Переписка А.С. Шишкова с женой

Aug 19, 2019 06:57





Несомненный «интерес» представляют отношения в семье А.С. Шишкова, двоюродного деда С.А. Шишковой, который в 1797 - 1798 гг. ездил в Европу с 9-месячной миссией. - Жену свою он и дом оставил в то время на попечение неженатого брата Ардалиона, от которого пошла впоследствии линия Софьи Александровны.

Сохранились и изданы недавно Л.Н. Киселевой заграничные письма А.С. Шишкова к жене 1797 - 1798 гг.[1], в которых есть обстоятельные с элементами фарса «приписки» к брату Ардалиону, который вел дела в его новой тверской деревне, которую Александр Семенович получил от императора Павла за участие в морских сражениях. - Фактически Ардалион Семенович исполнял какое-то время должность управляющего в имении брата. Об этом периоде его жизни сегодня ничего практически не известно.

В деревне Александра Семеновича было в то время ок. 250 душ крепостных. Кстати, С.Т Аксаков, биограф А.С. Шишкова, писал впоследствии, что адмирал ок. 10 лет не брал с людей денежный оброк, и даже не брал его тогда, когда депутация крестьян явилась к нему в С.-Петербург, дабы «просить» барина брать с них хоть какие-то деньги.

Адмирал писал письма свои т.н. «бытовым языком» с нарочитыми элементами вроде «твоево», «чево», «ето» и «стыдишся». Этим он даже «прославился» в литературном и окололитературном мире своего времени. Над адмиралом по поводу его «словотворчества» много и зло шутили.



Известно, между тем, что в быту он говорил нормальным языком, и, кроме того, свободно владел французским. Не был он чужд и немецкого языка, с которого нередко переводил свои книги.

Он, судя по всему, не признавал правил «нового русского письма» и предпочитал не употреблять галлицизмы вроде «бильярд», «галоши» и «анатомия». Вместо них он говорил: «шарокат», «мокроступы и «трупоразъятие». - Так говорит легенда.

Письма А.С. Шишкова к жене составляют сложный симбиоз сообщений личного порядка, в который вкраплены обстоятельства русского посольства в Европу, участником которого, собственно, адмирал был. Это была - серьезная государственная миссия, которую государь доверял не каждому. - Удивительно, что адмирал настаивал на издании уже при жизни личной, фактически - интимной своей переписки, которая сегодня представляет немыслимую смесь фактов и историософии. В то время в Академии наук авторитет его был непререкаем, а потому письма его издавались за государственный счет. - Это явление, в принципе, не имело прецедентов в русской истории.

Подшучивая над мезальянсом брата и невестки, и называя Ардалиона «простаком», Александр Семенович в письмах к жене писал:

«От 25 числа. Севодня получил я от тебя письмо: очень рад, что вы все вместе и желаю, что б вам было весело. Только не знаю, что у вас с Ардалионом за секреты: по слогу твоево письма ты так слов его стыдишся, словно как бы он хотел открыть мне, что за тебя сватается. Трудно нашему брату простаку угадать что у вас на уме. Однако ежели он стал за тобою волочится, так вить и я здесь промоху не дам: у меня здесь княгиня из окна в окно…

Ну прощай, мой друг, желаю что б ты была здорова. Поклонись от меня Петру Ивановичу Новосильцову, и попроси его о грамоте на пожалованную деревню.

…Любезный брат Ардалион Семенович! Благодарю тебя за письмо; не знаю от чево тебе тесно и что у тебя за шашни с моею женою: она подхватывает твои слова, словно как бы опасаясь, что ты много мне сказал; а ты потом вымарываешь то, что она написала: ето очень подозрительно. Я намерен здесь купить трубу, в которую буду смотреть на все ваши движения и шопоты.

26 числа. Еще, друг мой Д.А. сверх двух надписанных к тебе посылок, завернутых в клеенку, получишь ты табакерку с разными вещицами… Серьги возьми себе, а табакерку и перстень подари от меня брату Ардалиону за то что он за тобою волочится.

Я братец хотел послать к тебе только один перстень, антик, высокой цены, без трех нулей пять тысяч червонных; а табакерки не хотел посылать, да не было коробочки, во что положить вещи, и так твое щастье: а ты видишь сколько на ней генералов; чево ето стоит»[2].

В свое время были изданы другие письма А.С. Шишкова к жене[3], которые включали в себя описания событий заграничной экспедиции русской армии в 1812 - 1813 гг., где адмирал по роду своей работы был летописцем.

Адмирал в письме к супруге беспокоится о здоровье брата:

(16.01.1813). «Каков брат?[4] Ты никогда о нем не уведомляешь; но из этого заключаю я, что ему по крайней мере не хуже.

(20.01.1813). «Письмо от брата Ардалиона меня очень опечалило; но может быть он больше опасается своей болезни, нежели она в самом деле опасна»[5].

[1] Киселева Л.Н. Указ. соч.

[2] Киселева Л.Н. Указ. соч.

[3] Шишков А.С. Письма к жене (1812 - 1813) // Записки, мнения и переписка адмирала А.С. Шишкова. Т. I. Берлин. 1870. Сс. 311 - 420.

[4] Ардалион Семенович. У Шишкова было три брата: Николай, Ардалион, женатый на Софье Александровне Хвостовой, и Дмитрий, женатый два раза: на Екатерине Юрьевой и на графине Вере Толстой. Примеч. составителя.

[5] Шишков А.С. Письма к жене (1812 - 1813). Сс. 314 - 315.

А.С. Шишков

Previous post Next post
Up