Книгу «Исторические записки и предания о погосте Доложском» Е.А. Андреев писал в 30-летнем возрасте, в то время, когда трудился в Доложском погосте на строительстве храма. Работа над книгой осуществлялась им в обстановке, когда в погосте полным ходом шли завершающие работы. - Уже в 1864 г. благочинный и причт испрошали разрешение на освящение храма. Для этого надо было произвести массу согласований в С.-Петербурге.
С самого начала работ возник конфликт между членами Строительной комиссии и настоятелем храма - старшим священником М.М. Лабецким. Второй священник, А.С. Покровский, вел более прагматичную политику, и занял сторону церковного старосты, председателя Строительной комиссии - С.Е. Лебедева.
Повествование Е.А. Андреева в написанной им книге идет безотносительно к реальным лицам в Доложске, а, между тем, в ней упоминаются и современники его, и люди, давно отшедшие в мир иной. - В ней в частности упомянуты:
П.В. Чебыкин, бау-адъютант С.-Петербургского военного генерал-губернатора Н. Суворова
[1],
Дмитрий, архиепископ Новгородский (1761),
Иоаким, строитель Череменецкого монастыря (1779),
Мордвинов, новгородский помещик, владелец дачи возле сельца Авксентьево,
Параскева Иларионова Мордвинова, помещица,
В. Поляков, ямбургский, купец,
Курочкин, С.-Петербургский заводчик.
Все это люди, по-своему так или иначе были связаны с Доложском.
К 1863 г. легендарная канва о погосте в основном сложилась, и Е.А. Андреев имел возможность собрать устные свидетельства о Долгом озере, а так же ознакомиться в храме с церковными документами и древностями
[2]. Он так же использовал книжные наработки предшественника, автора первой книги о Доложске священника о. Александра (Поровского). Это было логично в той ситуации.
Видимо, свчщенник в ту пору по состоянию здоровья не мог уже заниматься новой книгой о Доложске, и общественный заказ на нее выполнил, и блестяще, Ефим Андреев, таланты которого на ту пору были для Строительной комиссии - бесспорны.
В сторонние документы и книги он, конечно же, не заглядывал, поскольку их по Доложску в то время еще не было, и он вместе со священником Покровским был в деле составления местной истории - первопроходцем.
Результаты изысканий он изложил в определенном порядке, и только в одном месте Андреев опосредованно без ссылки упоминает один из источников:
«Неизвестно, была ли возстановлена церковь Св. Архангела Михаила [в пог. Филево на оз. Долгом] после своего запустения во времена литовския, хотя и упоминается об угодьях ея в древних книгах (Писцовыя книги составлены при Михаиле Феодоровиче в 1617 году)»
[3].
В 1860-е гг. в Доложске и на Святой Пещере были еще в сохранности кое-какие иконы, сохранившиеся здесь в вихре времен. - На храмовом кладбище были при Андрееве в сохранности и знаковые для всех могилы местных священников.
Очевидно, Е.А. Андреев пользовался при написании книги своей известной тогда и сегодня работой 1853 г. К.А. Неволина «Записки императорского русского географического общества»
[4].
Повествование Ефима Андреева начинается XVI в., - с изложения некоторых событий Смуты, когда на оз. Долгое пришла т.н. «Литва». Упоминания о ней имеются в Псковских летописях и в нескольких главках его «Кратких историко-статистических сведений о церквях и приходах Гдовского уезда»
[5]:
«…по дороге из Наровы чрез Печурки, в древние времена, проходила «Литва», людей и крестьян жгла, мучила и била на смерть, разоряла и грабила церкви и селения»,
«Литва прошла мимо Рудного и не разрушила погоста»,
«…деревня, находящаяся при этих могилах на берегу Плюсы, получила свое название (Губино) от множества погубленных здесь людей. Кто были неприятели, неизвестно. Говорят, что это была «Литва поганая».
О Верховье Долгого озера им тоже говорится в связи с «поганой» Литвой:
«Не далеко от этого кладбища, в конце озера, возвышается каменистый холм [пог. Зажупанье]; предание называет его кладбищем Литовских времен; говорят, что при нападении Литвы на здешния места, церковь Св. Архангела Михаила [в Филево] была разграблена и в ней [оккупанты] ставили лошадей; но за такое поругание святыни, враги наши были поражены слепотою и блуждали по домам и лесам»
[6].
И далее он продолжает тему:
«Предание говорит, что во время нападения Литовцев, лошадь литовскаго начальника оступилась нечаянно на крест и начальник упал с лошади; в досаде он бросил крест в озеро, но был поражен тяжкою болезнию; в раскаянии он велел достать крест из глубины - и поставил его с честию на прежнее место; жители окрестных деревень доселе благоговеют к сему Святому кресту - и один раз в году, именно 26 Октября служат пред ним общий молебен»
[7].
«Замечателен в печерской часовне древний образ Христа Спасителя, сидящаго между символическими изображениями Евангелистов. Предание утвердительно относит его к временам древней церкви, разоренной в XVII веке литовцами; образа св. апостолов и мучеников относят к тому же времени»
[8].
Поэтическое описание старого погоста в Филево навевает грусть и мысли о вечном. Очевидно, Ефим Андреев путешествовал в окрестностях Долгого озера и неоднократно бывал в верховье его на месте старого храма, а так же на холме в Зажупанье, где жил когда-то властитель этого края.
Замечательна была так же местная легенда о разбойнике Доломане, изложенная Андреевым, в связи с чем уже П.Я. Яновский поминает местно-чтимые иконы благочестивого разбойника Дозмона.
В Филево еще и сегодня посреди деревни имеются старые памятники и кресты, а в нач. ХХ в. бл. д. Зажупанье крестьяне выстроят храм во имя Св. Арх. Михаила и деревня эта стане селом.
[1] Чебыкин Порфирий Васильевич (1813 - 1869), генерал-майор (1864), тобольский гражданский губернатор (1867 - 1868). Служил в звании бау-адъютанта при С.-Петербургском губернаторе, в 1861 получил чин гвардейского полковника.
[2] ЦГИА. Ф. 19. О. 95. Д. 1. Рапорт причта Доложской Успенской церкви Гдовского уезда. 28.04.1903 // Об упорядочении охранения памятников церковной древности в церквах и монастырях Империи. Лл. 220 - 221.
[3] Андреев Е.А. Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда крестьянина Ефима Андреева. СПБ. 1863.
[4] Записки императорского русского географического общества. Кн. VIII. Под редакцией К.А. Неволина. СПБ. 1853.
[5] Андреев Е.А. Указ. соч. Сс. 150 - 178.
[6]Андреев Е.А. Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда крестьянина Ефима Андреева. СПБ. 1863. С. 21.
[7] О пещерских иконах через десятилетия будет писать и П.Я. Яновский (1878 - 1904), сын доложского священника А.Д. Яновского (†1908). О судьбе этих древностей сегодня ничего не известно. Местники не сохранили воспоминаний ни о разрушении пещерского храма, ни о разграблении его.
[8] О пещерских иконах через десятилетия будет писать и П.Я. Яновский (1878 - 1904), сын доложского священника А.Д. Яновского (†1908). О судьбе этих древностей сегодня ничего не известно. Местники не сохранили воспоминаний ни о разрушении пещерского храма, ни о разграблении его.