Если кто-то планирует посетить Бельгию, то лучшего времени, чем первое воскресенье апреля, думаю, не найти. В этот день вся страна будет следить за главным событием года - велосипедной классикой - De Ronde van Vlaanderen.
Старт гонки традиционно дают на севере страны - в Брюгге или Генте, после чего спортсмены едут 100-150 км в сторону Фламандских Арденн, что на самой границе с Францией. Тут гонка начинает накручивать петли вокруг немногочисленных холмов с целью набрать как можно больше метров высоты и посетить как можно больше мощеных брусчаткой дорог. Последние сто километров гонки сконцентрированы на пятачке 10х25 кв.км.
Географическая локализация второй половины гонки создает невероятно благоприятные условия для зрителей, которые, пользуюсь густой сеткой проселочных дорог, заняты тем, что весь день перебегают от одного подъема к другому, пока гонщики вынуждены следовать маршруту гонки. Те же, кому надоело бегать, останавливаются в одном из парков для зрителей, где с пивом и картофелем фри, продолжают смотреть гонку на большом экране. Без преувеличения могу заявить, что посещения Тура Фландрии - это лучший подарок любителю велоспорта.
Все для зрителя
Симпатичный городок Ауденарде является своеобразными воротами во Фламандские Арденны. Первый проезд велосипедистов через этот город знаменуется включением телевизионной трансляции, а второй проезд эту трансляцию завершает, так как именно здесь гонка и финиширует.
В город можно добраться, как на общественном транспорте, так и на автомобиле. На сайте гонки можно найти детальное описание того,
где можно парковаться, а между Гентом и Ауденарде в день гонки будут курсировать дополнительные поезда.
Чтобы помочь болельщикам, организаторы гонки набросали
приблизительный распорядок дня для тех, кто хочет увидеть как можно больше. Классическая комбинация - это полюбоваться еще свежим пехотном на склонах Eikenberg или Wolvenberg, после чего перебежать на один из легендарных подъемов: Patergberg, Oude Kwaremont или Koppenberg, на которых и будет решаться судьба гонки. Последние три подъема чаще всего проезжают несколько раз и нужно читать маршрут гонки, чтобы выбрать самый повторяемый, так как порядок прохождения меняется каждый год.
На подъемах Oude Kwaremont и Paterberg традиционно располагаются площадки для болельщиков, за вход на которые нужно платить. Чтобы оценить весь масштаб сумасшествия скажу лишь, что народ приезжает сюда с караванами и палатками еще в пятницу вечером, а в день гонки местные луга превращаются в один огромный кемпинг. На подъеме Koppenberg, тем не менее, лагерь для болельщиков совершенно бесплатный. Ко всем этим площадкам ходят
бесплатные автобусы из Ауденарде.
Ориентироваться на местности в день гонки на много проще, чем может показаться - везде будут указатели и стюарты, но, в первую очередь, нужно просто обращать внимание за тем, куда движется толпа. Самое худшее, что может произойти - толпа заведет на Patterberg вместо Koppenberg.
Те, кто не хочет полагаться на случайных прохожих, всегда могут подготовить gps трек передвижения заранее. Пример моего преследования Тура Фландрии 2014 можно найти у меня
в страве.
Eikenberg для разогрева
Мы оставили нашу машину у въезда в Ауденарде - на улице Oudenaardseweg, которая ведет в соседний городок - Wortegem-Petergem. Там мы оседлали велосипеды и двинулись в сторону первого запланированного подъема - Eikenberg, так как он, в отличии от соседнего Wolvenberg, является подъемом с брусчаткой. Так как мы приехали задолго до въезда пелотона в город, то нам дали возможность добраться до подъема по тому же маршруту, по которому вскоре проедут гонщики.
На склонах Eikenberg зрители стали собираться задолго до проезда пелотона и, дожидаясь машины Ro-da-ni-a, мы успели полюбоваться на парад оркестра из соседней деревни, на автобус с vip-гостями гонки и на женщину раздающую флаги фламандских националистов. О преувеличенном значении этих флагов вдоль маршрута можно прочитать в статье на замечательном блоге
INRNG.
Места у барьеров вдоль дороги занимаются задолго до проезда гонщиков, которые проносятся за считанные минуты - сначала группа отрыва, дальше основная группа, а замыкают шествие первые отвалившиеся. Позади велосипедистов тянется бесконечный балаган машин поддержки.
Невзирая на то, что Eikenberg фигурирует задолго до финиша и основные силы еще не пущены в бой, по закусившему Поповичу можно видеть, что подъем с брусчаткой дается совсем непросто, а, по выстроившемуся в струнку поезду OPQS, можно сразу определить, кто приехал на гонку с самыми серьезными намерениями. Любимца публики - Томмеке, представлять, надеюсь, никому не нужно.
По посадке велосипедистов можно учиться проходить брусчатку - вес тела на седле, руки полу-согнуты, а руль нужно всего лишь придерживать, а не держаться за него крепко вцепившись. Отдельного внимания заслуживают колеса - у каждого, как минимум, профиль 30 мм.
Koppenberg для просеивания
Великую бельгийскую миграцию в сторону следующего подъема пропустить невозможно. Народ будет идти пешком, ехать на велосипедах, добираться на автомобилях и на специальных рейсовых автобусах. Лично я рекомендую велосипед, но, как уже было сказано выше, неспешный переход пешком займет не больше часа.
У склона Koppenberg ждет бесплатная площадка для болельщиков - с пивом, картофелем-фри и парковкой для велосипедов. Тут же можно найти и большой экран, на котором можно наблюдать за перипетиями гонки.
После того, как пелотон проехал Koppenberg мы перебрались к экрану и, в окружении переживающих бельгийцев, насладились очередной победой Канчеллары. Публика, как можно догадаться, не оценила демарша Сепа Ванмарке, который умудрился довезти Спартака к спринту против своих соотечественников. Ругались сочно, но не долго - Канча тут тоже все любят.
На спину могучего Канча удалось полюбоваться на самом подъеме. Тут уже все было серьезно - все претенденты на победу летели по этой брусчатке, как будто 22% и не чувствовали. За ними уже ехали грегари, которые к этому времени так напахались, что еле ногами передвигали.
Невзрачная и ничем не примечательная страна Бельгия…
… кроме Эдди Маркса, велоспорта и пива Вестмалле. И за всеми тремя нужно ехать в Бельгию в первые выходные апреля. На колесе у Меркса можно проехать любительский Тур Фландрии накануне профессионально гонки. Полюбоваться цирком под названием велоспорт можно будет в воскресенье. А пиво Вестмалле наливают в Бельгии круглый год, но в день De Ronde оно вдвойне вкусней.
Про любительский тур - это совсем не шутка и на колесе у Меркса ехать при этом совсем не обязательно. Я в прошлом году
проехал среднюю дистанцию - 135 км, а в этом году планирую большой маршрут - 240 км.
Ах, и да - Томмеке в этот раз не победил.
Полезную информацию о гонке, включая рекомендации по посещению, нужно искать на сайте организаторов -
De Ronde van Vlaanderen, особенно в разделе Mobility.
Аналогичный репортаж о посещении Тура в 2013 году, в нескольких частях и с очень классными фотографиями, можно найти в блоге
по ссылке.