Жилье, как и земля, - условие жизни. Россиянам остро нужно доступное и достойное жилье. Соответствующий «национальный проект» буксует - ведь стоимость «квадрата» зашкаливает за 3000 у.е. И сверхпроблематичным стало обычное жилье. Государство решило вообще уйти из ЖКХ. Это значит, что при сохранении всевластия чиновников и потому невозможности экономически-самодостаточного местного самоуправления придется гражданам из своего кармана платить и за ремонт, и за инфраструктуру, не говоря о коммунальных услугах. Если уж вроде бы солидные строительные компании «кидают» своих «соинвесторов», то что говорить про мошенников от «коммуналки».
Предложения Российского Народного Фронта изложены в Программе «Путь из тупика» (
http://panlog.com/docs/tupik20031010.doc.html). Пусть государство в бесспорном порядке произведет капитальный ремонт жилфонда и обновит инфраструктуру перед тем, как уйдет из ЖКХ. Самое же главное - пусть государство предоставит самоуправляемой территориальной общине (СУТО) право хозяйственной деятельности на её территории. Тогда СУТО не только оптимизирует свои коммунальные расходы, но и за счет полученных прибылей снизит плату за жилье.
Безжалостность и безответственность проводимой Путиным жилищной политики
констатирует руководитель Института «Коллективное действие» Карин Клеман в статье «Реформа ЖКХ и жилищное движение» (
http://ikd.ru/Campaign/Housing/Article.2006-12-29.2785). В СССР, отмечает она, уровень платежей населения за услуги ЖКХ составлял порядка 5% от их себестоимости. В 1994 году Ельциным был подписан указ о поэтапном переходе на 100% оплату ЖКУ населением. Этот указ породил опережающий доходы рост цен на жилуслуги для граждан и актуализацию темы ЖКХ, выведя ее сегодня на передний план среди главных причин недовольства граждан (опросы показывают, что огромное большинство респондентов - до 70% - называют главной проблемой - ЖКХ).
«Если, - говорит Арин Клеман, - сама по себе реформа ЖКХ представляется необходимой в виду накопившихся долгов жилищно-коммунальных предприятий, изношенности домов и инфраструктуры, ухудшающегося уровня качества обслуживания и остроты проблемы нехватки жилья, то курс, взятый правительством под воздействием таких ультра-либеральных организаций, как Институт проблем города, ВТО или Всемирный Банк, представляется крайне спорным. Суть данного курса содержится в трех словах - либерализация цен, приватизация и рынок. Т.е. повторяется те же рецепты, что и при начале экономических реформ начала 90-х годов. Сначала - шок, а потом реформа институтов. К чему это привело, мы уже знаем - массовая невыплата зарплаты, создание олигархических монополий, распродажа предприятий и резкий спад производства. Опять собираются наступать на те же грабли. Впрочем, если последствия «шоковой терапии» оказались плачевными для большинства населения, узкой группе правителей и бизнесменов они оказались весьма выгодными. Наверное, на это раз реформа ЖКХ также пройдет в пользу околовластных бизнес-структур. Расплатиться за чужое обогащение придется населению.
Бизнес ищет новые источники легких денег. Передел собственности в сфере производства завершился, и если последнее время участились рейдерские атаки, это, прежде всего, свидетельствует о том, что в этой сфере становится тесно. Теперь очередь за сферой услуг, причем общественных услуг - ЖКХ, образование, транспорт, здравоохранение. ЖКХ - крупнейший кусок. По оценкам депутата Олега Шеина, общий размер платежей за ЖКХ в России составляет порядка 3 трлн. руб., которые теперь могут пойти через частные управляющие компании. При этом жители, вроде бы, «привыкли» к тому, что надо платить (иначе ведь могут отключить, а то и выселить), и при этом не получать взамен соответствующие услуги. Более того, речь идет далеко не только о жилищно-коммунальных деньгах, но также о том, кто будет управлять домами и землей, т.е. о том, кто сможет их «прихватизировать». Поскольку ставки высоки, давление на жителей, чтобы «обмануть, ободрать, украсть, продать и т.п.», очень жесткое. А, к сожалению, хотя наблюдается подъем жилищного движения, все же жители России пока не привыкли организоваться для защиты своих квартир и домов от государственно-частных интересов, тем более, для самоуправления домами. До сих пор ведь есть люди, свято верящие, что если они будут «правильно» (т.е. лояльно) вести себя, государство будет о них заботиться, предоставит квартиру, «улучшит жилищные условия» или даст субсидии. Пора с этими иллюзиями закончить раз и навсегда (по крайне мере до тех пор, пока эта власть не сменится), иначе пока жители будут ждать заботы от государства, они потеряют то немногое, что у них пока осталось. А власти на патерналистских ожиданиях граждан умело играют и создают видимость заботы - якобы государство регулирует тарифы, якобы ДЕЗы сражаются за благополучие жителей, якобы мэрии не отдадут наши дома сомнительным управляющим компаниям. Все это не более, чем риторика, специально растиражированная СМИ. На самом деле, готовится крупнейшее ограбление населения. Разберемся по порядку.
Тарифы и движение протеста против роста тарифов
Закон №210 «О государственном регулировании тарифов на коммунальные услуги» с поправками (ФЗ-184), вступивший в силу с 1 января 2006 якобы устанавливает предельные проценты роста тарифов по регионам. Однако, как практика прошедшего года показывает, ничего не стоит федеральной службе по тарифам «адаптировать» эти предельные индексы (разумеется, в сторону увеличения) к «нуждам» местных и региональных властей. Более того, этот закон всего лишь временно регулирует тарифы. Они станут полностью свободными к 2009 года - что касается коммунальных услуг, а как только дома перейдут к управляющим компаниям - что касается жилищных услуг. Государство само отказалось от роли регулирования тарифов (это же головная боль, да и давление со стороны бизнес-структур велико), поэтому требовать от него регулирования - по меньше мере, наивно (опять-таки, пока власть не сменится). Остается единственный рычаг влияния - контроль со стороны самых жителей. Они это смогут делать лишь посредством договора с обслуживающей фирмой. Цены станут договорными, а если жители не будут к этому готовы, если они не будут организованными, их обмануть не будет стоить большого труда. Управляющие компании, отобранные по «конкурсу» мэрией - прекрасный способ обмана.
Другое дело, что договоры можно заключить на выгодных жителям условиях лишь в том случае, если существует минимальная конкуренция в ЖКХ. Однако в коммунальной сфере - полная монополия, а в жилищной сфере - полумонополия бывших ЖЭКов, ставших ООО «ЖЭК» при административных ресурсах. Но, как не странно, наши либеральные реформаторы об этой конкуренции даже не позаботились. Они предлагают сначала приватизацию, а потом уже конкуренция появится само собой. На деле же мы получим частные околовластные монополии. Уже сейчас монополизм структуры и финансовая непрозрачность вкупе с коррумпированностью власти стали причинами, по которым тарифы оказались существенно выше себестоимости. Так что завтра нормы прибыли станут просто заоблачными. Главной проблемой с 2005 года стало наглое разворовывание средств ЖКХ фирмами-посредниками типа Расчетно-кассовых центров, Коммунальных Систем или других управляющих компаний.
Непосильное бремя тарифов ощущает на себя большая часть населения, в первую очередь пенсионеры, жители малых городов, или жители, уже попавшие в лапы управляющих компаний. Поэтому и происходят протестные выступления против роста тарифов, как правило в начале года, когда жители уже ознакомятся с новыми счетами.
В начале 2006 года прошли массовые акции протеста против завышенных тарифов, в том числе и с перекрытием дорог (например, в Благовещенске, Липецке, Ульяновске). В больших городах они часто организованы оппозиционными силами, в первую очередь КПРФ, в малых они происходят скорее стихийно. Однако, как правило, они не дают результатов. Есть другие методы борьбы, например, суды по перерасчету за коммунальные услуги (многие из них были выиграны в предыдущие годы), однако их эффективность снижается в результате ухудшения законодательства (в частности, отменена обязательной независимой экспертизы обоснованности тарифов).
Из-за резкого повышения тарифов при оставшихся низких зарплатах или пенсиях для основной массы людей следует ожидать массовую волну выселений из-за неуплаты. Практика показывает, что «уважительные причины», при которых можно избежать выселения при неуплате, легко игнорируются судом. Выселения уже начались, но пока не приобрели массовый характер (хотя трудно судить, поскольку не ведется статистика). Благодаря организационной поддержке со стороны соседей и активистов удается отбить выселения только в отдельных случаях (в частности в общежитиях), но движение сопротивления выселениям пока не существует, поскольку, в первую очередь, выселяют социально деклассированных людей. Однако, как и во всех восточно-европейских странах, где либерализация тарифов произошла раньше, следуют ожидать массовых выселений. Поскольку этой угрозе подвергаются, в первую очередь, наниматели квартир, следует подумать о создании движения защиты прав квартиросъемщиков, которого в стране пока не существует.
Управление домами и движение жителей
Снять с себя всякую ответственность за состояние домов и их обслуживание, перенести бремя содержания и ремонта домов на плечи жителей и передать прибыль от эксплуатации жилищного фонда частным управляющим компаниям - таково основное направление новой жилищной политики. Аргумент первый - государство больше финансово не в состоянии этим заниматься, аргумент второй - во всем «цивилизованном» мире собственники квартиры сами организуются в разного рода кооперативах и управляют своими домами.
Но уж если жить по «цивилизованным» правилам, то давайте начинать с государства. Как этого требуют люди в ходе многочисленных митингов, в петициях и обращениях, начинать следует с признания государством своего долга перед жителями за то, что они исправно делали отчисления государственным или муниципальным компаниям за текучий и капремонт, а в большинстве случаев, ремонт свелся в лучшем случае к косметической перекраске подъездов, а в худшем - к приведению дома в аварийное состояние. Если государство возвращает внешние долги, пусть возвратит и внутренние долги за несделанный капремонт. Чем собственные граждане хуже иностранных?
А что касается самоуправления домом жильцами, здесь просто комедия абсурда. С одной стороны нам говорят - выберите форму управления сами, вы имеете на это право (правда, почему-то только до определенного срока), а с другой всячески препятствуют, и законодательно и на практике, самоуправлению. В «ИКД» уже накопилась масса информации о том, как людей незаконно «загоняют» в управляющие компании, как мэрии, ДЕЗ, ЖЭК и прочие отказываются передать документацию на дом, признать результат самостоятельного выбора формы управления жильцами. Есть и факты давления и угроз. При этом идет полная дезинформация: до массы людей доводится только то, что они «обязаны» выбрать управляющую компанию, так уж лучше - говорят им - выберите «старый знакомый» ЖЭК, умалчивая о том, что все ЖЭК превратятся рано или поздно (в Москве - с середины 2007 года) в те же самые частные управляющие компании. О такой форме, как непосредственное управление вообще ни слова (ведь эта форма меньше всего позволяет местным властям и их же управляющим компаниям контролировать поток денег от жителей). В прошедшем году тысячи акции протеста проходили под лозунгом «Нет управляющим компаниям!». Самая скоординированная кампания, организованная в течение года Союзом Координационных Советов России (СКС), целенаправленно вела работу, в том числе, через оппозиционных депутатов, за перенос срока проведения конкурса для отбора УК. А когда неудовольствие приобрело массовый и публичный характер депутаты от «Единой России» решили-таки делать жест в сторону избирателей. За месяц до нового года была принята поправка, согласно которой должен был быть перенесен на год (до 1 января 2008 года) срок окончания амостоятельного выбора формы управления домом и проведения конкурса. Жилищнее движение уже отпразновало свою победу и жители вздохнули с облегчением. Однако было рано радоваться. Очевидно, за месяц между первым и вторым чтениями либбисты либеральной реформы усилили свое давление на депутатов и во втором и третьем чтениях поправка полностью изменилась. Теперь конкурсы могут начинать уже с 1 января 2007 года по инициативе самых местных властей. С новым годом жилищный рынок станет открытым для частных управляющих компаний. Вот так депутаты от «Единой России» относятся к своим гражданам - анонсируют одно и делают совершенно другое.
Теперь масса людей еще более дезинформирована. По СМИ выходит так, что срок проведения конкурсов отдложен еще на год, что не соответствует реальности. Оппозиционным депутатам, такием как Шеин или Хованская, не дают слова, не показывают по телевизору, и получается так, что вместо того, чтобы как можно быстрее провести самостоятельный выбор формы управления, чтобы спасти свой дом от управляющей компании, подавляющее большинство людей будут спокойно ждать еще год, когда у них уже не будет никакой возможности повлиять на судьбу своих домов.
Поэтому особенно важно сейчас торопиться с построением массового жилищного движения через организацию людей в советах или домкомах, способных дать отпор управляющим компаниям и либеральной (антисоциальной) политике властей. К сожалению, традиционные левые партии не понимают значимость этого движения, все еще требуют от государства мифической «заботы» о жилищных правах граждан. Многие из них просто призывают к «бойкоту» реформы, что означает свободную дорогу управляющим компаниям (по той логике, что «чем хуже, тем лучше). Даже если не обращать внимания на цинизм этого подхода, можно отметить его порочную логику. Левые партии - не по названию, а по сути - могут выиграть не тогда, когда люди подавлены и разобщены (они тогда, скорее всего склонны ждать «царский подарок» от власть имущих), а когда они организованы и объединены в коллективной борьбе за свои права.
Пока существует всего лишь две законных формы самоуправления домом или самоорганизации - Товарищество собственников жилья (ТСЖ) и Непосредственное управление. Последний вариант, кстати, реформаторы хотят упразднить, возможно, как раз потому, что он представляется крайне перспективным с точки зрения развития жилищного движения. Жители избирают домком, который самостоятельно распоряжается собираемыми деньгами, устанавливает тариф на техобслуживание дома и может заключать договор на техобслуживание с любой фирмой. Домов, вышедших в самоуправление - тысячи (особенно известен пример Астрахани). Они испытывают большие проблемы с коммунальщиками и органами власти, очень нуждаются в юридической и организационной помощи. На их базисе можно строить сильное, самоорганизующееся жилищное движение, что уже отчасти делается в рамках СКС.
Представляется, что такое объединение, как Союз Координационных Советов России (СКС) имеет больше шансов чем другие перехватить инициативу и положительно влиять на соотношение сил в жилищно-коммунальной сфере в пользу жителей. За прошедший год достаточно успешно, хотя и без освещения со стороны центральных СМИ прошли три всероссийских акций протеста «За народную жилищную политику»: «месячник протестных акций» с 12 февраля по 18 марта, всероссийские акции протеста 27-29 октября. 1-3 декабря 2006 по инициативе СКС прошла всероссийская акция жителей. Под общим лозунгом «За народную жилищную политику» прошли 30 акций в 20 городах по всей стране, в них участвовали около 10 тыс. человек. Требования были одинаковыми, по крайне мере адресованные федеральной власти, в первую очередь - проведение капремонта ветхого жилья за счет государства и радикальная переработка нового Жилищного кодекса. По географическому охвату, количеству участников, уровню координации - это безусловный успех.
Градостроительная политика и движение против сноса или уплотнительной застройки
Весь прошедший год конфликты на базе сопротивления жителей сносу или «уплотнительной» застройке не прекращались. Практически не было ни одного дня без того, чтобы в каком-то городе, районе, не проходили акции протеста, чаще всего стихийного типа (с последующим подключением более «опытных» партийных или организационных сил, чаще всего - левых молодежных организаций). Причем во многих случаях эти акции преобрели радикальный характер - были снесены заборы, люди блокировали бульдозеры, устроили палаточные лагеря, захватили управы. Борьба жителей Бутово прогремела на всю страну летом 2006 года и получила широкую поддержку. Именно против этих стихийных форм сопротивления граждан в коридорах власти сейчас обсуждается реформа законодательства об экстремизме, чтобы легче было обвинить простых жителей в экстремизме. И действительно, угроза неподконтрольных стихийных акций снизу - самая большая угроза власть придержащим. Нельзя все инициативы подавить, подкупить деньгами или местом во властной системе, нельзя всеми манипулировать. Так лучше пусть все они будет потенциальные «экстремисты».
Но этот «номер» вряд ли пройдет, поскольку большинство людей, живущих в больших городах, уже знают на практике, что такое «уплотнительная» застройка и проявляют понимание и даже солидарность с другими инициативными группами. Угроза обвинения в экстремизме сможет, тем не менее, испугать некоторых и снизить уровень радикализма.
Если говорить о движении сопротивления сносу или уплотнительной застройке, то оно пока слабо структурировано. В основном действуют отдельно друг от друга инициативные группы. Но весь год наблюдалась тенденция к объединению в сетях, координационных советах или комитетах. Объединение затруднено недостатоком ресурсов и слабостью осознания общности проблем, а также и политическими играми различных структур, желающих использовать те или иные инициативы в своих собственных целях.
Между тем острота проблемы только усилится в следующем году, поскольку законодательство ухудшается. Уже приняты несколько поправок к Градостроительному кодексу, отменяющих, среди прочего, обязательность экологической экспертизы, и готовятся к принятию Госдумой множество законопроектов (об изъятии земли, о строительстве и т.п.), дающих больше прав строительным фирмам и местной власти, и отнимающих все больше гарантий и прав у жителей. Аргументы у рефматоров звучат, как всегда гуманно - содействовать строительству нового жилья. Проблема в том, что практика этому противоречит. Ведь строятся в основном развлекательные центры или элитные дома, а не социальное жилье или детские сады. Конечная цель реформаторов и бизнес-лобби вся та же - прибыли извлечь побольше, в ущерб жителям, экологии, социальным нуждам.
«Забытая» проблема общежитий и движение жителей общежитий
«Ноги» у проблемы жителей общежитий «растут» из нарушения законов о приватизации предприятий начала-середины 1990 годов. Новые владельцы заводов были обязаны передавать жилой сектор на баланс муниципалитетов, но вместо этого включали его в уставной капитал. Новый Жилищных кодекс усугубил положение жителей общежитий - в нем о существовании такой категории граждан просто-напросто забыли. В результате в нашей не очень-то законопослушной стране, общежитские оказались совсем уж «персонами нон-грата». Как следствие, за последний год во многих регионах появилось новое протестное движение - движение жителей общежитий, защищающих свои права и пытающихся добиться определения своего статуса. Российские власти сами, по собственной безалаберности, породили новую протестную группу, объединенную общими и вполне конкретными интересами.
Движение жителей общежитий - одно из наилучше структурированных и сплоченных. В июле 2006 года, в рамках Российского Социального Форума в Санкт-Петербурге было создано в виде сети Всероссийское движение жителей общежитий. Инициативные группы разных городов действительно контактируют между собой, обмениваются информацией, оказывают друг другу юридическую и солидарную помощь. Благодаря этому, а также и поддержке со стороны групп активистов (в основном, правозащитники и левые молодежные организации), движение жителей общежитий добилось существенных успехов, как и в судах, так и на уровне политической борьбы.
В судах удалось добиться и признания права на приватизацию комнат и даже, в некоторых случаях, - пересмотра незаконной приватизации общежитий. На политическом уровне удалось добиться того, что проблема общежитий прозвучала на самом высоком уровне - вплоть до президента Путина, который вдруг вспомнил о существовании общежитий.
За прошедший год прошли две всероссийских акций протеста движения жителей общежитий (5 марта и 30 сентября), в которых принимали участие движения общежитий десятков городов.
Правда, после первых успехов наблюдается некоторая демобилизация со стороны жителей тех общежитий, где проблема отчасти решена. Остается, тем не менее, новое активисткое ядро, которое продолжает борьбу, и также появляются все новые общежития (в основном, сейчас очередь за ведомственными общежитиями и за общежитиями, незаконно приватизированными). Тем не менее, можно предполагать, что некоторое общее расслабление (наряду с лоббированием бизнес-интересов) объясняет торможение окончательного принятия поправок к Жилищному кодексу (т.н. поправки Хованской-Шеина), прошедших первое чтение 28 июня 2006 года, и укрепляющих права жителей общежитий (в частности, узаконивается право на приватизацию занимаемой жилой площади и запрещается выселение при смене собственников).
Строительные пирамиды и движение соинвесторов
Наконец, последняя острая проблема жилищной сферы касается тех граждан, которые внесли деньги за квартиры в строящихся зданиях, а потеряли и деньги и квартиру после «банкротства» строительных фирм-мошеников. Поскольку эта проблема затрагивает в основном т.н. «российский средний класс» и напоминает традиционные скандалы с финансовыми пирамидами, она широко освещается. К этому надо еще добавить, что движение обманутых дольщиков хорошо организовано, владеет PR-технологиями благодаря помощи отдельных журналистов и профессионалов, а также не лишено ресурсов (многие со-инвесторы являются мелкими предпринимателями). Наконец, стоит упомянуть, что участники движения склоны к радикальным акциям протеста (вплоть до самосожжения), поскольку, как многие говорят - им ничего терять.
Поскольку движение стало уже субъектом публичной политики, все больше политических сил им интересуется, что даже привело к расколу движение на две конкурирующих организации.
Начиная с осени 2006 года, соинвесторы разделились на два лагеря, которые сейчас можно условно назвать - «за» и «против» законопроекта Кучерены-Хинштейна (члена Общественной палаты и депутата единоросса).
Против данного законопроекта и против «Единой России» ведет борьбу Общероссийское общественное движение «Комитет пострадавших дольщиков: Жилье. Земля. Люди», возглавляемое политтехнологом и помощником Сергея Миронова Антоном Беляковым.
За эту законодательную инициативу выступает «Оргкомитет пострадавших соинвесторов» и Координационный совет обманутых инвесторов КТ «Социальная инициатива», которые известны тем, что уже больше года ведут активную борьбу. Ими было проведено две крупные акции: палаточный лагерь 19 мая 2006 года на Горбатом мосту и голодовка (октябрь 2006г) в недостроенном здании на Цветном бульваре. Именно эти акции привели к тому, что на соинвесторов обратили внимание федеральные власти, Общественная палата и крупные политические партии.
Законопроект «О реструктуризации строительных организаций», разработанный Кучереной, предусматривает денежные компенсации вместо квартир, которые должны были получить обманутые соинвесторы, оставшиеся без своих средств и квартир в результате разразившегося в сфере долевого строительства кризиса. Движение Белякова считает этот законопроект «обманом», поскольку он нанесет ущерб интересам соинвесторам, и приведет только к обострению уже существующего кризиса. Им был разработан альтернативный законопроект «О несостоятельности (банкротстве)».
Другой лагерь считает действия Белякова «политиканством» и обвиняют его в том, что он стремится срывать решение проблемы обманутых инвесторов.
Но поскольку проблема обманутых соинвесторов все же не решается, акции протеста - и стихийные и организованные той или иной организацией - будут еще иметь место. Ведь проблема усугубляется еще тем, что местные власти часто выступали гарантом в сделках с строительными фирмами и несут долю ответственности за «строительные пирамиды». Поэтому, в любом случае, движение еще будет развиваться, и даже радикализироваться, если окажется, что партии, объявляющие о своем желании помочь, реально ничего не делают и только паразитируют на этом движении.
В итоге можно сказать, что жилищное движение на сегодня является наиболее активным и динамично развивающимся. Его главным требованием является внесение изменений в законодательство, особенно в жилищный и градостроительный кодексы. А поскольку изменения, внесенные партией власти, противоречат основным требованиям жилищных активистов, то можно прогнозировать дальнейший рост жилищного движения, даже (а может быть, и тем более) если будут предприняты попытки репрессий».