Материализм, деньги и равноправие

Aug 01, 2023 09:38

Объективная и субъективная реальность

В реальности существует только материя. Всю совокупность материи мы будем называть объективной реальностью.

Что такое материя, доподлинно пока неизвестно, несмотря на все усилия физиков. Сейчас это видится так, что есть какие-то струны, браны, квантовые поля. Собственные колебания этих сущностей представляются нам как элементарные частицы. Из элементарных частиц слагаются атомы, молекулы. Масса атомов и молекул составляет вещество.

Между атомами и молекулами происходят различные взаимодействия. Некоторая совокупность сложных автокаталитических электрохимических процессов составляет то, что мы называем жизнью.

Раз возникнув, жизнь развивается по своим законам, т.к. вместе с нею возникают наследственность, изменчивость и отбор - другими словами, эволюция. В процессе эволюции возникают организмы; в (некоторых) организмах возникает нервная система; в процессе эволюции нервная система усложняется и возникает то, что мы называем сознанием.

Организм, обладающий сознанием, способен в нём строить модели окружающего мира. Так возникает субъективная реальность.

При дальнейшей эволюции сложность нервной системы может вырасти настолько, что возникает разум. Не вдаваясь в споры об определении разума, отметим его способность произвольно изменять субъективную реальность. В попытке дополнить модель окружающего мира разум способен придумать невидимые (не ощущаемые) элементы модели объективной реальности: духов, богов, элементарные частицы и квантовые поля.


Объективная, субъективная реальности и деньги

Причиной возникновения денег стала потребность во всеобщем эквиваленте, в особом товаре, через который которого можно выразить все стоимость любого другого товара.

Рассмотрим обращение денег в объективной и субъективной реальностях на примере производителя и покупателя простых товаров вроде хлеба, одежды и т.п.

В объективной реальности происходит что-то странное. В обмен на хлеб (который можно съесть) или на одежду (которая защитит от холода) продавец получает нечто металлическое, или бумажное (или еще какое-то), что он не может непосредственно употребить. Назвать подобный обмен эквивалентным нельзя никак.

В субъективной же реальности в обмен на хлеб или одежду продавец получает обещание того, что где-то когда-то от кого-то он сможет получить нечто, нужное ему. И это обещание выражено в виде денег.

Таким образом мы приходим к тому выводу, что деньги существуют только в субъективной реальности, а в объективной реальности денег не существует.

Другими словами можно сказать, что деньги целиком и полностью относятся к миру идеального, т.е. являются идеей. Идеей того, что продукт своего труда можно эквивалентно обменять на продукт чьего-то еще труда.

Тем не менее, нельзя не признать громадного влияния денег на объективную реальность. С помощью денег горы превращаются в ямы (как гора Высокая в Нижнем Тагиле), не говоря уже о том громадном количестве различных предметов, произведенных ради обладания деньгами. Не будет преувеличением сказать, что деньги являются ярчайшим примером, наглядно иллюстрирующим известную цитату:

«Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами".

Некоторые следствия идеальности денег

  • На самом деле (т.е. в объективной реальности) эквивалентный обмен невозможен. В объективной реальности хлеб не эквивалентен одежде, которая не эквивалентна обуви и так далее. Введение придуманного всеобщего эквивалента (денег) в качестве посредника не может изменить этот факт.
  • Все производные от денег не существуют в объективной реальности. Весь финансовый мир, акции, кредиты, фьючерсы, цены, стоимость и все остальное существует только в субъективной реальности (т.е. в воображении людей).
  • Все так называемые драгоценности (золото, серебро и другие благородные металлы), драгоценные камни и все такое прочее являются драгоценными так же исключительно в субъективной реальности.
Деньги и неравенство

Здесь под равенством мы понимаем равенство в экономическом смысле.

Деньги обладают рядом свойств, помимо эквивалентности всему: их легко копить, они не портятся со временем (мы сейчас пренебрегаем инфляцией), их легко передавать, они обезличены. Таким образом, в силу своих свойств, в любом обществе, в котором обращаются деньги, они со временем становятся главным или вовсе единственным мерилом богатства. Соответственно, целью экономической деятельности членов общества неизбежно становится накопление как можно большего количества денег. Если в до-денежную эпоху надо было есть, чтобы жить, то в обществе с деньгами уже надо достать денег, чтобы купить еду.

Стремление всех членов общества получить как можно больше денег не может завершиться равным распределением. Всегда кто-то будет успешнее других. Соответственно, в обществе с денежным обращением всегда будет экономическое неравенство, которое со временем будет только нарастать. Тот факт, что получить деньги можно нетрудовыми способами (например, получить по наследству), неравенство в обществе будет только усиливать.

Следовательно, наличие идеи денег в общественном сознании всегда ведет к неравенству.

Деньги, обмен и собственность

Выше отмечено, что причиной возникновения денег стала потребность во всеобщем эквиваленте, в особом товаре, через который можно выразить все другие стоимости.

Но зачем это было нужно? Очевидный ответ в том, что, по мере возникновения общественного разделения труда, люди нуждались в обмене излишков своего труда на продукты труда других людей.

Но почему стал возможен обмен? А было, что обменивать. Но этого недостаточно. Мало иметь продукт, который можно обменять, необходимо право на обмен этого продукта. И дать это право может только ощущение того, что этот продукт твой и ты можешь им распоряжаться. Другими словами, обменивать можно только тот продукт, на который у тебя есть право собственности. Например, право собственности на средства производства порождает право собственности на продукт производства.

Эта логика работает и в обратную сторону. Если у кого-то есть продукт, находящийся в собственности, то (в условиях общественного разделения труда) у него есть потребность в обмене этого продукта на другие, необходимые ему. Каковая потребность требует создания универсального всеобщего эквивалента, т.е. денег.

Деньги и равенство

Из сказанного выше очевидно, что по-настоящему равноправным и справедливым обществом может быть только общество, экономика которого свободна от денежного обращения. Отсутствие денег как таковых означает, что в такой экономике невозможен никакой обмен продуктами труда. Единственной альтернативой является поступление продуктов труда в общественные фонды с последующим распределением между потребителями.

Одним из важнейших условий построения такого общества и такой экономики заключается в повсеместном и абсолютном отказе от понятия какой бы то ни было собственности. Как было показано выше, общество, в общественном сознании которого присутствует идея собственности, испытывает сильное давление в сторону обмена, денег и, как внезапного итога, неравенства.

Революция в общественном сознании как условие построение равноправного общества

Примем, что существование равноправного общества возможно только в случае, когда у всех членов общества, с рождения, одинаковые возможности.

Добиться равных экономических возможностей возможно только в обществе, общественное сознание которого свободно от идей денег, обмена и собственности.

Следовательно, при построении общества равных возможностей необходимо устранить из общественного сознания ненужные в новом обществе идеи.

Но общественное сознание есть "сумма" частных субъективных реальностей. Следовательно, при построении равноправного общества надо как-то изжить идею собственности (и производные от неё идеи). Это и есть суть поистине революционного преобразования, которое предстоит выполнить гипотетическим строителям нового общества.

Фундаментальные условия построения равноправного общества

Важнейшим условием успешности построения общества нового типа видится в предельной честности его строителей и известной радикальности их позиции. Это означает, что

  • с самого начала должна быть обозначена цель отказа от собственности и денег;
  • движение к этой цели должно начаться немедленно по получении государственной власти;
  • эта цель не должна ни изменяться, ни откладываться "на потом".

Почему вышеизложенные условия настолько важны?

Если движение к отказу от собственности, обмена и денег не будет начато немедленно, либо таковая цель не будет объявлена открыто с самого начала, то с высокой долей вероятности социалистическое государство столкнется по крайней мере с одной из проблем:

  • неготовность большинства народа к подобной трансформации общественного сознания;
  • нежелание руководства проводить такую трансформацию.

Ведь, с высокой долей вероятности, отказ от собственности будет воспринят несознательными (т.е. не понимающими все опасности денег и собственности для равенства) гражданами как "закабаление", "ограбление" и т.д. и т.п. В то же время руководство будет испытывать сильный соблазн использовтаь свое положение для личного обогащения.

История СССР даает нам прекрасный пример того, как не изжитые понятия собственности, обмена и денег в конечном итоге привели к краху государство, изначально декларировавшее себя как равноправное общество.

Революционная ситуация в общественном сознании

Для всякой революции нужна революционная ситуация.

В общем случае революционную ситуацию можно определить как невозможность действовать в устоявшейся парадигме. Другими словами, революционная ситуация это всегда какой-то кризис.

Следовательно, к революционной ситуации, которая приведет к отказу от понятия собственности, может привести такой кризис общества, при котором индивидуум не сможет воспитать потомство; воспитание потомства может быть осуществлено только при условии добровольной добросовестной работы каждого индивидуума в интересах всего общества в целом. Общества же, в которых сохраняется высокая степень индивидуализма, обречены на гибель.

В известном смысле это откат в коммунизм первобытного общества.

Если при этом удастся сохранить багаж знаний, накопленный человечеством за свою историю, в объеме, достаточном для восстановления неизбежно деградирующего в условиях кризиса технологического и производственного уровня, то новое, переродившееся общество имеет шансы стать по-настоящему справедливым и равноправным.

Previous post
Up