

Одно судно именовалось «Сланцы», и это было обычное суденышко, состоявшее из двух кают и работавшее на солярке. Так же на нем были оборудованы сидения на палубе.

Другое судно называлось «Борец», и оно долго лежало на берегу, пока его не распилили на металлолом.

Сланцевчане любили скататься по реке в город Нарву и обратно, побродить по городу, посетить магазины, крепости и музей. Дорога по реке занимала совсем немного времени, в то время, когда машин в городе практически ни у кого не было. По пути сланцевские грибники просили капитана остановить судно на старой пристани в бывшей деревне Кривая Лука.

Со временем в Сланцы из Ивангорода стало ходить полуглиссирующее судно, которое называлось уже «Заря» и скорость у него была соответствующая.

По рассказам еще десятилетиями существовало на реке Плюссе так называемое «Черневское пароходство», управление которого по сути базировалось в городе Пскове, а вот где базировалось единственное судно этого пароходства, выяснить пока не удалось. - Между тем, мой псковский родственник, дядька матери Владимир Михайлович Мордвинов был в нем около 30-ти лет фельдшером, а потому архив пароходства следует искать во Пскове.

Единственное судно этого пароходства курсировало от пристани в поселке Сельхозтехника, и, видимо, до поселка Чернево, где когда-то существовал леспромхоз и знаменитая спичечная фабрика, устроенная здесь до революции князем Салтыковым.

По реке Плюссе здесь имеется множество деревень, проезд к которым автобусом был затруднен, а в отдельных случаях никогда не существовал. - Это, прежде всего, деревни и села: Парем, Ельма, Ужово, Подоспа, Прибуж и Крапивно. Сегодня же многие сельские проселки на Псковщине и вовсе разбиты лесовозами, а на их содержание в волостях области попросту нет денег.

Летом на этом судне катали пионеров, отдыхавших в городском пионерском лагере «Чайка». - Для этого в лагере была оборудована специально деревянная пристань. Где базировалось означенное судно, выяснить пока не удалось.

суда, Плюсса, Сланцы, Нарва, Чернево, Ивангород, Сланцевский район, Г.А. Смирнов, Кривая Лука

Previous post Next post
Up