Итак, нас пригласили на спектакль :)
Спектакль свежий, игрался буквально несколько раз и не успел обрасти еще армией поклонников, поэтому нам досталось несколько свободных мест в зале, на которых мы и попытались прикорнуть во время действия после тяжелого рабочего дня :))
Увы и ах, это не получилось, несмотря на все мои старания - спектакль играется очень живо, а события сменяют друг друга так быстро, что не успеваешь устать от происходящего. В итоге я смирилась и начала наблюдать за действием и актерами. Актеры в спектакле, надо сказать, все как на подбор смуглые и золотоглазые молодые и талантливые, с бьющей через край энергетикой :)
Спектакль состоит из двух разноплановых частей.
Первый акт: ЖИЗНЬ ВАХТАНГОВА. Второй акт: ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ.
Безусловно, биография знаменитого режиссера (Рувшан Иксанов) гораздо обширнее и многообразнее, чем она могла быть рассказана даже за целый спектакль. И тем более "жизнь невозможно рассказать за акт", а потому история Вахтангова предстает перед нами в виде нарезки из обрывков писем и дневников: серые домашние будни, бегство в Москву, первое утоление театрального голода в качества зрителя -- и закончилась старая жизнь и началась новая, за кулисами. Жизнь яркая и насыщенная, с поиском себя и смысла, с определением своего места в театре и театра в жизни. И каждую минуту действия зритель ощущает эти неуёмные, ненасытные жажду жизни, голод знаний, желание впитать в себя театр и врасти в него, стать единым целым любыми средствами, даже если для этого нужно признать, что ты пока недостаточно хорош и нужно очень и очень много работать над собой.
Даже история его многолетней любви к давней подруге Вере Завадской (Екатерина Саксина) проходит через призму вдохновения и театральности, будучи больше надуманной и срежисированной, нежели живой и осязаемой. Так творец придумывает и лелеет свою музу, нежели любит женщину из плоти и крови - и горе той женщине, которая построит надежду на этой эфемерной любви :)
Первый акт знаменует окончание поисков Вахтангова себя как режиссера: он создает свою лучшую работу, "Принцессу Турандот", потрясающе ироничный и смелый спектакль, в котором зритель скорее наблюдает как актеры создают историю, нежели саму историю. Спектакль, в котором актеры играют-проживают себя и свое отношение к персонажам, а не самих персонажей. Труппа (а вместе с ней и зритель) веселится от души, примеряя маски своих персонажей и пинками, подначками, жестами и взглядами пытается раскрыть друг другу глаза на очередную глупость персонажа. Но режиссер сказал смотреть бумажку, а значит принц Калаф (Кирилл Рубцов), понимая всю нелепость и неотвратимость происходящего влюбляется в портрет гордой и неприступной принцессы Турандот (Екатерина Саксина) и отправляется на смерть - или завоевать ее сердце :)
Третья и не менее увлекательная составляющая спектакля заключается в третьестепенных эпизодных персонажах и миниатюрах: сцены из "Чайки" и "Двенадцатой ночи", знакомство Вахтангова с Немировичем-Данченко и Станиславским, монолог Станиславского о театре в его влиянии на зрителя (К.Рубцов, и в этой роли он едва ли не интереснее Калафа). Все это погружает зрителя в какой-то сказочный нереальный мир, где живые и вымышленные персонажы спутаны в единый дышащий клубок.
В обязательно-добровольном порядке хочется отдельно отметить невероятную и какую-то неземную Лауру Кеосаян (Адельма), при каждом монологе которой я забывала дышать. И два брата-акробата шутовских персонажа (Александр Городиский и Андрей Лобачевский), которые сначала сыграли друзей Калафа, а затем слуг Турандот. Эта парочка всю дорогу своими выходками задавала темп и разбавляла трагичные моменты и украшала радостные.
За минусом, скажу, что мне показался не на своем месте Павел ГРИБЕННИКОВ в роли Альтоума, отца Турандот. Меня как зрителя не смогли убедить ни его игра, ни слишком молодой возраст для роли почтенного китайского императора.
И, пожалуй, были некоторые сцены, которые я бы с удовольствием подсократила раза в два для ускорения темпа - но по большому счету это все мелочи.
В итоге это второй спектакль, который я смотрю в Театре С.А.Д., и второй раз я получаю огромное удовольствие от стиля этого театра. Есть что-то настоящее в театре, который играется практически без декораций, а главное, весь акцент приходится в первую очередь на актерскую игру и энергию, которыми команда Театра С.А.Д. владеет в высшей степени умело :)
В марте этот спектакль играется 19 и 30 числа, театралы, не пропустите! :)