В отдалении от берегов океана, в глубине штата Тамилнад посреди равнин возвышается священная 800-метровая гора Аруначала. Здесь, на вершине горы, по легенде, давным-давно сам Шива явился людям в образе огромного огненного лингама.
С тех давних пор индусы высоко почитают это место явления бога разрушения, главное почтение выразив в строительстве храмового комплекса, занимающего около 10 гектаров. Строительство велось с 11 о 19 века нашей эры и теперь каждый год в полнолуние ноября-декабря тысячи тысяч паломников съезжаются сюда на один из древнейший фестивалей Индии - Картикай Дипам.
Зажигаются тысячи огней и массы людей обходят гору по кругу (14км), заходя по пути в небольшие храмики. Огненные ритуальные огни на горе зажигаются до сих пор каждый вечер. Красивейшее событие, которое ввергло бы католических или православных священников в ужас - таких языческих действ они уже тысячу лет не видали :)
В этом храме мы видели рекордное количество обезьян одновременно. Они носились по храму, целыми семействами ползали по гопурамам и дразнили служителей храма.
В самые священные помещения храма нас, конечно, не пускали. Фотографировали изваяния божеств издалека.
Непонятно как оказавшийся в шиваистском храме брахман-вайшнав. Хотя рудракша, риутальное украшение шиваитов, на шее и трезубцы на плечах ставят под сомнение его "вайшнавость".
Индуисты в большинстве своём делятся на две миниконфессии: шиваиты (считают Шиву верховным богом) и вайшнавы (тоже самое про Вишну). Раньше были еще и брахманиты (последователи Брахмы), но шиваиты и вайшнавы исторически их вытеснили, даже разрушив храмы Творцу Вселенной (Вишну "примсматривает" за Вселенной, Шива рарушает её). Те же кришнаиты, к примеру, вышли из вайшнавов и признают земную аватару бога Вишну - Кришну, верховной эмманацией Бога. Отличить шиваита от вайшнава (брахманов) легко. Шиваиты рисуют на лбу три горизонтальных полосы, вайшнавы - вертикальные.
После пуджы, я теперь типа шиваит.
И под конец очень смешной персонаж - псевдобрахман/псевдосадху.
Он ненастоящий, потому что брахманов таких худых и пристающих к туристам (к нам) не бывает, да и главного атрибута этой варны, брахманского шнура через торс, у него нет. Брахманы весьма заносчивы, считают себя высшей варной Индии, и с внекастовыми белыми в основном не общаются (индуизм и касты принять нельзя, надо только родиться индусом). Проводят пуджу за пожертвования, но не больше. А этот персонаж хорошо владел английским и навязывался нам, стремился мудрости рассказывать и втереться в доверие расспросами и тёплыми рукопожатиями. Типичное поведение разводил в Индии :) А для странствующих садху у него очень причесанный и неотрешенный от всего мирского вид. Всё в нем выдавало простого нищего, вынужденного разводить туристов ради еды.
А еще Тируваннамалай является центром йога-туризма, там бесчисленное количество учителей и школ йоги, найдется любому на любой вкус. Благодаря этому в городе всё хорошо с гестхаусами, ресторанчиками и вайфаем.
P.S. На обратном пути увидали такой красивый форт на горе. Эх бы попасть туда.
- Дели
- Бангалор и Майсур
- горы Нилгири
- Кочин
- Керальские заводи
- Солнечная Варкала
- Тируванантапурам и окрестности
- Индийские слоны
- Кумили
- Периярский заповедник
- Мадурай
- Тируччираппалли
- Танджавур
- Пудучерри
- Тируваннамалай
- Мамаллапурам
- Снова Дели