В 2012 г. исследователь Г.М. Степанова представила подтверждение того, что Е.А. Андреев работал на строительстве доложского храма. Он занимался покраской кровли, куполов и шпиля. При этом документ без обиняков называет Андреева - живописцем
[1]. Сам он в своей книге конкретизирует труды на кровле, которые кроме малярной работы включали маштабные работы по монтажу золоченых крестов, шаров, звезд и деталей на грани 5-ти куполов и шпиля колокольни - Это делали другие люди
[2]:
«По усердию благочестивых и доброхотных дателей, благоговейно чтущих Св. икону Успения Пресвятыя Богородицы, ныне отстроен великолепный обширный каменный храм в честь Успения Божией Матери, в руссковизантийском вкусе, с прекрасною легкою колокольнею; грани глав церковных и колокольни вызолочены червонным золотом и по голубому полю усажены позолоченными звездами; - сквозные кресты, шары, звезды и грани, при лучах утренняго солнца и при свете луны ночью, делают ослепительную игру в синеве голубаго неба»
[3].
К сожалению, в архивных делах нет и конкретных договоров о работе в Доложской церкви Ефима Андреева:
«Опись бумагам,
предоставленным за 1863 год
[4].
9. Счет крестьянина Ефима Андреева - 1
10. Росписка Его же - 1
11. - «- Его же - 1
25. Счет живописца Ефима Андреева - 1
Опись бумагам… за 1864 год
14. Счет крестьянина Ефима Андреева - 1
15. Росписка Его же…
53. Счет крестьянина Андреева - 1»
«Опись бумагам … за 1865 год
… п. 49 Условие крестьянина Ефима Андреева»
[5].
Есть в деле любопытные записи о расходе сусального золота и красок:
«Отчет за 1862 год
Золота червоннаго листоваго 142 книжки
Молярных красок
Ультрамарина голубаго 11 ф.
белил английских 4 пуда
белил свинцовых 10 пудов
Медянки зеленой 3 пуд
Крон шевейверку 20 ф.
Крон светлаго 15 ф.
зелени французской 30 ф.
Лазури берлинской 3 ф.
Шмальту 1 пуд.
Гарниуси французскаго 20 ф.
Капрасу 15 ф.
Сурику азовскаго 25 ф.
Сибирменту 26 ф.
Мелу французскаго 5 пуд.
Охры французской 7 пуд.
Умбры 15 ф.
Скипидару 1 п. 5 ф.»
[6] «20 [Условие с худ. Постемским на написание икон и др. работы]
[7] 21. Условие, заключенное Строит. Комиссией 26 Марта 1861 г. с кр-ном Гд. у Выскатской волости деревни Выскатки живописцем Ефимом Андреевым на окрашение церковной крыши, глав, шпиль и проч. малярных работ на двух листах»
[8].
Для своего времени С.В. Постемский был довольно известным живописцем, поскольку состоял на официальном окладе, имел звание и награды. Очевидно, что профессия церковного живописца была прибыльным делом. - Сын художника так же пошел по пути отца и получил звание и награды:
«Постемский, Савва Васильевич. Род. 1825 г. (сконч. 1894 - В.Б.) Вольноприход. Уч. Ак. Х. В 1825 г. удостоен звания неклассного художника живописи портретной»
[9].
«Постемский Николай Саввич. Род 1862 г. Уч. Ак. Х. с 1892 г. по 1890 г. В 1889 г. получил 2 и 1 серебр. медали; 29 мая 1890 г. - звание классного художника 3 степени»
[10].
[1] К сожалению, договоры Е.А. Андреева с членами Строительной Комиссии Доложской церкви пока не выявлены.
[2] Очевидно, что монтажными работами Е.А. Андреев не занимался.
[3] Андреев Е.А. Исторические записки и предания о погосте Доложском.
[4] О постройке Успенской церкви в Доложском погосте. Ч. 2. ЦГИА СПБ. Ф. 19. Оп. 49. Д. 33. Лл. 100, 107, 108.
[5] Там же. Л. 118 об.
[6] Там же. Лл. 84 - 87.
[7] Савва Васильевич Постемский (1825 - 1894). Вольноприходящийся ученик Академии Художеств. - Удостоен звания неклассного художника портретной живописи (1853). Принимал участие в работе по созданию иконостаса Церкови Успения Пресвятой Богородицы в Александро-Невской лавре. Работал над росписями Спасо-Преображенского собора в г. Выборге.
http://artchive.ru/artists/sava_vasilevich_postemskiy/biography [8] К сожалению, сами Условия не сохранились.
Опись Бумагам дел Строит. Комиссии, сданных причту и старосте для хранения при Церкви … с 1858 по указу Дух. Конс-и 9 Марта 1870 года за № 904. // Там же. Лл. 11 - 12.
[9] Императорская Санктпетербургская Академия Художеств 1764 - 1914. II Т. Составитель С.Н. Кондаков. С. 159.
[10] Там же.