Когда я только начинал флиртовать с велосипедами, то был у меня пост о
нищебродском натягивании семи одежек, из которых, в общем-то, и состоял на то время весь мой велосипедный гардероб. За последние два-три года мое отношение к велоспорту немного поменялось - я стал ездить быстрее, больше и регулярней, а велосипед, как увлечение, прочно занял статью расходов, на которую денег не жалко. Поэтому приглашаю к пересмотренному подходу к зимней вело-одежде.
Так как зима в различных широтах проявляет себя по разному, то сразу оговорюсь, что речь пойдет о влажной, дождливой, ужасно ветреной погоде с температурой около нуля. Для суровых регионов эта статья будет уместной только ранней весной, а читающие по ту сторону экватора могут спокойно пропускать все ниже написанное.
Тепло ли тебе, девица?
Как уже упоминалось
в статье про вентилятор, температурный комфорт прямым образом зависит от типа тренировки, а количество выделяемой организмом энергии прямо-пропорционально рабочей мощности. Если ехать просто покататься по морозу, то одеваться нужно максимально тепло и функциональными свойствами одежды особо не заморачиваться. Если же нужно ездить интервальные тренировки, то задача усложняется, так как хочется избежать подвоха, когда сначала вспотел и перегрелся, а потом резко остыл и заболел. Благо, индустрия нас бережет, и за определенную сумму готова защитить от дождя, ветра и холода даже в случае обильного потоотделения.
Пример моих типичных тренировок зимой - это и 5 часов в зоне выносливости (200 Вт) и оперативные интервалы 3х20 минут на мощности 290 Вт.
Велорейтузы а.к.а. bibtights
Я большой поклонник велосипедных чулков - надел утром, а когда потеплело, скатил их к вело-туфлям - удобно и практично. Есть у чулков один недостаток - холодный ветер продувает вело-трусы, с которыми чулки одеты, и чем быстрее едется, тем продувание становится все более неприятным.
Именно поэтому мои требования к рейтузам довольно простые - они должны быть непродуваемыми. Я долго ходил вокруг да около Castelli Sorpasso, но так и не смог смириться с негуманным ценником в 180 евро. Вместо этого я купил рейтузы B’Twin 700 Membrane Cycling за 70 евро.
Это единственная модель в спортивном супермаркете Decathlon, которая удовлетворяет моему основному требованию - наличие защиты причинных мест от ветра. Последнее осуществляется за счет более плотного материала вокруг таза, который, судя по всему, и называется мембраной. Эти рейтузы даже обладают некими водоотталкивающими свойствами - для ливня не достаточно, но с моросящий дождем проблем не было.
Шамуа, в простонародье памперс, - плотный и не съеживается. За 3-5 часовую поездку о себе не напоминает. Единственный недостаток - рейтузы сползают вниз и приходится периодически их подтягивать во время остановок, чтобы мотня не болталась. Последнее может быть моей личной проблемой, так как Голландия известна специфическим покроем брюк - узкий таз и длинные штанины. Диаметр моего таза требовал размер L, за что и приходится платить длинными штанинами.
Комфортный температурный диапазон, по моим оценкам, - от -5 до 10 градусов. Выше уже жарко.
В этих рейтузах я катаю каждые выходные начиная с декабря и пока очень доволен. В качестве дополнительного бонуса хотелось бы отметить защиту от падений - материал плотный и, прочесав недавече подмерзший асфальт бедром, я отделался всего лишь легким ушибом, в то время, как кожа осталась на месте.
Курточка Castelli Gabba
Все, что я сэкономил на рейтузах, было с лихвой потрачено на самую знаменитую курточку в велоспорте - Castelli Gabba. Два года назад, во время самых холодных весенних классик за последние двадцать лет, половина профессионального пелотона ехала в этих курточках и плевать они хотели на то, что думают спонсоры команды.
Курточка Gabba сшита из материала, который является очередной вариацией на тему Gore-Tex, но теперь это не только непромокаемая и дышащая ткань, но еще эластичная и непродуваемая. В итоге получилось сшить очень легкую и плотно прилегающую к телу курточку. На этом месте нужно продолжать о аэро-преимуществе, которое дает покрой Gabba, но пусть об этом лучше расскажет Генрих Хауслер в рекламном ролике.
Click to view
Исключительное право на использование материала принадлежит компании Castelli, но за последний год конкуренты выпустили схожие по покрою, курточки. Как эти куртки ведут себе под дождем и ветром не возьмусь судить, но для меня Gabba - это любовь с первого взгляда. Даже негуманный ценник забыт - это лучшие 165 евро когда-либо потраченные на вело-одежду.
Температурный диапазон у Gabba так же от -5 до 10, но очень зависит от того, что под курточку одеть, поэтому перейдем к базовому слою.
Базовый слой или baselayer
Для того, чтобы потеть, но при этом не остывать, у меня припасен baselayer с длинным рукавом - Castelli Flanders LS. В отличии от полностью шерстяных термо-свитеров, Castelli Flanders LS отталкивает пот наружу и продолжает греть даже во время периодов восстановления между интервалами.
Как и все удовольствие от Castelli, Flanders стоит не дешево - 45 евро, но зато плотно сидит, радует использованием более легких материалов под мышками и более плотных на груди и спине, в общем грузит функционалом.
Кроме Flanders у меня есть еще baselayer Rogelli Seamless за 20 евро, который греет совсем не хуже, но сидит более свободно, так что кому только ехать, то бюджетные варианты прекрасно справляются с задачей.
Базовый слой вместе с курточкой Gabba точно гарантирует комфорт от -5 до 10 градусов независимо от типа тренировки. Для температур выше 10 градусов лично я отказался бы от длинного рукава.
Бахилы
Это на столько гениальное изобретение, что я свои ношу с начала осени до поздней весны. Мои первые бахилы - самые дешевые из Decathlon, разлезлись за несколько месяцев. После этого я купил две пары Shimano - плотные Blaze для катания на МТБ, и более легкие Tarmac - для шоссе. Пара бахил стоит около 20 евро во время скидок, а скидки на бахилы случаются часто.
Обе пары водонепроницаемы и непродуваемы. Tarmac легче и выглядят лучше, но на МТБ разлезутся очень быстро. На шоссе Tarmac пока держаться молодцом и единственную дырку заработали на месте застежки вело-туфель после падения и прочесывания асфальта.
Перчатки и подшлемник
Как и в случае с бахилами, я начал с перчаток из Decathlon, которые не промокали, отлично грели и даже защищали от ветра, но был у этих перчаток один недостаток, которые делал их совершенно бесполезными для велоспорта - они сковывали пальцы рук, как протезы. Даже тормозные ручки сжимать было больно.
После этого неудачного опыта с декатлон, я остановил свой выбор на Castelli Leggenda. Как и любые зимние перчатки эти выглядят громоздко, но на столько мягкие, что их присутствие даже не ощущается. Цена вопроса - 50 евро.
Перчатки отлично защищают от дождя, холода и ветра. Рабочий диапазон я оценил бы в 0-15 градусов. Ниже нуля всегда можно одеть дополнительную пару тонких перчаток из эластана (продаются в декатлоне), но пока не приходилось.
Последний элемент в моем зимнем гардеробе - это подшлемник. Тут я просто купил самый дешевый вариант от Lusso и пока очень им доволен. У меня так же есть балаклава Lusso, но я еще ни разу нею не пользовался. На чейне такой подшлемник стоит 10 евро.