Космологическая «циклическая модель», согласно которой Вселенная сначала расширяется, а потом расширение без какого-либо участия человечества сменяется сжатием до тех пор, пока мир не схлопнется в точку, и затем всё начинается сначала, - представляется мне оскорблением человеческого достоинства. Ибо человек предстаёт некой щепкой на космических волнах наряду с другими объектами природы. Но человек - не объект, а субъект. Именно от него должна зависеть судьба мира. Разве не о ключевой роли человека в космосе свидетельствует
«антропный принцип»? Не Вселенной суждено прикончить человечество, а человечество призвано прикончить Вселенную. Эсхатология - рукотворна!
Один из моих учителей-собеседников выдающийся советский философ Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979), размышляя в созвучии с замахом «русского космизма», обосновывал этот тезис в работе
«Космология духа: Попытка установить в общих чертах объективную роль мыслящей материи в системе мирового взаимодействия (Философско-поэтическая фантасмагория, опирающаяся на принципы диалектического материализма)» (около 1953). Как
пишет Википедия - «В этой работе философом был дан ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии и осуществлять возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию».
Слава Богу, недавно открыты
«тёмная энергия» и
«тёмная материя», и благодаря «тёмной энергии» Вселенная согласно уравнениям космологии будет вечно расширяется с ускорением в холодно-пустую бездну. Вот это - достойный вызов человеку!
Человечество перед лицом этой «тёмной» досубъектной и потому объективно контрсубъектной «скрытой массы» призвано сказать своё субъектное эсхатологическое Слово. Избранники в человечестве - Сплот Правоверных - должны обуздать и взнуздать объектную «тёмную массу» и оборотить её на уничтожение бытия сущего, метнуть в Ничто. Ибо человеческий субъект,
говоря словами Мартина Хайдеггера, - «пастух бытия» (Hirt des Seins), но как «местоблюститель Ничто» (Platzhalter des Nichts). Низвергая Бытие в Ничто, человеческий субъект (Сплот Правоверных) спасает Бытие от невыносимости вечности и обновляет Его, творя тысячелетнее Царство Божье, запихивая-заковывая контрсубъектность «князя-дракона тьмы» в бездну до нового Грехопадения и соответственно до нового хронологически-кратковременного рывка («малого времени») человеческой истории к высшей цели-смыслу эсхатологического Богосаможертвоприношения. «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей, - свидетельствует святой Иоанн Богослов. - Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Апокалипсис 19:1-3).