Posted Пнд, 29/01/2018 - 08:44 by Кэп
На́рва (Наро́ва; эст. Narva jõgi и Naroova) - река на границе Эстонии и Ленинградской области Российской Федерации. В литературе также встречаются названия Алуксе (древнее название Наровы) и Бек, последнее было употребимо во времена шведского владычества в XVII веке и упоминается у Олеария.
На реке расположены города - российский Ивангороди эстонские Нарва и Нарва-Йыэсуу. Берега реки в настоящее время соединяют два моста. По фарватеру реки с 1991-го года проходит российско-эстонская граница. Регион вдоль берегов реки носит название Принаровье.
Река берёт начало из Чудско-Псковского озера и впадает в Нарвскую губу Финского залива Балтийского моря.
Длина реки - 77 км, из них 40 км - верхнее течение, 20 км - среднее течение, 17 км - нижнее течение.
Площадь бассейна - 56 200 км².
Расход воды в устье у реки - 399 м³/сек или 12,58 км³/год, что на 78 м³/сек или на 2,46 км³/год больше, чем у истока.
Падение реки - 30 м, из них 19 % (4-7,5 м) приходится на Нарвские водопады, а 16 % (5 м) на Омутские пороги.
Потенциальные гидроэнергетические ресурсы: среднегодовая мощность 141 МВт, среднегодовая выработка 1235 млн кВт•ч.
Ширина в среднем 200-300 м, однако, ниже ГЭС по течению до 390 м, а наибольшая ширина наблюдается в верховьях у острова Верховского - около 900 м.
Преобладающая глубина 3-4 м, местами до 6 м, ниже ГЭС - до 11 м, перед устьем - до 15 м.
река Нарва между Иван-городом и Нарвой Средняя скорость течения реки - 1 м/с, на порогах до 3 м/с, в нижнем течении до 0,5 м/с.
Ледовые явления на реке длятся до 5,5 месяцев, летом - межень.
Питание реки смешанное с преобладанием снегового (большую часть воды приносит Чудское озеро).
Гидроэлектростанции:
Нарвская ГЭС.
Города на реке:
Нарва, Нарва-Йыэсуу (Эстония) и Ивангород (Россия).
Судоходство:
река судоходна ниже Нарвской ГЭС (14,9 км) и на Нарвском водохранилище (15 км), таким образом, на 40 % река судоходна.
Основные притоки:
Плюсса, Россонь
Описание реки
Вид двух крепостей расположенных по обоим берегам реки Нарвы
Река Нарова являлась стержнем для всего Принаровского края, вокруг которого образовывались большие и малые поселения. Для жителей этих деревень река была главной транспортной артерией, соединяющей людей по обоим берегам. Кроме того, Нарова всегда была кормилицей, не только потому что добывали рыбу на прокорм и продажу, но и зарабатывали деньги на перевозке разных грузов по реке.
В различных источниках очень часто указывают, что название реки происходит от вепсовского noarve - “падающая вода”. Представляется, что это неправильная версия. С самых ранних времен в русских летописях использовались только русские названия топонимов, даже если у них и было местное "оригинальное" наименование. Так, например, Ревель (Таллин) всегда назывался Колыванью, а Нарва - Ругодивом. При этом река всегда писалась только как Нарова (Норова). "Полный церковно-славянский словарь", сост. священник Григорий Дьяченко, изд.1900 г, поясняет, что "Нарова - по своей воле, своевольно".
Словарь Даля поясняет, "Наров" - это псковское слово и означает норов, нрав. Встречающееся в летописях написание названия реки как Норова, через "о", то есть слово норов, вполне может быть близким по смыслу. Особенно, если принять во внимание своенравное поведение реки. Как вариант, употреблялось в источниках имя Нерова - река неровная, прерываемая порогами и блуждающая. Есть еще версия о сложении двух составляющих "ова" - типично славянское окончание для имен рек и "нар" - широко распространенный корень в наименовании рек и озер, как в Европе, так и Азии.
Еще с середины XIII века в самых разных исторических документах наименование реки употреблялось именно, как Нарова. В Эстляндской губернии XVIII - XIX веков, когда там официальным языком был немецкий, использовали название Narowa. В начале 20-х годов XX века в начале независимости Эстонской республики, в обиход вошло написание даже с двумя буквами "О" - Naroova. В это время Нарова была внутренним водоёмом Эстонии, по договору с Советской Россией ей отошел не только левый, но и правый берег реки.
В 1927 году по предложению эстонских языковедов под названием "Академического общества родного языка" (имеется в виду эстонского) реку переименовали в "Нарва". Понятно, что из Таллина было значительно виднее как называть реку. Какая была аргументация и логика этого действия - понять сложно. Но инициаторы этого чувствовали чужеродность происхождения названия. И это при том, что многие считали (и продолжают считать), что имя Нарова имеет финно-угорское происхождение. В то время эстонская власть брала курс на вытравливания исконно русских названий.
В Советском Союзе сами с большим удовольствием переименовывали всё в подряд, подхватили эстонизированные названия и быстренько нанесли их на карты. Таким образом, и на русских картах появилось название реки «Нарва». Лишь иногда на картах в скобках, стыдливо упоминали старинное название Нарова.
Если в период до 1991 года на ряде карт, иногда в прессе и в научных работах старались использовать и упоминать Нарову, то в последнее время ситуация кардинально изменилась. Теперь в диссертациях практически никто не вспоминает, как называлась река на протяжении многих веков.
Создалось впечатление, что Нарва - это более правильное, благородно звучащее название, а Нарова - устаревшее, простонародное. Местные же люди, испокон веков привыкнув к своим названиям, не поддаются на перемены. До сего времени продолжают употреблять свои старые привычные наименования, передав эту память и нынешнему поколению. Именно Наровой всегда именовал реку все родственники и соседи. И сейчас у людей, постоянно живущих по обоим берегам реки, есть чёткое понимание и разделение, Нарва - это город, а Нарова - река. Не будем забывать, что термин Принаровье, охватывающий земли, прилегающие к реке по обеим её сторонам, берёт своё начало именно от Наровы
В литературе еще встречаются название Бек, которое появилось из-за неправильного прочтения записок Олеария. На самом деле он писал "о быстротекущей реке, которая у жителей зовётся Нарвскою рекою". (В "Новом Топонимическом журнале" №3, 2014 г. напечатана статье Д. Рябова, в которой очень подробно рассказывается о происхождение различных принаровских топонимов, с отсканированным текстом можно ознакомится здесь).
река Нарва - карта
Сведения о реке, которые приводит "Географическо-статистический словарь Российской Империи, том 3" 1867 года: "... река, сток Чудского озера в Финский залив. Вытекает из северо-восточного угла озера между деревнями Скалобей и Сыренцом... На всем своем 68 верст протяжении, Нарова служит границей между губерний Эстляндской и С.-Петербургской. Ширина реки, от истока до г. Нарвы, изменяется от 60-100 саженей; самую наименьшую ширину в 50 сажень имеет в 1 1/2 версты выше г.Нарвы на Нарвских порогах ...
Глубина реки от истока до Нарвских порогов изменяется от 5-12 футов за исключением пространства между деревнями Куколками и Омутом, в 15 верстах от истока, на протяжении 7 верст (так называемые Омутские или Верхние пороги, иначе говоря стремнины), где глубина 2 1/2- 4 футов; в 1 1/2 версты от Нарвы плитняковый кряж, переходящий реку, образует Нарвский водопад, составляющий пять уступов, из коих наибольший имеет до 14 футов вышины, все же падение - 18ф.; течение на порогах быстро на столько, что низвергаясь с отвесной высоты, вода образует свод, под которым можно переходить с одного берега на другой ...
Весною, в полую воду, уровень реки возвышается над обыкновенным стоянием выше водопада на 10 футов, ниже его - на 6 футов. Быстрота течения в обыкновенную воду до 6 футов в секунду, а при весенних разливах - 14 ф/сек ... По течению Наровы лежит множество островов (наибольший имеет длины 26, ширины 1 верста). Их насчитывают 44 выше порогов и 4 ниже; островами этими река часто разделяется на многие рукава. Высота падения 97 футов (у Ратлефа, а по Струве -90 футов). Берега вообще низменны и болотисты, с третьей версты от истока начинаются возвышаться от 2 /1/2 до 7 футов, у д. Омута до 10 ф., затем понижаются ... Дно песчано-глинистое, исключая порогов.
Берега состоят большею частью из чернозема с примесью песка ... За исключением окрестностей Нарвы, берега покрыты мелким кустарником и изредка небольшими участками леса, растущими на болотистой почве. От истока реки до д. Омута берега хорошо заселены ... Нарова судоходна от истока своего до пристани Кулги (на 52 1/2 в.) и от Нарвы до устья. По верхней части реки до Кулги могут плавать одни плоскодонные суда (павозки, лодки и лодейки) с осадкой от 1/2 до 1 1/4 аршин, поэтому будары и полубудары, плавающия по Чудскому озеру, доходят только до истока Наровы (до Скамьи), где и передают свой груз плоскодонным судам, которыя, дойдя до Нарвских порогов, выгружают у Кулгской пристани свою кладь, отсюда сухим путем она доходит до Нарвы ...
Собственно с берегов Наровы и притока ея Плюссы сплавляется лишь незначительное количество леса и сельских продуктов; главное же судоходство заключается в проплаве разных продуктов, отправляемых к Нарве с берегов Чудскаго и Псковскаго озер.
Вообще Нарова представляет собою водяной путь, по которому идут предметы внутренней и внешней Нарвской торговли ... Кроме пути для торговли, Нарова служит для сплава леса, пригоняемого с Луги через Россону. Выгодами пути преимущественно пользуется Псковская губерния, для которых Нарова с Чудским и Псковским озерами представляет единственный путь для сбыта своего льна, пакли и других продуктов сельского хозяйства ...
Среднее время замерзания Наровы 25 ноября, вскрытие - 10 апреля.
Рыбная ловля в Нарове в настоящее время в большой упадке, ловятся: окуни, плотва, лещи, шерешперы, уклея, ерш, налим, язи, миноги, лох, лососина; главные тони находятся при сел. Поповка (пониже Нарвы) и при впадении Россони."
Отвлекаясь от сухим цифр достаточно сказать, что водосток Наровы больше чем у всех остальных рек Эстонии вместе взятых. Ширина реки не уступает самым значительным рекам Западной Европы, таким как Эльба, Одер, Висла, единственно что длина подкачала.
Ивангород Про Нарову имеется статья в словаре Брокгауза и Эфрона, повторяющая в более кратком виде все выше написанное.
Касательно транспортных перевозок по реке в исторические времена, приведем выдержку из "Военно-статистического обозрения 1851 г.": "Груз доставляемый по Чудскому озеру на бударах и полубударах у селения Скамья перегружают на плоскодонные суда (павозки - открытая плоскодонная лодка до 70ф.(20 м) длиной, 15-18ф. (6 м) шириной и до 2 1/2 в грузу, грузоподъемность 1500 - 2250 пудов и стоила 285 - 315 руб. серебром, лодки гр-сть 150 - 600 пудов, ст-сть 70 -125 р. и лодейки гр-сть 900 -1800 пудов, ст-ть 160 - 300 руб. сер). Строят их главным образом на берегах Чудского озера (Эстляндской губернии) и в селе Скамья.
В середине 19-го века у Скамьи пристани не было и перегрузка клади с озерных судов на речные, и обратно, производится стоя на якоре ...
Перегрузки необходимы и при плавании вверх по реке и составляет большое затруднение в судоходстве по Нарове. По течению Наровы, суда легко спускаются, на обратном же пути, вверх по реке, должны тащиться бичевою (до Омута, людьми, а отсюда, по причине быстроты течения на порогах, лошадьми.) ... При благоприятном ветре, плавание до Кульги совершается вниз в сутки, в вверх до Сыренца в 2 суток ...
Судоходство и торговля производились издревне и в особенности с начала XIII столетия, когда на берегах Наровы основана была Нарва ... Предметы судоходства составляет лес, пенька, алебастра, рыба и отчасти разные сельские продукты, отпускаемые с берегов Псковского и Чудского озер. Восходящее же от Кулгской пристани судоходство заключается в хлебе (доставляемом обыкновенно из Петербурга), в соли и сельдях (получаемых из заграницы) и в разных Петербургских и иностранных товаров.
Переправа чрез Нарову лишь одна у Нарвы, в прочих местах (как, например, у Скамьи) сообщение между берегами производиться на лодках. Недоступность берегов и довольно значительная ширина, глубина и быстрота реки создают из Наровы весьма надежную для Петербурга, с западной стороны, оборонительную линию, усиливаемую Нарвскими укреплениями."
Надо иметь в виду, что два значительных гидротехнических сооружения XX века значительно изменили состояние реки. Во-первых, в 30-х года при Эстонии в рамках работ по понижению уровня Чудского озера, были построены 4 мола у истока реки, значительно изменившие скорость и направление течения реки в верховье (подробнее об этих работах на этой странице). Кроме того, было проведено углубление русла реки, давшее возможность использовать суда с большей, чем ранее осадкой. В 1956 году после строительства Нарвской ГРЭС образовалось Нарвской водохранилище, которое фактически уничтожило около четверти русла реки, затопило целый ряд островов и опять же внесло весомые коррективы в течение и уровень воды.
Вот что мы имеем в настоящее время, согласно современного академического словаря:
Длина реки - 77 км, из них 40 км - верхнее течение, 20 км - среднее течение (Нарвское водохранилище, образовавшееся в 1956 году), 17 км - нижнее течение.
Расход воды в устье у Нарвы - 399 м3/сек или 12.58 км3/год, что на 78 м3/сек или на 2,46 км3/год больше, чем у истока.
Падение Нарвы - 30 м, из них 19 % (4 м-7,5 м) приходится на Нарвские водопады, а 16 % (5 м) на Омутские пороги.
Ширина в среднем 200-300 м, однако, ниже ГЭС по течению до 390 м, а наибольшая ширина наблюдается в верховьях у острова Верховского - около 900 м.
Преобладающая глубина 3-4 м, местами до 6 м, ниже ГЭС - до 11 м, перед устьем - до 15 м.
Средняя скорость течения Наровы - 1 м/с, на порогах до 3 м/с, в нижнем течении до 0,5 м/с.
Ледовые явления на Нарве длятся до 5,5 месяцев, летом - межень.
Питание реки смешанное с преобладанием снегового (большую часть воды приносит Чудское озеро).
Нарва богата рыбой. Здесь обитает плотва, окунь, лещ, щука, краснопёрка и другие такие же, как и в Чудском озере и Нарвском водохранилище. Однако в нижнем течении нерестятся лососёвые и угорь, а также любимая гурманами нарвская минога.