как обычно, вести жж с постоянной периодичностью не получается, прошу за это прощения. сейчас поводом для записи стала публикация моего
письма про обучение в Токио на сайте "Теории и практики", замечательного ресурса про науку и вообще. а здесь я напишу вольное продолжение на тему высшего образования в Японии, т.к. всё равно рано или поздно собирался. важная ремарка: всё описанное ниже посвящено в большей степени liberal arts, факультетам социальныы и гуманитарных наук, картина в естественно-научной сфере совсем другая (там тоже хватает проблем, есть и плюсы, но я об этом знаю плохо).
есть небезосновательное мнение, што по большей части высшее образование в Японии - это профанация, студенты там ничего не делают, профессора листают книжки в кабинетах, стажеры из других стран ходят только на вечеринки вместо занятий и только административные служащие засиживаются до ночи за работой, потому што так принято. основания для доказательства этой точки зрения простые: процент студентов, к-ые получают диплом, если смогли поступить в вуз, не сильно меньше ста (у меня нет сейчас ссылки на статистику, поэтому принимайте на веру мои слова, я об этом разговаривал с сэнсэями). причём для получения диплома бакалавра им не требуется писать итоговую курсовую или дипломную работу (!), а в магистратуре, наоборот, нет никаких промежуточных экзаменов, оценивают только диссертацию. каникулы у студентов длятся в общей сложности 4 месяца в год (август-сентябрь+февраль-март), да и праздников посреди года тоже хватает. конешно, всё зависит от вуза, от студента, от профессора, от региона страны, положения звёзд и взгляда наблюдателя. но, в общем и целом, есть представление, што только
семь государственных вузов, к-ые раньше имели статус "Императорских", а также ряд частных вузов, к-ые созданы были сразу после открытия страны назад как юридические (
Мэйдзи,
Васэда,
Хосэй и т.д.) или бизнес школы (
Кэйо) - это серьёзные вузы, а остальное - так.
японские университеты богаты, их кампусы больше напоминают престижные бизнес-центры, а всевозможные facilities примерно такие же, как в московских комплексах элитного жилья. это неудивительно, учитывая, што бесплатного высшего образования в стране нет, а стоимость обучения в год составляет обычно около 500-800 тысяч иен (грубо говоря, до 10 тыс долларов). система стипендий развита хорошо, их получают многие, но всё равно практически все студенты подрабатывают во время учёбы неквалифицированным трудом (официанты, продавцы в супермаркетах и т.д.), а на четвёртом курсе изо всех сил ищут постоянную работу или сдают экзамены для устройства на гос.службу, получения адвокатских лицензий и т.д. в магистратуру идёт очень мало студентов, особенно сейчас. более того, пару раз я слышал о том, што магистратура в некоторых условиях может выглядеть в глазах работодателя как минус (!), потому што это означает, што соискатель не смог сразу после вуза устроиться в хорошее место и пошел "досиживать" в магистратуре, а значит не такой уж он и крутой.
поговорим о плюсах или што мне нравится в японских вузах. во-первых, нормальная, по всему уже практически миру действующая система самостоятельного выбора своей учебной программы. пока у нас это не введут, мы будем продолжать находится в абсолютной жопе, в Союзе это работало, но теперь нет и уже не будет работать никогда, точка. если студент сам выбирает, што будет учить, у него повышается мотивация на эти предметы ходить, а у предподавателей лучше преподавать, штобы студенты продолжали записываться. ну не будем долго об этом. во-вторых, всё в японских вузах куда практичнее устроено. разговор о любой теории будет начинаться и заканчиваться людьми, к-ые её придумали; рассказ про тот или иной университет будет о том, кто его основал и какие люди там работают; диссертации и эссе студентов чаще всего будут связаны либо с обстоятельствами их семьи, либо с их малой родиной (из провинции люди чаще всего едут учиться в Токио или другие большие города); короче, в отрыве от конкретных обстоятельств здесь мало чего происходит, модель гумбольдского учёного не про Японию совсем. японские профессора активно погружены в жизнь общества: они активно заняты публицистикой, работают в государственных и некоммерческих организациях, постоянно читают где-нибудь лекции. в обществе поэтому тоже есть понимание того, зачем эти люди нужны и што они делают, статус сэнсэя очень высок. как всё у нас обстоит, я думаю, вы прекрасно и без меня знаете. в-третьих, при всей известной традиции почитания Учителя (см. по этому поводу фильмы "Кунг-фу Панда" и "Кунг-фу Панда-2"), отношения профессора со студентами куда проще и ближе, чем принято у нас. студенты со своим научником, к-ый ведёт у них главный семинар по теме исследования, регулярно ходят вместе выпивать и закусывать по старой доброй японской традиции улучшения отношений в компании через совместное распитие алкогольных напитков. профессор досконально в курсе всех подробностей личной жизни студентов, их планов на будущее, уже выпустившиеся давно студенты иногда заходят на семинары или совместные попойки, потому што уже установлены 縁 (эн) - связи, находящиеся где-то между семейными, дружескими и профессиональными. конешно, в этой системе отношений тоже всё достаточно чётко разграничено, никакого единения душ или совместного поиска истины не предполагается, но зато есть какое-то сообщество, где тебе всегда хотя бы советом смогут помочь, где ты видишь на примере знакомых людей, чем ты сможешь заниматься через три-четыре года, где тебя могут познакомить с людьми из других таких же сообществ и так далее. я учился в четырёх (подумать, блять, страшно) отечественных вузах, у нас ничего такого нет: профессора или строят вокруг себя стену Важности и Пафоса, допуская ближе только Избранных, или опускаются на уровень студентов, штобы играть с ними, например, в ролевые игры (и то редкий пример).
вернёмся к японскому высшему образованию. почему же тогда при такой замечательной системе общий уровень достаточно низок? а хуй его знает. во многом, это, конешно, вина школьного образования, там колоссальное кол-во проблем. с другой стороны, общее представление о том, што самое главное в жизни человека - устроиться на работу и работать там, а всё, што до и между этим, уже не столь существенно. в конце концов, в протестах 60-ых японские университеты и студенты проиграли ещё больше, чем европейские.
Масао Миёси, к-го я упоминал в твиттере и к-го собираюсь почитать внимательнее в дальнейшем, писал, што в японском обществе вместе со стагнацией экономической наступила и тишина в сфере интеллектуальной, к-ую заглушают калейдоскопом безумных ток-шоу и одинаковых газет с минимально различающимися статьями, а про смысл жизни, победу коммунизма и вселенную-то никто и не пишет.
Мори Тацуя тоже ругается на популизм и продюсеров, выпуская книги с названиями "Пока мир окончательно не прекратил думать". сложная ситуация, короче, непросто японцам.
с другой стороны, это всё так плохо, если мы сравниваем со странами развитого капитализма. я убеждён, што в среднем ситуация с японским высшим образованием куда лучше, чем в России сейчас. у нас тоже ни хрена никто не учится, но ещё и денег нет у вузов, администрация представляет собой раковую опухоль, единых теорий и школ нет даже внутри каждого отдельно взятого университета, пост-апокалипсис и мракобесие везде.