Всяк кулик болото
свое хвалит.
В памяти народной Ефим Андреевич Андреев остался историком Северной Гдовщины. Самая известная работа его - небольшая по размеру книга «Исторические записки и предания о погосте Доложском»
[1]. Хрестоматийная по сути, она 150 лет является в наших местах образчиком историко-повествовательной литературы. - Неординарная подача материала поражает исчерпывающей простотой, рассказывая об известном в прошлом погосте.
Е.А. Андреев первой и единственной своей историко-статистической книгой сразу задал «высокую планку» гдовских исследований. Следует отметить, что он первый из местных историков начал собирать воедино книжные сведения о родном крае. Работа была продолжена другими авторами, которые, впрочем, масштабных книг так и не создали
[2].
Несмотря на то, что Е.А. Андреев известен науке давно, исчерпывающих исследований о нем никогда не было. Краеведческие обзоры о нем ограничивались фактами, которые Андреев дал о себе в очерке «Церковь Рождества Богородицы в Выскатке». Отдельные сведения о нем есть в его книге «Исторические записки и предания о погосте Доложском» и в его же материале, который в научном мире называется «Записки Ефима Андреева». По факту это сочинение - «Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева».
Записки, кстати, неоднородны по составу. - Свидетельства о некоторых церквях (Сижно, Черное, Сороковой бор) - подробны, сведения о других (Ложголово, Бельская засада, Лядский погост, Ремда) - кратки.
Е.А. Андреев не был ни первым, ни единственным автором, писавшим о Доложске. До него книгу о погосте издал священник А.С. Покровский, с которым Е.А. Андреева связывали партнерско-деловые отношения. - Оба в силу своих возможностей трудились в Доложске на строительстве храма во имя Успения Божией Матери: Покровский, как настоятель, Андреев - в качестве наемного работника.
Когда речь шла о создании в Доложске первой на Гдовщине храмовой библиотеки, Е.А. Андреев принял живое участие в начинании. На последней стадии отделки внутреннего убранства храма в Доложске он работал над созданием иконостаса левого придела во имя Св. царей Константина и Елены.
Писать полномасштабное исследование по истории Гдовского уезда Андрееву было сложно. - В 1865 г., когда он по совету члена Епархиального статистического комитета протоиерея И.Г. Покровского приступил к работе над историческими записками о некоторых церквях и местностях Гдовского уезда, у него для этого не хватало ни времени, ни средств, ни фактов.
Представленный Е.А. Андреевым материал в конечном варианте был озаглавлен «Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева». Он вышел в свет в 1885 г., практически - через 20 лет, и лишь в составе заключительного Х тома «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии»
[3].
Книги этого проекта печатались с 1869 по 1885 гг., и, очевидно, ни И.Г. Покровский, ни, тем более автор, не могли даже предположить, когда же в нем будут напечатаны Записки Андреева. Примечательно, что именную главку о храме Выскатки писал в издании не местный священник, а знаток края, а так же строитель храма - Ефим Андреев. «Грамотеев» вроде него в епархии было немного, а кроме него не было их и в Выскатке.
Для своей исторической работы Е.А. Андреев избрал метод фрагментарного описания погостов, не претендуя на полное изложение истории, кратко фиксируя лишь то, что он мог найти в книгах. - Это составило исторический каркас повествования, подтвержденный документально.
В свое время книг о храмах северной Гдовщины писано было немного. - Сегодня по этой теме известны 3 книги о Доложском пог. (1861, 1863, 1873) и по одной книге о пог. Выскатка (1865), Скамья (1887), Поля (1898) и Чехлово (1902)
[4].
Самая большая из них - книга Е.А. Андреева (1863), - 24 стр., набранная крупным шрифтом, а самая маленькая, - неподписанная книга о старом пог. Чехлово. - Автором ее, как выснилось, был П.Я. Яновский, - сын священника пог. Доложск о. Якова (Яновского), исследователь и архивист. - В ней насчитывалось 5 стр.
Яновский кроме маленькой книги о Чехлово, в том же 1902 г. выпустит единственную свою большую книгу, которой он как бы входил в сообщество историков-профессионалов. Дебют его был крайне удачным.
Книга его называлась - «Описание Актов Новгородского Софийского дома»
[5]. Его интерес к этим материалам легко объясним. - До XVIII в. доложские земли входили в юрисдикцию Новгородской Софии.
Как бы продолжая традицию «доложских публицистов» 1860-х - 1870-х гг, он на профессиональной уже основе ищет документальное подтверждение о доложских погостах вообще. - Шлейф «новгородских» легенд в то время на Долгом озере был еще актуален.
Надо сказать, что Яновский в свое время окончил С.-Петербургскую Духовную академию, что приравнивалось к университетскому образованию. Он был при этом прирожденным историком, о чем свидетельствуют многочисленные его публикации в газете «С.-Петербургский духовный вестник». К сожалению, он рано умер и не успел завершить задуманные проекты.
Неподписанная книга А.С. Покровского о Доложском пог. (1861), между тем, содержала несколько знаковых иллюстраций и даже рисованную карту, которую «составил» С.Е. Лебедев, строитель храма и впоследствии глава Доложской волости.
Сегодня с полным основанием можно предположить, что подготовительные рисунки к изданию и даже саму карту мог сделать Ефим Андреев, профессиональный художник, о мастерстве которого свидетельствуют сохранившиеся до сего дня иконы, принадлежащие его кисти.
Книжные материалы Е.А. Андреева, если даже не считать газетных его публикаций, для своего времени составили внушительный ряд. Это:
1. «Исторические записки и предания о погосте Доложском»,
2. «Два-три слова к моим собратьям, крестьянам Выскатского общества»,
3. «Церковь Рождества Богородицы в Выскатке»,
4. «Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда».
Обозревая содеянное, можно признать, что Е.А. Андреев для своего времени и сословия был очень удачливый автор, который писал в условиях, когда цензура в России тщательно отслеживала все публикации, начиная с писателей профессионалов, вроде Некрасова, Тургенева и Григоровича, и кончая авторами из купцов, крестьян и мещан. Цензуре подвергались все.
Впрочем, его работу вряд ли можно сравнить с серией статей профессионального литератора, гдовского помещика - А.В. Дружинина «Из дальнего угла Петербургской губернии». - Практически в то же время, в 1862 - 1863 гг. в условиях крестьянской реформы А.В. Дружинин писал уже о проблемах гдовской усадьбы и гдовской деревни вообще
[6].
Е.А. Андреев в силу соображений личного толка этих проблем не касался. - Его переписка, а так же его архив, который, безусловно, у пишущего человека существовал, к сожалению, погибли в вихре времен.
Сланцевские краеведы применительно к Е.А. Андрееву никогда не просматривали архивы С.-Петербурга. Не знакомились они и с газетным творчеством его, которое было представлено в еженедельнике «Гдовско-Ямбургский листок». - Газета давала материалы Андреева в узком хронологическом промежутке, когда, собственно, существовала, в 1872 - 1873 гг.
Один из деятельных сотрудников Листка Н.А. Скроботов, по-своему благоволил к авторам на местах, и, в частности, к Андрееву, авторитетному автору из крестьян и большому патриоту Выскатки. Он не стеснялся в газете указывать свое крестьянское происхождение. Он указал свое сословие и в названии книги своей о Доложском погосте, причем, сделал это с особым достоинством.
Первые подвижки в архивных изысканиях по храмам Северной Гдовщины явились лишь в последние десятилетия, когда исследователь Н.Н. Наумова в нач. 2000-х гг. по моей просьбе начала просматривать в ЦГИА СПБ документы некоторых церквей. Это были для нас просто ознакомительные разведки.
Наталья Николаевна, к слову, моя одноклассница, провела много часов в хранилищах С.-Петербурга. Ее изыскания по отдельным погостам были использованы мной для краеведческой работы, а впоследствии поступили в Краеведческий фонд ОРБ г. Сланцы. Особое внимание Н.Н. Наумова уделяла материалам, связанным с историей пог. Сижно. - Деды ее некогда были прихожанами сиженского храма, поскольку жили недалеко от него в д. Закуп.
Наумова первой подняла массив клировых ведомостей Выскатки, фиксируя попутно события, связанные непосредственно с деятельностью Е.А. Андреева. - Мимо этого факта мы, естественно, пройти не могли. Ефим Андреев был, есть и будет знаковой фигурой в истории Гдова, Гдовщины и Выскатской волости в частности.
Находки Н.Н. Наумовой органично вошли в состав моей книги «Север Гдовщины», в главы о пог. Выскатка, Поля, Ольгин Крест и Сижно
[7]. Отдельные изыскания были проведены ею по просьбе И.В. Попова, в прошлом редактора газеты «Средняя Рогатка» (1998 - нач. 2000-х) и журнала «С.Петербургские Епархиальные ведомости».
Первые «открытия» Попова на ниве сланцевского краеведения были для нас откровением. Он первым в пост-коммунистическое время приступил к описанию церковной жизни в пог. Ложголово, Старополье, Ольгин Крест, Пенино, Козья гора и Доложск, и это сразу после лет воинствующего атеизма задало мощную парадигму исследовательской мысли. Его работы в этом разрезе так и остались непревзойденным материалом новой уже эпохи.
Наумовой были найдены чертежи храмов совр. Сланцевского района, которые имели непосредственное отношение к творчеству епархиального архитектора Н.Н. Никонова. - Это чертежи церквей в пог. Поля и на Св.-Успенской Пещере, которые проектировал архитектор.
О его проектировании храма на Св. Пещере, мы узнали только по факсимиле на одном из чертежей. Об авторстве его в проектировании храма в Полях мы узнаем единственно из неподписанной книги «Воспоминания о Никольщине (СПБ. 1898). В официальных биографиях мастера эти постройки нигде не значатся.
Видимо, Никонов, объезжая Гдовский уезд в ходе рабочих вояжей, сделал попутно замеры имевшихся здесь деревянных церквей, две из которых были выстроены в XVIII в. Это чертежи храмов в пог. Пенино (1775) и Доложск (1779). Был сделан так же замер и чертеж храма поздней постройки в пог. Иван Ручий
[8] (1909).
К сожалению, Поповым эти чертежи до сих пор не опубликованы и хранятся в компьютере С.-Петербургской епархии.
Название еженедельника «Гдовско-Ямбургский листок», где самое короткое время печатался Ефим Андреев, говорит само за себя
[9]. В нем были напечатаны несколько материалов Андреева-корреспондента. В издании есть так же очерки и сообщения, в которых он только упоминается. Есть очерк, в котором вкратце дается его биография. - Это дает повод предположить, что автором этих сведений был сам Андреев.
Совокупный анализ газет, книг и архивов дает возможность составить хотя бы приблизительно биографию этого очень и очень неординарного человека.
Основной массе провинциалов процесс изучения источников, находящихся в больших городах, не по силам, - Его сложно организовать. Трудность заключается в том, что надо жить рядом с архивом. В противном случае, копирование затягивается на десятилетия
[10].
Для всего надо иметь исследовательскую систему, время и терпение
[11]. Изучение газет часто предполагает механическое переписывание. В библиотеках России существуют бессмысленные, слабо сказано, «преступные» ограничения на копирование источников до 1917 г.
Первый набор статей еженедельника «Гдовско-Ямбургский листок» был сделан мной по результатам исследований в Москве, которые я провел в 2001 г.
[12] Тогда были составлены лишь конспективные записи о «Гдовско-Ямбургском листке». Уже в С.-Петербурге исследовательницей Г.М. Степановой были заказаны негативы интересующих нас статей, которые тут же пошли в набор.
В 2012 г. при посредстве Степановой удалось вторично произвести масштабную фотосъемку еженедельника «Гдовско-Ямбургский листок»
[13]. Она опять же пошла в работу. Вместе с тем, представляется, что для полного изучения издания нужен дополнительно просмотр «натуры», - для чего следует опять иметь время, деньги, желание и хороший фотоаппарат.
[1] Андреев Е.А. Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда крестьянина Ефима Андреева. СПБ. 1863.
[2] В рамках этого исследования перечень старых книг о Гдовском уезде не составлялся.
[3] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. С.-Петербургский епархиальный историко-статистический комитет. СПБ. 1869 - 1885. 10 т.
[4] Воспоминания торжественного празднества и Крестного хода в селе Доложском. СПБ. 1861.
Андреев Е.А. Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда крестьянина Ефима Андреева. СПБ. 1863.
Андреев Е.А. Два-три слова к моим собратьям, крестьянам Выскатского общества, при заложении в селении Выскатке Св. храма. СПБ. 1865.
Скроботов Н.А. Погост Долоцко в Гдовском уезде, Петербургской губернии. Очерк Ругодивцева. СПБ. 1873.
Солнцев Г. Церковь во имя Пророка Божия Илии, в селе Скамье. СПБ. 1887.
Воспоминания о Никольщине, погосте Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии, по поводу освящения храма 9-го мая 1898 года. СПБ. 1898.
Исторические сведения об упраздненной Мийхайло-Архангельской церкви, находившейся на южном берегу озера Долгого (между нынешними деревнями Чехлово и Филево, Доложского прихода, Гдовского уезда). Издание крестьянина деревни Перегреба Егора Андреевича Оборотистова. СПБ. 1902.
[5] Яновский П.Я. Описание Актов Новгородского Софийского дома. ЛЗАК. Вып. 14. СПБ. 1902.
[6] Дружинин А.В. Как облегчить переход к вольному труду для нашего края. Северная пчела. СПБ. 1862. № 129. Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии. Северная пчела. СПБ. 1862. №№ 181, 206, 231, 253, 286, Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии. Московские ведомости. М. 1863. №№ 134, 143, 158, 169, 199, 220.
Алдонина Н.Б. Серия очерков «Из дальнего угла Петербургской губернии» // А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. С. 392.
[7] Будько В.И. Север Гдовщины. Псков. 2005.
[8] Он же - Ивановский ручей.
[9] Исследователи в Кингисеппе используют материалы «Гдовско-Ямбургского листка» в части, которая касается их района.
[10] Так случилось с исследователем Н.Б. Алдониной (Самара), которая переписывала в РГАЛИ (Москва), а затем обрабатывала материалы писателя А.В. Дружинина двадцать лет. А.В. Дружинин - гдовский помещик, друг Тургенева и Некрасова. При этом тема Доложска, в котором А.В. Дружинин бывал неоднократно, осталась за кадром ее исследования.
А.В. Дружинин никак не отметил в своих произведениях Доложск, которому он посвятил отнюдь не лучшие строки знаменитого Дневника.
[11] Н.Н. Наумова приступала к тезисному чтению «Гдовско-Ямбургского листка», но ощутимых результатов ее работа не принесла.
[12] Каждое исследование, основанное на архивных и библиотечных изысканиях, уже уникально, поскольку вводит в научный оборот пласт отчей истории, сокрытый до этого в пыли веков.
[13] Первая партия была нами заказана в С.-Петербургской Публичке, в Отделе периодики на Фонтанке.