Тур провинции Северная Голландия должен быть именно той гонкой, с которой ассоциируются Нидерланды: поля тюльпанов, черно-белые коровы, запах навоза, польдеры, лес мельниц до самого горизонта, дюны Северного моря и вездесущий ветер. Не хватает только геев и ганджубаса, хотя тут мало кого интересует, кто едет рядом в пелотоне и что они курят в свободное от велосипеда время, так что всякое возможно.
Мое воображение рисовало тур Северной Голландии следующим образом:
1. Старт в Остзане (Oostzaan), что совсем рядом с Амстердамом. Отсюда, в сторону моря, ведет дорожка через живописные зеленые луга с самой жирной в Голландии травой. Тут живут самые упитанные коровы, которые дают больше всего молока. Из этого молока готовят самый вкусный голландский сыр - Zaanlander. Туристам эта часть страны знакома по ландшафтному музею
Zaanse Schans.
2. Вдоль побережья Северного моря тянется полоса голландских дюн. В дюнах есть отличная велодорожка и моторизованный транспорт тут запрещен. По этой дорожке нужно ехать до Эгмонда (Egmond) или Бергена (Bergen).
3. В Эгмонде нужно свернуть в сторону Алкмара (Alkmaar), где, сразу же, начнутся поля с тюльпанами. За тюльпанами видны возвышающиеся холмы дюн.
4. Из Алкмара в Хорн (Hoorn), что на побережье Эйселмера (Ijselmeer), ведут провинциальные дороги в польдерах - отвоеванных у моря землях. Тут уже дует серьезный ветер, а лес мельниц, которые раньше использовались для осушения болот, тянется до самого горизонта.
5. Обратно в Остзан (Oostzaan) возвращаемся вдоль побережья Эйсельмера (Ijselmeer). При желании, даже в сырные деревни - Волендам и Эдам, можно заехать.
По этому маршруту совсем не обязательно ездить в гоночном ритме. Все фотографии я сделал во время нашего двухдневного вело-тура по этому региону страны:
Амстердам - Северное море - Алкмар и
Алкмар - Волендам - Амстердам.
А теперь о настоящей гонке
Ronde van Noord Holland, которая проходила в субботу 20 апреля. Организаторы из общества
Le Champion выбрали, в принципе, то же кольцо, что и я предлагаю, но решили пустить маршрут вдоль дорог, которые, скорее всего, выбирали менеджеры среднего звена. В итоге пришлось ехать вдоль шумных шоссе.
Тюльпаны тоже еще не расцвели, да и навоз не прогрелся - всему виной длинная зима. Единственные цветы, которые нам повстречались - желтые гиацинты. Мы даже через дюны не поехали! В конечном итоге, из северо-голландского антуража остался только сильный ветер и мельницы.
Старт давали сразу в трех городах: Oostzaan, Alkmaar и Hoorn и это очень грамотное решение - каждый добирался туда, куда ему удобнее. Можно было выбрать одну из четырех дистанций: 40, 60, 110 и 160 км. Мы с Лан выбрали 110 км. Стартовали в Остзане, а в Алкмаре и Хорне нас ждали довольно скудные пит-стопы.
Организационный взнос составлял 15 евро, что довольно дорого - обычные выходные гонки под флагом NTFU стоят меньше 5 евро. За что были уплачены такие деньги - не совсем ясно: энергетических батончиков, бананов и бесплатного кофе не было, а в некоторых местах даже нужно было платить за парковку и пользование женским туалетом. Для мужиков поставили голландское чудо - писсуар-ракета.
Народу, тем не менее, собралось много и всякого разного: от молодых рысаков до пенсионеров на гибридных велосипедах с велосумками. Организаторы утверждают, что явка была - 7000 человек.
К сожалению, в сторону моря мы не поехали, а двинулись в направлении Алкмара как-то по диагонали. Виды на польдеры были очень хороши, но, в основном, приходилось ехать вдоль довольно шумного шоссе.
Идея маршрута, судя по всему, в том, чтобы зацепить как можно больше цветочных полей. Именно тюльпаны, по замыслу организаторов, должны были привлечь большое количество участников. К сожалению, в этом году, с тюльпанами не сложилось, а вовремя перестроиться и пустить участников в дюны, никто не догадался.
У самого Эгмонда начинается лесопосадка, а за ней дюны, но маршрут туда не ведет. Вместо этого едем пару километров по лесу, после чего сворачиваем в Алкмар, где ждет первый пит-стоп.
После Алкмара начинаются польдеры - осушенные голландские территории. Раньше воду выкачивали при помощи мельниц, поэтому их здесь сотни. К сожалению, организаторы решили пустить гонку по дорогам, которые не совпадают с туристическим маршрутами
LF и за такой выбор пришлось платить частыми светофорами. Но польдеры остаются польдерами и ветер частенько замедлял пелотон до 20 км/час.
В общей сложности мы накрутили 120 километров и, как оказалось, режим гонки далеко не всем подходит. В частности, Лан совсем не понравилась постоянная борьба за колесо, которая особенно усугубляется в случае с боковым ветром. Рваный ритм на светофорах, где все срываются, быстро ее вымотал, поэтому, большую часть маршрута, нам пришлось ехать независимо от других групп. Я тянул, а Лан сидела на моем колесе. К моему удивлению, не многим участникам удавалось за нас зацепиться - все таки 7000 тысяч участников - это уже не выборка, даже в Голландии. На более скромных
гонках местных вело-клубов такого бы не случилось - со скоростью 25 км/час мы бы приехали к финишу последними, да и финиш давно бы уже закрылся.
Поля с гиацинтами возле Алкмара. Когда расцветают тюльпаны, то вся территория от Лейдена до Алкмара покрывается разноцветным цветочным ковром. Те, кто видел только
Кейкенхоф - получили вишенку, но пропустили весь торт.
Типичная провинциальная дорога в польдерах. Если бы это был LF маршрут, то пейзажи были бы на много красивей.
Лесопосадка, которая отделяет дюны Северного моря от польдеров Северной Голландии.
Мельницы северной Голландии. Вдоль туристических маршрутов LF их на много больше.
Результаты наших мучений можно посмотреть на
Strava, а подытожив, должен сказать, что, если бы это был мой первый визит в провинцию Северная Голландия, то больше бы сюда я не вернулся... но я то знаю, что бывает и лучше, так что всем советую отказаться на денек от коффишопов,
взять в аренду велосипед на центральном вокзале и прокатиться с Амстердама на север.
А если встать пораньше, то можно поймать известный "голландский свет" и фотографии "на ходу" заиграют совершенно другими красками. ЖЖ товарищ Миша Киреев (
mikhailkireev) так и сделал, когда проехал
свой тур Северной Голландии с утра пораньше.