Так уж получилось, что непосредственно на день космонавтики я работал и посетить уйму мероприятий проводящихся в столице и области по понятным причинам у меня не получилось. Но, прилетев утром из Ухты, я отправился в город, и убедившись, что уже всё закончилось, я решил отправился посмотреть экспозицию отреставрированного павильона "космос" на ВДНХ.
На входе кроме Восхода, Як-42 и Су-27 посетителей встречает космонавт. Проводился и какой-то перфоманс: люди в костюмах в космическом стиле бегали по стенам павильона. Кстати, человек снизу должен был держать веревку, и от силы её натяжения явно зависела жизнь каскадёра. Интересно, а если он устанет? Отчаянные парни, одним словом...
Ага, вот эти ребята...)
В целом экспозиция производит позитивное довольно впечатление, хотя на самом деле должна ввергать в уныние: процентов на 90% экспонаты представляют достижения советской космонавтики. Такой вот парадоксЪ. Современный этап "освоения" космоса представляют макеты различных вариантов РН "Ангара", макет космодрома "Восточный" и макеты некоторых спутников «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва». Ах да, ещё маленький макет МКС (Если присмотреться внимательно, то можно заметить на макете многострадальный модуль "Наука" и перспективный НЭМ) Кроме того, бегло упоминается программа "Аполлон" и присутствуют небольшие павильончики в одном из которых рассказывается о гипотетических внеземных формах жизни, а другом - об астрофизике (размеры вселенной, поиски тёмной материи и теория относительности). Кстати, при кажущихся небольшими размерах павильона, времени на то, что бы внимательно осмотреть все стенды и экспонаты потребуется много. А если читать интерактивную информацию и смотреть фильмы, то придётся идти минимум на полдня. Удивительным образом, я не заметил ничего напоминающего "Федерацию". Может не там смотрел?
Вообще, всю экспозицию можно условно поделить так (на самом деле, по другому не получится в силу архитектурного решения): слева (от входа) - всевозможные межпланетные автоматические станции по программам исследования не только Луны (включая "Луноход-1", здесь же - макеты того, как может выглядеть лунная колония в будущем), но и Венеры, Марса и Солнца и немного спутников, которые представлены аппаратами советского периода, в центре - орбитальные станции, их средства выведения ("Протоны", конечно же), и нереализованные проекты ("Молния"/"Буран"), справа - космодромы и средства выведения, среди которых, есть как эксплуатирующиеся ещё с советской эпохи, так и перспективные (та же "Ангара" и Восточный). В конце зала - под куполом некоторое макетов современных спутников.
На входе в павильон расположен (написать "встречает" рука не поднялась ибо не на нём акцента не делается) спускаемый аппарат космического корабля "Восток-1", который МАКЕТОМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. Иными словами, это - часть того самого космического корабля, на котором человек впервые совершил полёт в космос. По нему можно составить представление насколько нужно было быть отважным человеком, чтобы решиться на полёт на том технологическом этапе. К слову, какого-то особенного ажиотажа вокруг него я не заметил, хотя, на мой взгляд музей должен назойливо напоминать об этом, стараясь привлечь как можно больше посетителей. Особенно, учитывая, что он там будет находиться недолго.
Спускаемый аппарат космического корабля "Восток-1", на котором Юрий Алексеевич совершил свой первый в истории человечества полёт в космос.
Макет Лунохода-1
Одним из центральных экспонатов является макет орбитальной станции "Мир" (не полный, конечно, но габариты павильона ограничены). К нему периодически пристыковывается и остыковывается модуль "Квант". Существует возможность внимательно рассмотреть макет вблизи - с этой целью сделаны мосты, в перспективе можно будет даже заглянуть внутрь. Я этой возможностью, конечно же, воспользовался. Кстати, до сих пор мучает вопрос: на модуле дооснащения (пардон, его макете, конечно же) "Кристалл" очень чётко видны стыковочные узлы - в количестве 3 штуки. Соответственно, возникает вопрос: существовала ли возможность "Мир" строить дальше? Очевидная, казалось бы вещь, но не всё так просто. Раньше (в детстве, например)) у меня была твёрдая убеждённость в этом, но постепенно она пропадала (по мере изучения предмета). Сначала я узнал, что модули дооснащения на основе ТКС не имели стыковочных узлов, а узел "Кванта" обычно был занят "Союзом" или "Прогрессом". "Кристалл" же, как я полагал, имел стыковочный узел, но на нём был переходник для стыковки с Шатллом. Однако, изначально, боковые стыковочные узлы также предназначались для стыковки с "Бураном" или Шатллом, в то же время неясно, была ли возможность пристыковать к ним хотя бы Союз, не говоря уже о модулях станции. В общем, вопрос с повестки дня не снимается.
Макет орбитальной станции "Мир". Пары модулей не хватает, но эт ничего)
Макет модуля "Кристалл". Хорошо заметна наследственность ТКС)
Вид на макет модуля "Кристалл" со стороны стыковочных узлов.
Рядом с "Миром" "висит" большой макет одного из "Алмазов" ("Алмаз-1"), который также меня не оставил равнодушным, но однако, нереализованный вариант с пристыкованным ТКС, на мой взгляд, был бы интереснее. Ну, либо для сравнения рядом с макетом "Мира" - макет поздних "Салютов" с пристыкованным ТКС. Для наглядности.) Сами же "Салюты" представлены только небольшими моделями.
"Алмаз-1"
Возвращаемые аппараты. Что поближе знаком всем - "Союз", а вот тот, что за ним - от корабля намного интереснее - ТКС гениального конструктора Челомея.
Заинтересовало пилотажно-навигационное оборудование и органы управления системами космических кораблей и орбитальных станций на заре космической эры. Не сказать, что их там представлено великое множество (прямо скажем - таки мало), но некоторое представление получить можно. И да, эта информация есть в глобальной паутине, но здесь работает принцип "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Общее впечатление: и пилотажно-навигационного оборудования и возможностей по управлению системами корабля было не густо... Поскольку современное авиационное пилотажно-навигационное оборудование я видел, мягко выражаясь, не один раз, то возникает вопрос: неужели это обеспечивало безопасность полёта и точность приземления?
Приборная панель корабля "Восток"
Ещё одна приборная панель от одного из "Востоков".
Судя по-всему, приборная панель одной из орбитальных станций "Салют".
Похоже, на то, что это - тоже приборная панель одной из орбитальных станций "Салют".
Здесь же находится космоплан "Молния" (нереализованная многоразовая транспортная система), а вернее её часть - передняя часть макета представлена в виде ферменного каркаса. Смею предположить, что она использовалась для испытания оборудования, расположенного в хвостовой части, наподобие ОК-ТВИ (изделие 0.06.), БОР-4 (во-всяком случае, на нём написано "Космос-1374" "1443" "1517" "1614") и пакет двигателей РД-170 (тех самых - самых мощных, которые поднимали "Энергию").
"Молния"
БОР-4
Позволил себе попозировать на фоне РД-170)
Современные спутники расположенные под куполом представлены "Экспрессами", спутником системы навигации "Глонасс-К", спутником ДЗЗ "Гео-К" и спутником ретрансляции "Луч-К" (который почему-то «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» считает
основным экспонатом), за которыми - в самом конце зала расположен глобус, на котором проецируется изображение земной поверхности. Отображается суточное вращение (в каком-то масштабе времени) - день сменяет ночь и т.п. Всё вроде бы замечательно, только вот отображается почему-то только западное полушарие - часть Западной Европы с Африканским континентом, Атлантический Океан, обе Америки и часть Тихого Океана. После этого картинка снова перепрыгивает на Европу и начинает ствоё вращение сначала. Заметил И всё это на фоне Советской символики. Иначе, как идеологическую диверсию я это расценивать не могу. С другой стороны всё становится понятно, если учесть, что гордиться кроме достижений прошлого особо нечем...
Если присмотреться, то на макете МКС можно заметить многострадальную "Науку" и НЭМ.
В общем, вдоволь набродившись по экспозиции, и осмотрев большую её часть, и осознав, что прошло достаточно много времени, я направился к выходу. Но не тут-то было. Высказав пару претензий администраторам - например, нельзя выйти из павильона, а потом вернуться - придётся покупать билет заново, хотя на дворе вроде бы уже давно 21-й век. Не забыл и про диверсию с глобусом, про которую, как выяснилось, им уже говорили. В этот момент появился главный экспонат выставки - чубайс. По всей видимости пришёл убедиться в успешности экономических реформ 90-х годов, которые чуть отечественную космонавтику не угробили. Убедиться, как я писал выше проще простого - банальным количеством сравнения количества экспонатов разных эпох... Естественно, что охрана обступила его со всех сторон, хотя он периодически заходил в закоулки, где были другие люди, и охрана не успевала занять необходимую позицию. В связи со всем этим возникает закономерный вопрос: а разве ФСО положена руководителю госкорпорации Реально, не в курсе, просветите.
"Экспонат" без лабутенов. Видимо, решил воочию убедиться в своей разрушительной миссии. Реально, угробить экономику страны, сумевшей создать 95% содержимого выставки - это ведь какой талант надо иметь...
Но самое главное случилось чуть погодя - удалось пообщаться с представителями той самой "РКК Энергия" (кто конкретно посетил выставку я сказать не могу, ибо журналисты же об этом не узнали, и соответственно, не написали). По-сути, для меня это оказалось самой интересной частью выставки.
На мой вопрос о том, какая всё-таки ракета должна использоваться в "Морском старте" мне ответили, что "РКК Энергия" пошла навстречу заказчику, которым выступает "S7 - Космические системы". Напомню, что Роскосмос предлагает использовать специальную модификацию ракеты "Союз-5", в то время как в "S7 - Космические системы" считают, что особого смысла воспроизводить "Зенит" на новом технологическом уровне нет, хотя ещё некоторое время назад Владислав Филёв утверждал, что нужна дешёвая и надёжная ракета, наподобие танка
Т-34 и, тогда можно обойтись и без многоразовости, что вполне согласовывалось с выражением "выпекать ракеты как сосиски" одного политического деятеля эпохи великих космических свершений (Кстати, не так давно Рогозин предложил "выпекать" МС-21 и Ил-114, посмотрим хватит ли воли пойти по стопам великих предков).) В общем, в чём именно заключается это согласие пойти навстречу я так и не понял.
Следующий мой вопрос о перспективах концепции "воздушного старта" для вывода лёгких спутников было встречен весьма скептически. В качестве примера я привёл Pegasus от Orbital ATK, выводимый с помощью специально переоборудованного DC-10 (Stargazer) (на смену которому и должен прийти Stratolaunch). Если вдуматься, то и Virgin Galactic, по-сути, также использует воздушный старт. Ответ был двояким. С одной стороны, миниатюризация в космических технологиях идёт очень активно, и спрос на носители с большой энергетикой падает. Роскосмос решает вопрос доставки таких аппаратов в виде попутной нагрузки, либо используя групповые пуски, когда один носитель выводит на орбиту десяток и даже несколько десятков аппаратов. Но, похоже, данное направление Роскосмосу не интересно (уместно выражение "за чей счёт банкет?"). К моему возражению, что частный капитал мог бы быть заинтересован в подобного рода технологии (Я упомянул того же Филёва) и, возможно, его стоит привлекать наподобие того, как это было сделано с тем же "Морским Стартом", мне ответили, что инициатива покупки Филёвым "Морского Старта" принадлежала, мягко говоря, не Филёву, и более того в стране есть и другие бизнесмены, которые могли бы заинтересоваться, тот же Михаил Кокорич...
Ещё один вопрос касался кораблей для освоения дальнего космоса. Конкретно меня интересовало, рассматривался ли проект корабля, включающего в себя сервисный/служебный модуль, как скажем у ТКС, ведь длительные полёты (например, к Марсу) в спускаемом аппарате невозможны (более того, в спускаемом аппарате сложно разместить достаточное количество научного оборудования). Как выяснилось, именно в этом направлении инженерная мысль сейчас и работает. Тоже, казалось бы очевидная вещь, которая не является такой уж очевидной.
Дальнейшие мои вопросы уже касались истории космонавтики. Например, понимая, какие проблемы были у "Мира" к концу его эксплуатации, насколько целесообразно было использовать его модули (речь идёт о модулях дооснащения, и только о тех, которые не были аварийными) для научной работы на МКС на начальном этапе. Иными словами, возможно ли было заменить базовый блок "Мира" на "Звезду", затопив повреждённые модули, и тем самым продолжив исследования по тем программам, которые удалось сохранить. В ответ я услышал, что теперь концепция многомодульной станции, состоящей из базового блока и модулей дооснащения считается малоэффективной. В качестве аргумента был приведен пример модуля "Природа", существенная часть экспериментов по которому не была осуществлена из-за небольшого экипажа (спорный, кстати, вопрос если учесть, что на "Природе" было размещено самое большое количество научного оборудования, учитывая срок эксплуатации модуля - "Природа" выведена на орбиту только в 1996г. Даже неудивительно.). Да и сама конфигурация "Мира", по утверждению, не была оптимальной, т.к. солнечные панели постоянно затеняли друг-друга, из-за чего на МКС были применены фермы для монтажа солнечных батарей.
В общем, услышать для меня такое мнение (неэффективности концепции многомодульной станции) было по меньшей мере странно, ведь эта концепция начала проявляться ещё в первой половине 80-х, когда сам ТКС использовался как модуль для станции "Салют", да и модуль "Квант-1" по первоначальным планам должен был работать в составе "Салюта", который в таком случае становился бы многомодульной станцией. (Базовый блок "Мира" был выведен к 27-му съезду партии, и "Квант" был пристыкован уже к нему. Хотя это может и к лучшему - в конечном счёте, в составе "Мира" модуль проработал до его затопления). Но так легко я не сдавался и предложил вывести ещё один базовый блок, для увеличения состава экипажа и, соответственно, времени для экспериментов. Хотя это повлекло бы за собой рост необходимости пусков по снабжению станции, и соответственно - рост расходов... Сейчас же планируется, что "Наука" и пара модулей на основе НЭМ после окончания срока службы МКС не будут затоплены, а составят основу национальной орбитальной станции. Более того, как мы помним, часть оборудования с "Салюта" была вывезена на "Мир" - для этого был осуществлен уникальный перелёт между двумя станциями - этот опыт также говорит в защиту возможности хотя бы временного использования модулей "Мира" в составе МКС.
P.S.> Данная статья не имеет целью написать рецензию или рассказать о проблемах и задачах стоящих перед современной космонавтикой, но является текстовым выражением эмоционального состояния после посещения выставки.)