А.В. Дружинин. Квартира Михайлова, Сатир, Лиза, Таничка и Маша

Sep 30, 2018 13:33





П.А. Федотов.
1843. Пятница - опасный день (Федотов, разрываемый страстями). Б., кар. 23,7 × 19,1. ГРМ.

Актуальным в дружиноведении представляется вопрос о «второй квартире» А.В. Дружинина на Васильевском острове, в доме С.К. Михайлова, которую он снимал, очевидно, в 1849 - 1851 гг., и несколько позже этого срока: «21.12.(1849 г.) Дружинин пишет Е.Н. Ахматовой: «Буду ждать с нетерпением вашего следующего письма, только попрошу вас не адресовать его в казармы, где я, хотя и живу, но бываю очень редко[1]. У меня есть другая квартира, в которой я бываю почти всякий день поутру, потому что там моя библиотека и рабочий кабинет»[2]. Об этом же идет речь и в письме Дружинина к Ахматовой, датируемом нами 1850 г.: («…теперь по случаю переделки моей рабочей квартиры … я проживаю большую часть времени в Петергофе…»[3]), и послании к М.А. Ливенцову от 29.12.(1851 г.) («Моя рабочая квартира расширилась…»[4])».

Дело о съемной квартире А.В. Дружинина, к сожалению, усугубил недобросовестный мемуарист-сочинитель, в данном случае, - Д.В. Григорович, который, рассказывая о ней, «связал» воедино разных лиц: С.К. Михайлова, по его выражению - «гаванского чиновника» «семидесяти лет», и человека по прозвищу «Сатир» (1892). Понадобилось более 100 лет, чтобы разобраться в этом вопросе. Дело усугубилось и тем, что автор Дневника, опасаясь, видимо, суда потомков, используя фельетонный стиль, шифруется, где только можно. - В Дневнике его закадычные друзья проходят без имен и отчеств, без всяких на то выходных данных. - Дружиноведы с ног сбились, разгадывая только этот кроссворд. При этом есть еще фельетонный массив автора, рассказы, повести и романы, 6 томов А.В. Дружинина, читать которые, не каждый сегодня возьмется.

Так или иначе, выяснили, что литературная мастерская писателя была предназначена не только для увеселений в духе «пиров Валтасара», но и имела статус «рабочей квартиры», по выражению самого Александра Васильевича. При его образе жизни, место для альтернативного сосредоточения и некоторой релаксации было нужно, как никогда.

Когда собирались вместе два пересмешника - А.В. Дружинин и Д.В. Григорович, веселью не было конца. Касаясь посещения второй квартиры Д.В. Григоровичем, А.В. Дружинин писал: (15.11.1851). «Один из понедельников на моей квартире. Григорович в виде Фиораню. - Смех, доходящий до обморока»[5].

Д.В. Григорович, знавший литературный мир досконально, отличался большим чувством юмора. Его остроты расходились по Петербургу с завидным постоянством, а повесть «Антон Горемыка», появившаяся практически одновременно с повестью А.В. Дружинина «Полинька Сакс», так же произвела в обществе фурор. Это случилось в 1847 г.[6] Она была написана в духе произведений т.н. «натуральной школы».

Слава, полученная Д.В. Григоровичем в молодые годы, роднила его с фигурантом нашего повествования, который так же стал знаменит в то же самое время, и при посредстве тех же литераторов, признанных грандов пера - Н.А. Некрасова и И.И. Панаева. Работа Некрасова как раз состояла в поиске новых талантов. - Справлялся с нею он неплохо, и даже пытался привязать авторов к сотрудничеству в своем журнале. Для этого составлялись специальные договоры, но неорганизованные писатели норовили печататься широко и свободно. Для них главным стимулом к публикации была сумма гонорара.

Д.В. Григорович мемуары свои, которые он оканчивал фактически годом смерти А.В. Дружинина, писал по наитию, стараясь придать им «дух эпохи», и признавался, что сочинять их было труднее, чем роман. - Многие герои его повествования были еще живы, равно живы были их родственники. Мемуаристика тем и сложна, что может навредить репутации любого, независимо от заслуг его и общественного статуса.

Д.В. Григорович, между прочим, свои посещения рабочей квартиры писателя опишет так, что из текста можно будет сделать вывод, будто у А.В. Дружинина вовсе отсутствует талант, а, главное, - юмор. - Тут краснобай явно «загнул», но ему верили и вторили поколения дружиноведов.

Оба писателя были из разряда сочинителей, фактология которых тесно переплеталась с вымыслом. - Натура ими приукрашивалась так, что порой ее было не узнать:

«Общество литераторов предпочитал он всякому другому; любил литературные сходки и прения; с этою целью завел он у себя вечера, кончавшиеся обильным ужином[7]. Он выказывал особую заботливость, чтобы вечера эти были как можно оживленнее, веселее, заметно раздражался, когда это не удавалось, старался поднять общий дух, усиливался быть веселым, но старания его в последнем случае можно было уподобить стараниям птицы, которая хочет лететь с подрезанными крыльями. Природной веселости в нем не было на маковую росинку. Он этому не верил; доказательством служат некоторые его рассказы и похождения Чернокнижникова, писанные в том убеждении, что читатель не усидит на месте от хохота.

Когда он находил, что слишком уже засиделся и заработался и надо наконец себя развлечь, он приходил к кому-нибудь из нас; медленно расхаживая по комнате и задумчиво подергивая кончики усов, он произносил, обыкновенно меланхолически, постоянно одну и ту же фразу: «Не совершить ли сегодня маленькое, легкое безобразие?» Безобразие состояло в том, что на зов его собирались два-три товарища (он служил прежде в финляндском полку); к ним присоединялось два-три литератора, и вся компания отправлялась на дальний конец Васильевского острова, где, специально для увеселений, Дружинин одно время нанимал небольшое помещение в доме гаваньского чиновника Михайлова. Лучшего места для увеселений действительно нельзя было придумать: из окон квартиры, наискось влево, виднелись ворота Смоленского кладбища! Единственным украшением комнат служила гипсовая Венера Медицейская, купленная Дружининым в Академии художеств и поставленная на середине главной комнаты; к увеселению приглашался всегда сам хозяин Михайлов, старец лет семидесяти, которому Дружинин дал название «сатира», вероятно, с тем, чтобы придать празднествам античный вакхический оттенок[8].

Букет увеселения состоял, главным образом, в том, чтобы присутствующие, держа друг друга за руки, водили хороводы вокруг Венеры и пели веселые песни. Дружинин старался всеми силами поднять тон, топал ногами, отпускал разные скоромные шуточки, сердился, когда кто-нибудь умолкал, но во всем этом проглядывало что-то искусственное, гальваническое, вызванное не натуральным побуждением веселиться, а холодным соображением человека, надумавшего, что долго засиживаться вредно для здоровья, надо иногда во что бы ни стало принять порцию увеселений, и чем они эксцентричнее, тем действие их будет лучше.

Он не замечал, что порывы веселости пробуждались на этих вечерах не столько его усилиями, но чаще всего его лицом и вообще его наружностью, сохранявшею все время самое унылое, тоскливое выражение. Ему кто-то удачно дал название «тоскующего весельчака», он знал это и не обижался, находя, вероятно, такое прозвище справедливым».

Писатель-Дружинин всегда предстает в двух эпостасях. - В одной - это публичный человек, душа кампаний и обедов, который соблюдает «имиджевый этикет». В другой - это человек творческий, который углубляется в изучение предмета, смело экспериментирует с пером и сюжетом. У него была сугубо интеллектуальная манера изложения, раз и навсегда выдуманная, а потому писал он - ровно, чаще с большими полями, как говорили тогда - «по-английски».

Безусловно, основной кабинет писателя, в котором он, бывало, даже запирался от родных на ключ, всегда был в квартире на 7-й Линии В.О. - Но когда ему было необходимо развеяться, он посещал съемную квартиру на краю Смоленского поля, пересечение 23-й Линии и Большого проспекта. Там, очевидно, проживали некоторые его друзья, в частности, Сатир. Имелся в доме Михайлова и женский пол, контакты с которым автора очень интересовали. Здесь, как в заправском общежитии, завязывались интриги. - Дружинин в этом смысле не был исключением.

Автору, склонному к эпатажу, презентационная квартира была нужна. Вначале ее, безусловно, могли посещать соседки, но со временем контакты с простушками, о которых упоминал писатель, сошли на нет. - Увеселения переросли в мальчишники, и именно этот момент с большими неточностями описывает Д.В. Григорович.

Сняв квартиру, очевидно, на первые свои гонорары, А.В. пустился во все тяжкие молодости. - Об этом в Дневнике есть анонс - «Светлые дни» (11 - 12.1851). Ничего, правда, неподготовленному читателю из этих записей не понять, поскольку сделаны они в виде тезисов, которые отрывочно перечисляют имена и национальности дам, повествуют о приключениях, в т.ч. о драке 13 мая и разбитых бутылках. - Где тут дэндизм, о котором любят рассуждать дружиноведы?

Александр Васильевич был сугубо русским писателем, который хотел просветить Россию насчет ценностей английской литературы[9]. Тем же Шекспиром он занялся поздно, и долго не принимал его напыщенный стиль. Того же мнения придерживался и Л.Н. Толстой, который впоследствии написал материал «О Шекспире и о драме»[10].

Автор близко сошелся с графом Л.Н. Толстым не только на почве критики Шекспира. Их объединяли так же совместные похождения, о чем бесстрастно вещует Дневник, поражающий своим откровением. - Толстой прибыл в столицу провинциалом, который, по мнению Александра Васильевича, не знал элементарных в писательском мире вещей. Тем не менее, талант и тайные страсти сблизили их. - До самой старости Лев Николаевич будет хранить в своем сердце добрую память о Дружинине, от чего его в своих письмах одно время пытался отвратить И.С. Тургенев. - И у Толстого в отношении друга одно время тоже был небольшой негатив, - у кого ж его не было? Интересно, что Л.Н. Толстой предпринимал попытки забросить писательское дело, чего никогда не было в намерениях А.В. Дружинина:

(7.12.1855). «Толстой вел себя милейшим троглодитом, баши-бузуком и редифом[11]. Он не знал, например, что значит цензурный комитет и какого он министерства, затем объявил, что не считает себя литератором и т.д. Мы проехали к больному Тургеневу, и там сей лаз объявил, что удивляться Шекспиру и Гомеру может лишь человек, пропитанный фразою. К ночи мы с ним странствовали по девочкам, но не видали ничего особенного. Анжелина»[12].

Есть в Дневнике за этот период слова о бедности. - Деньги, очевидно, имели свойство заканчиваться. - Одна из записей говорит о дорогостоящем обеде от Дюссо, другая об обеде, состоящем только из… чая[13]. Есть упоминания о коньяке и хересе. Не исключено, что хозяин дома пенял автору на шум и разгул в его квартире:

(7.11.1851). «Два голяка Соляников и старик Михайлов, с шипением.

Первая езда верхом и первая любовь.

Семирамида. Нимфы.

Вечера у Лизы. Чем беднее, тем веселее[14].

Мои приключения за Невою.

Обеды из Лондона.

Фрак и перчатки.

Надя и ее преданность.

<...> и Эсмеральда.

Подогретый обед от Дюссо.

Херес в 8 целковых.

Злостный банкрот.

La femme la plus magnifique {Самая великолепная женщина (франц.).}.

Способность Кирилина к коньяку.

Ревельский форшмак.

Буря у Скирбитьевны.

Катя и Катя - полька.

Девица в чужом платье.

Гнусная бедность.

Обед, состоящий из закуски.

Обед из чая.

Обед из ничего.

Горничная Саша.

Танец в одн<ом> сапоге.

Драка: 13 мая.

Пиры в Новой деревне49.

Обед Штейна.

Изабела-бела.

Лина.

Полька Людовика.

Немка-Шаша.

Мантилия.

Дурак, имеющий вид делового и деятельного человека.

Разбитые бутылки за ужином».

Со временем Александр Васильевич начал встречаться с взрослыми дамами в гостиницах, где подавали чай, стол и шампанское, где предоставляли уютные номера. Обычно после этих трат он подсчитывал в кошельке убыль. Визиты, напр., Лизы обходились ему от 20 до 50 руб. сер.[15] - Большие деньги для того времени. Из одной записи следует, что однажды свидание с ней произошло у соседа, очевидно, у Капгера. - Это было дешевле.

Имеется интересная запись о посещении товарищами профессиональных гризеток в частной квартире, где, кстати, блистала давишняя Лиза, отношения с которой были уже в рецессивной фазе. - Это было миленькое пышноволосое существо, выступавшее в данном фарсе под псевдонимом Полковницы. - Так принято было веселиться в Петербурге того времени. - Все пили жженку, на которую особенно налегала Лиза, но вскоре она уехала с «бала», не найдя никого достойного внимания. - А.В. ее мало интересовал.

Запись свидетельствует о нравах в кампании Дружинина, который не стеснялся доверять Дневнику врачебные тайны одного из товарищей:

(28.10.1853). «Утро прошло в чтении, гуляньи и беседе с Капгером, который у нас обедал; после обеда спал, изготовляясь к пиршеству Балтазара. В половине 8-го заехали к Викт<ору> П. Гаевскому и застал у него на столе работу о Дельвиге - дурной признак! Скоро явился сам хозяин и объявил, что у него злобный триппер, а сам он не знает, ехать ли на бал. Но явился Николай Семенович, и сердце не выдержало. Мы поехали трое в карете, заезжали в Милютины лавки, откуда Амфитрион вышел с фруктами и ананасом. Квартира Ольги, оказавшейся на этот день Прасковьей Ивановной, сияла огнями, в ней находилось дам 12, между ними Лиза, там назыв<аемая> Полковница, Наташа и Саша, приятельницы Каменского[16]. Лиза была всех лучше в розовом шелковом платье, с миллионом браслетов и колец. Кроме ее, две донны могли назваться пышноволосыми, Полковница и еще одна Марья Петровна, совершенно напомнившая собой одну из виньеток Shakespeare's Beauties Images {Образы красавиц у Шекспира (англ.).}, кажется. У одной Маши отличные глазки, ножки и руки, а сама она сложена так, что, переодевшись мальчиком (после жженки) в сюртук Гаевского, она походила на мальчика совершенно. Заварили жженку, и дамы пили исправно, особенно Полковница и одна Софи, весьма бойкая и грациозная донна, прозванная Одалиской. Говорили подлые остроты, экспромты и так далее. Танцовали до того, что Маша, имевшая на себе одни штанишки и сюртучок, совершенно промокла. Виктор Павл<ович> скакал чрез стулья, кувыркался, а потом жаловался, что у него покалывает. Тень Соляникова должна была ликовать в этот вечер. Лиза скоро уехала, а Марья Петровна стала героиней вечера. За ужином ей сказали экспромт, оканчивающийся стихами:

Зачем я только что вздыхатель,

Зачем не содержатель твой!

Одним словом, ужин и весь вечер совершенно были достойны Поль де Кока или Ивана Чернокнижникова. Я сидел возле Маши[17]. Из мущин были еще Серапин, Познанский и другие лица, которых не знаю по именам, всего человек 7. Нельзя было сказать глупости, чтоб она не возбудила смеха и рукоплесканий[18]. Все это, однако, было далеко не то, что вечера в доме Бруни или Михайлова, особенно первые вечера с Григоровичем и Ждановичем. Но вообще пир был хорош и вышел бы лучше, если б не было такой роскоши. Вечер с гризетками не должен быть слишком блистателен и богат. Домой я вернулся, proh pudor {о стыд! (лат.).} - в четыре часа утра и спал до 11».

По приезде из деревни в 1853 г. А.В. Дружинин, посещая друзей и знакомых, с горечью сообщает, что хороших вестей о Лизе нет. Однажды Капгер (сосед) послал вдруг за ним. - У него в гостях была Лиза, которая уверила автора в прежней и бескорыстной дружбе: (13.10.1853). «Сегодни произошло хлопотливейшее утро, которым, однако же, я остался доволен. Одевшись, я ожидал лошади, когда внезапно является ко мне вестник от Капгера звать меня к нему. Слабая мысль о том, - не транстеверинка ли у него, мелькнула в моей голове[19]. Вхожу и действительно вижу мою пышноволосую преданную донну. Несметное количество расспросов, поцалуев и нежностей окончились обещанием свиданий и даже маленького обеда вдвоем[20]. Простившись с Лизой, поехал к Ребиндеру и не застал его; тут я едва ли не впервые видел окрестности Цепного моста[21]; окрестности, мне неизвестные».

Писатель к тому времени будет увлечен Таничкой, что не мешает ему посещать еще и какую-то польку и ездить по доннам: (12.10.1853). «Пил чай у А.П. Евфанова, оттуда к Н... польке».

(18.11.1853). «Вечером мы ездили с Аполлинарием Яковлевичем по доннам, но не видели ничего порядочного[22].

Когда ведешь журнал, то видишь и однообразие и разнообразие своих дней лучше прежнего. Я человек по натуре своей способный попадать в рутину и составлять привычки; что вне привычки, то уже становится тяжким. Я привык пятницу проводить с Lise, субботу в клубе и у Ахматовой, воскресенье у Панаева и т.д. Поехать в театр или, скорее, посылать за билетом для меня нечто вроде неприятности»[23].

Увлечение Таничкой закончится для него безрезультатно, поскольку девушка уйдет к В.Н. Своеву, офицеру Финляндского полка. О нем в Дневнике писано много.

Есть запись, из которой видно, что Д.В. Григорович был любитель всяческого веселья. В канун праздника Нового года А.В. Дружинин активно поддерживал и подбадривал друга:

(28.12.1853). «…Григорович пустился всех увеселять неслыханным образом. Я молчал и хохотал, а вообще чувствовал себя немного пьяным, выпивши после двух вин еще стакан пива. Григорович говорил часа два почти не умолкая - о доннах, о похождении в Москве с Боткиным, о Михайлове, о depravation {развращенности, испорченности (франц.).} и несколько раз повергал нас в пароксизм хохота. Особенно удался ему рассказ о развратной старухе в Париже[24]. Гости, собиравшиеся к Рашели, до того дохохотались, что поехали в театр часом позже. Видя их отъезд, Гр<игорович> жалобно возопил: «Как же я поеду домой? что я буду делать дома? Я лучше готов ехать в трактир и спросить себе бутылку пива!». Услыхав эти горестные слова, я предложил ему ехать к Марье Петровне (зри октябрь), и, сев в мои сани, мы понеслись стрелой по жестокому морозу[25]. Месяца почти не было видно за изморозью, но весь город залит был его светом, так что мы совершили путь отлично. М<ария> П<етровна>, как и следует ожидать, привела моего товарища в восторг, оказалось, что он ее видал прежде - и где же? - у затасканного Михайлова! Михайлов и вновь Михайлов[26]. Машинька мне так пришлась по вкусу, что я вздумал было спровадить Григоровича, но плохое состояние моих финансов меня удержало[27]. D'ailleurs elle a le sein tout deforme - le sein a part, elle est admirablement faite {К тому же, у нее опавшая грудь, но, не касаясь этого, в остальном она великолепно сложена (франц.).}. От нее к Михайлову, условиться насчет бала в среду. На мою долю пришлись две бутылки сен-пере»[28].

Характерно, что А.В. Дружинин в частном послании описывает свою Лизу, которая для него, человека закрытого для серьезных привязанностей, составляла больше сюжет будуещего романа. К сожалению, он не был написан. - В стране царила жесточайшая цензура, и произведения в «легком» жанре в русской литературе в принципе не появлялись. «В письме к Е.Н. Ахматовой от 17 февраля (1854 - ?) Д. дал такую характеристику Лизе: «Единственное существо, преданнейшее из преданных, милое из милых, имеющее возможность видеть меня и отгонять от меня тоску, есть моя прошлогодняя подруга души, девушка, не умеющая ни читать, ни писать и неспособная обходиться без двух или трех, а иногда и четырех новых любовников в месяц[29]. Смело скажу, что если бы наша цензура не преследовала всех историй о девицах легкого поведения, русская словесность обогатилась бы новою Manon Lescaut в истории Лизы, которую мы называем транстеверинкою за то, что ее волосы едва ли не первые в Петербурге падают ниже колен и заставляют ее носить шляпки особого покроя» (РМ, 1891, № 12, с. 145)».

Н.Б. Алдонина подробно описывает приключения молодого автора, и не усматривает в них греха. Еще современники говорили о А.В. Дружинине, как о человеке надежном, и исключительно честном. Пить он по определению - не мог, и никогда не испытывал желания «нарезаться». Его больше интересовала кухня, и то, как она воздействует на его желудок. Обычная норма его - 3 - 4 - 5 рюмок марочного вина. О водке он упоминает редко.

О хозяине дома на окраине В.О. известно: «Степан Кузьмич Михайлов (назовем его имя, отчество и чин) являлся бывшим экспедитором СанктПетербургского почтамта, где до самой смерти служил отец писателя[30]. Данное обстоятельство объясняет выбор дома, в котором Дружинин снял квартиру. В почтамте С.К. Михайлов возглавлял VII экспедицию, в обязанности которой входил разбор отходящих иностранных и одесских экстрапочт (Список чиновникам почтового ведомства и почтовым местам 1844 года. СПб., 1844. С. 25). Когда он вышел в отставку, неизвестно, но в списках чиновников почтового ведомства за 1851 и 1853 гг. С.К. Михайлов уже не числится».

[1] Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. С. 126.

[2] Ахматова Е. Указ. соч. С. 121.

[3] Ахматова Е. Указ. соч. С. 130.

[4] РО ИРЛИ. №9727. Л. 3. Год определяется по упоминанию Дружининым о поездке на Кавказ в 1851 г., по фразе: «…жду от вас чего-нибудь кавказского к началу 1852 года» (Там же).

[5]Ср.: (18.02.1857). «… вечер или сидел у Боткина (он уехал в пятницу) или распутствовал с Григоровичем…».

[6] «Записки охотника» И.С. Тургенева стали печататься в 1848 г.

[7] Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М. 1961.

[8] Фактически в квартире А.В. Дружинина бл. Смоленского кладбища стояла гипсовая копия скульптурной группы А. Кановы «Амур и Психея». Оригинал статуи находится в Эрмитаже.

Необъективность мемуариста породила множество домыслов в отношении писателя. О проблематике этой скульптуры см.: Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. С. 123.

Чиновник - это С.К. Михайлов, 50-ти лет, которого никогда не звали Сатиром. Сатир - это А.Д. Гущин, сорока лет, не старик вовсе. - Очевидно, он был квартирант С.К. Михайлова, как и А.В. Дружинин. Отсюда их дружба.

[9] Кого-то смущала его модная, якобы, одежда, манера держаться с незнакомыми людьми, иногда чопорная. - Ф.И. Шаляпин шил иногда костюмы у лучших лондонских портных, и мог себя выказать кем угодно. - При этом никто ему ярлык англомана не клеил.

[10] «Непримиримый протестант Толстой громогласно заявлял, «что Шекспир - дюжинный писака и что наше удивление и восхищение Шекспиром не более, как желание не отставать от других и привычка повторять чужие мнения. Впоследствии он обосновал свое отрицание в очерке «О Шекспире и о драме». Правда, это произошло спустя полвека, когда к эстетическому неприятию добавились иные мотивы, в том числе социальные».

Левин Ю.Д. А. В. Дружинин - переводчик Шекспира. // Интернет.

[11] Троглодит (греч.) - пещерный житель; баши-бузук (турец.) - сорви-голова, разбойник; редиф (араб.) - здесь в смысле «отставной (резервный) солдат». Лаз - представитель южнокавказской народности; здесь в смысле «естественный, нецивилизованный человек». Примеч. составителей.

[12] Л.Н. Толстой впоследствии зазывал А.В. Дружинина в свое имение Ясная Поляна, но за неимением времени писатель так к нему и не съездил. Друзья встретятся во время путешествия по Европе, где Л.Н. Толстой проиграет большую сумму денег.

[13] Респектабельный ресторан Дюссо - дорогостоящее заведение на Васильевском строве.

[14] Где жила Лиза, не известно. - Она переходила с рук на руки, о чем с сожалением пишет сентиментальный автор. По приезде из деревни в 1853 г. он спрашивал о ней на квартире у некой Оли, которая, кстати, пригласит его на вечер знакомств, т.н. «бал», куда прибудет и Лиза.

[15] Крестьяне Дружининых для сравнения должны были доставить барыне в год до 100 руб.

[16] Квартира Ольги, в которой состоялся описанный «бал», представляла собой место для любовных свиданий. Не случайно, один из друзей перед посещением ее беспокоился о наличии у него «злобного триппера».

В специальных заведениях «рабочие псевдонимы» девушек в ходу и сегодня. Для того, чтобы проверить это, достаточно посетить интернет.

[17] Последующая запись 28.12.1853 г. рассказывает о том, что автор вступил в связь с этой Машей и даже раскрывает особенности физиологического строения ее тела.

[18] В подобных кампаниях пошлые шутки в духе Чернокнижникова были популярны. К литературе они, к сожалению, имели мало отношения.

[19] Транстеверинка - Лиза.

[20] Дамы подобного рода всех мужчин мнят друзьями, и радуются каждому, кто их приласкает. Понятие нравственности для них не существует.

[21] У Цепного моста через Фонтанку (ныне мост Пестеля) помещалось III отделение императорской канцелярии (ныне Фонтанка, 16). Следующая фраза: «...окрестности, мне неизвестные», видимо, шутливый намек на это здание. Примеч. составителей.

[22] Брянский Аполлинарий Яковлевич, брат А.Я. Панаевой, жены Н.А. Некрасова.

[23] Театр в том виде, каким он был в 1840-е - 1850-е гг., мало интересовал писателя. Современники в столице сетовали тогда на скудость театрального дела вообще. Это не значит, что автор не знал проблем русского театра, напротив, он знал их очень хорошо, и даже входил в особый концептуальный орган, - Театрально-литературный комитет.

[24] Писатель внимательно следит за речью и рассказами друзей. В Дневнике особо отмечено остроумие М.А. Языкова, который не был литератором, но в силу склада своего ума и характера был близок к кругу В.Г. Белинского и П.В. Анненкова.

[25] У А.В. всегда наготове были сани. - Поездка к некой Марье Петровне была приятней всякого театра. - В деле веселья и проведения досуга А.В. Дружинин чаще был солидарен с Д.В. Григоровичем, который так же любил «похождения».

[26] Трудно определить, кто фигурирует под фразой «затасканный Михайлов», но из дальнейшего следует, что это - писатель М.И. Михайлов (рожд. 1824 г.), ровесник А.В. Дружинина.

[27] Услуги Маши (Марьи Петровны) не были бесплатны.

[28] На бал в среду писатель должен был прихватить 2 бутылки приличного вина. За другими участниками, очевидно, были другие вина, фрукты, десерт и закуски.

[29] Дружинин А.В. Повести. Дневник. М. 1986.

Лиза, очевидно, происходила из самых низов, о чем говорит отсутствие образования. Красивая от природы, она не обременяла себя приличиями, поскольку не знала о них и пользовалась в мужском обществе особой популярностью.

[30] Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. С. 124.

П.А. Федотов, Ираклий Андроников, В.И. Будько, Алдонина Н.Б., Евдоксино, А.В. Дружинин, офицеры, Некрасов, Гверезно, Косая линия, Венера, литераторы, Стрелка, Дюссо, Псковская область, Григорович, Финляндский полк, Академия, Семевские, Васильевский остров, Трефурт, Сланцевский район, Большой проспект, Тургенев, 23 Линия, Вревские, Щепец, Гдовский уезд, Л.Н. Толстой, военные, "Современник", Смоленское кладбище, С.-Петербург, фельетон

Previous post Next post
Up