В предыдущей статье я упоминал насколько незначительными были военно-морские силы и сколь незначительные контингенты они могли перевозить, к слову сказать действительно крупные корабли, настоящие линкоры и фрегаты появились только в Х1Х веке и даже крупнейшие морские битвы вполне сносно обходились без них...
Сейчас мало кто, кроме специалистов, представляет что такое шнява, думаю надо вернуть честное имя простому труженику моря. Если вы думаете, что шнява была бесполезной и медленно ходила, то вы ошибаетесь, из подобных и даже мельче судов состояли тогда все флоты мира...
Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров. Про неудачный поход "непобедимой армады" я уже упоминал, а вот данные из справочника "История Войн" том 2 о крупнейшей морской битве "Великой Северной Войны - Гангутском сражении 26-27.07.1714 г.", где столкнулись силы непререкаемого гегемона Балтики и северных морей Швеции и новоявленного претендента России и тут даже важны не указанные официальными историками годы, а цифры:
Со стороны России: 99 галер, скампавей и вспомогательных судов, при 23 орудиях, личный состав - 5.000 человек.
Со стороны Швеции: 14 линейных кораблей, 1 провиантшип, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер, при 116 орудиях, личный состав - 941 человек.
Наши впервые победили при довольно сопоставимых потерях, хотя перевес был пятикратным:
127 убитых (8 офицеров), 342 раненых (1 бригадир, 16 офицеров), 232 пленных (7 офицеров). Всего - 701 чел.(в т.ч.- 1 бригадир, 31 офицер), 1 галера - захвачена.
Потери шведов тоже в принципе ожидаемы: 1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота, 361 убитый (9 офицеров), 580 пленных (1 адмирал, 17 офицеров)(из них- 350 раненых). Всего - 941 чел.(в т.ч.- 1 адмирал, 26 офицеров), 116 орудий.
До сих пор всё вроде бы нормально, но если начать считать, сразу становится ясна несуразица в названиях типов кораблей!
1.РОССИЯ
Впрочем у наших то всё нормально галеры и скампвеи (полугалеры) - суда однотипные, из орудий только по носовому орудию на галерах, судя по количеству орудий галер было 23.
"Русские галеры (скампавеи, полугалеры) строились в основном «турецкого маниру». Турецкие галеры отличала большая скорость и маневренность, но зато худшая мореходность, так как они имели низкие борта. В свежую погоду на Балтике ходить галерам «турецкого маниру» не рекомендовалось. Только осенью в шторм затонуло 16 галер (скампавей) «турецкого маниру».
Галеры «турецкого маниру» представляли собой килевые суда с длинным и узким корпусом, имевшим небольшое возвышение над уровнем воды... в носовой части галер имелся помост, на котором помещались орудие самых больших калибров.
В основном были 16-баночные галеры турецкой пропорции. Их длина составляла 30- 33,5 м, а ширина 5,3-5,6 м. Осадка без груза 0,56-0,66 м, с грузом - 1,22- 1,52 м.
Опытные гребцы делали до 25 взмахов в минуту, что позволяло развивать скорость до 6 уз.
Относительно хорошо галеры ходили и под парусами. Обычно они несли две мачты с косыми парусами.
Согласно уставному списку, на каждой галере должно находиться 70 офицеров, урядников, матросов и пушкарей."
Галеры были крупными вооружёнными судами, на 23 галерах соответственно находилось 1.610 человек. Итого, на 76 скампвей и вспомогательных судов приходилось 3.390 чел. или по ~44-45 человек, опять же никакого противоречия:"скампавей: длина по палубе - 22 м. Ширина 3,1 м. Осадка 0,76 м, 1 мачта, 10-12 банок".
Всё логично, не вызывает никаких нареканий, а теперь переходим к шведскому флоту, вот где самый цымес-то начинается...
2.ШВЕЦИЯ.
Ну, для начала, тупо делим количество человек и орудий на количество плавсредств свейского гегемона и получаем интэррэсную цифру: В СРЕДНЕМ ВЫХОДИТ ПО 4 ОРУДИЯ И 32,5 ЧЕЛОВЕКА НА СУДНО ?!!!
Вот после этого и хочется разобраться, что-же там были за суда-то такие, что за "линкоры" с "фрегатами". Для начала отбросим шведский балласт - 9 галер, они явно отличались от наших, да и размером явно помельче, для них, оговорившись наверное, произнесли правильное название - шхерботы, это корабли шведских викингов.
"Шхербот - небольшое парусно-гребное судно шведского шхерного флота. Длина до 8 м , мачта с парусом, 4 - 6 пар весел, 2 - 4 пушек, 12-15 чел. команды"
В общем это прототип канонерок второй половины Х1Х века. Таким образом 9 шведских галер располагали ~27 пушек и ~117 человек. Провиантшип тоже из расчётов изымаем - одно название заставляет предположить судно баржевого типа.
Далее следуют 2 бомбардирских корабля - это кечи
"Пушечный кеч имел длину по килю 22,86 м, по палубе - 25,91 м. Ширина 8,23 м. Осадка 3,1 м., вооружение 1 3-пуд. мортира и 2 пушки. Он имел меньше орудий, но гораздо большего калибра, чем у близких по размерам кораблей других классов: шняв, шлюпов, корветов. Особое внимание при строительстве бомбардирских кораблей обращалось на их прочность, чтобы стрельба из тяжелых и дальнобойных мортир не расшатывала корабельных креплений. Скорость и мореходность таких кораблей отодвигались на второй план. В среднем экипаж насчитывал две дюжины человек.". Итак, ещё минус 48 человек и 6 орудий.
Итого на 14 линкоров и 3 фрегата у нас остаётся 776 человек и 83 орудия, которые теперь уже с чистой совестью делим на, почти равноценные, 14 линкоров и 3 фрегата, и получаем... по 40-45 человек и по 4-6 орудий на корабль, а таким условиям может соответствовать только одно судно подобного типа того времени - шведская шнява
Из всего этого напрашивается закономерный вывод, даже если не задумываясь опираться только на данные официальнойной истории, то по крайней мере ДО XIХ ВЕКА ШНЯВЫ ВЫПОЛНЯЛИ РОЛЬ ЛИНКОРОВ И ФРЕГАТОВ, так что зря не стоит о них так пренебрежительно...