Участвуя в беседах о распространении отечественных фильмов за рубежом, я часто слышу один и тот же вопрос, который, будучи приведённым к общему знаменателю, звучит примерно так: "Действительно ли в Японии популярен фильм
"Кин-Дза-Дза" и, если да, то чем он так мог приглянуться японцам?" Честно говоря, я совершенно не в курсе как обстоят дела с нашим кино на японских островах, да и не думаю, что японцы видят в этом фильме нечто совершенно иное, нежели мы с вами, но то, что "Кин-Дза-Дза" нравится зрителю как-то совершенно по-особому, безотносительно к его национальности, не вызывает никаких сомнений. Опять же не могу похвастаться обширными наблюдениями, но говоря о своих ощущениях могу отметить, что в моём перечне любимых произведений кино и литературы "Кин-Дза-Дза" занимает свою особую нишу, куда с небольшой натяжкой можно отнести лишь "Дюну"
Герберта и ещё несколько менее известных вещей вроде
"Что может быть проще времени" Саймака.
Фантастика, она на то и фантастика, чтобы описывать совершенно немыслимые в реальности вещи и явления, но, не смотря на это, у нас существует целая система норм, регулирующая взаимоотношения с миром иллюзий, ничем не уступающая системе норм, дающих нам возможность жить в реальном мире. Пусть человек очень многого не умеет и не понимает, но уж как оно должно выглядеть и правильно себя вести скажет не задумываясь.
Космические полёты непременно должны происходить на сверкающих стеклом и металлом футуристического дизайна кораблях, с информацией иметь дело большие компьютеры (желательно под управлением реально существующей ОС), на всё это должны расходоваться колоссальные объёмы энергии, сопровождающиеся вспышками и потрескиваниями электрической дуги, а если уж кто-то решит под шумок заняться телепатией, то обязательно с сосредоточенным лицом и выпученными от натуги глазами. Ко всему этому мы давно привыкли и воспринимаем, порой не замечая границы между вымыслом и реальностью, но сталкиваясь с вселенной фильма "Кин-Дза-Дза" сознание ощутимо спотыкается.
Вместо всей этой стройной парадигмы, создатели подсовывают нам ржавую консервную банку, лязгающую металлом на манер старых пароходов, огрызки труб вместо оружия, непонятные "арифмометры" с рычагами и "кристаллами представления" вместо компьютеров, и, наконец, всю эту жадную и беспринципную когорту немытых и оборванных плюкан-телепатов вместо аккуратных клерков из "Корпуса Пси". Герои фильма делают всё тоже, что и положено фантастическим персонажам - перемещаются между планетами, работают с невиданными артефактами и обмениваются мыслями без помощи слов, но совершенно неподходящим для этого образом, ставя в тупик зрителя, ожидающего совсем другой картинки. И именно это ощущение сладостного когнитивного диссонанса создаёт, на мой взгляд, ту неповторимую атмосферу действительно чего-то необычного, что заставляет пересматривать фильм снова и снова. Я нисколько не умаляю значимости других, более традиционных, достоинств "Кин-Дза-Дзы", но так мастерски воплощённый сюрреализм в фантастике попадается достаточно редко, а потому интересен в первую очередь.