Лонгйир (Longyearbyen)

Nov 22, 2019 17:00


Не знаю, зачем вам это знать, но это - самое северное поселение на Земле, где постоянно проживают люди. Всего 1305 км по прямой и вы на Северном Полюсе. Есть обитаемые места и еще севернее, но это либо метеостанции либо какие-то военные штуки.

Поселок такой прям, как я люблю. Суровый север, полярная романтика, все дела, за который любят Шпицберген.



bulbuliator.ru





belaruspartisan.by

Немного истории. Если мы видим, что где-то в жопе мира с суровым климатом есть поселок, то очевидно, что там когда-то нашли залежи чего-то. В нашем случае это был уголь. Один американец по фамилии (внезапно) Лонгйир в 1901 году приехал на Шпицберген в отпуск погреть пятки. И так ему там понравилось, что уже в 1903-06 гг. он с норвежскими друзьями наладил угольное производство, а в 1907 г. основал и одноименный поселок. Почти десять лет эта земля даже находилась в американской собственности, но в 1916 г. из-за финансовых проблем, вызванных Первой Мировой, ему пришлось продать производство и деревню норвежской государственной горнодобывающей компанией.

Суровость продолжалась тут всю дорогу. Аэропорт тут построили только в 1974 году. А до этого самолеты в течение 16 лет садились просто в замерзшей тундре. И до сих пор тут нет автомобильных дорог за пределами поселка. Зато ты можешь взять свою лодку или лыжи и ехать куда хочешь. До первого белого медведя.

Землетрясения, оползни, полное уничтожение всех построек в 1943 г., эпидемию испанки и несколько взрывов шахт пережил поселок. Но люди держались за эту землю и как-то выжили. И в этом ключевое отличие Лонгйира от почти всех экстремальных поселений, которые оказались в итоге заброшены.



By © Mateusz War. / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Сейчас горная отрасль еще жива, но не особенно активна. Работает только одна шахта. Но норвежцы в своей манере умеют перестраиваться под обстоятельства. Сейчас это место больше про туризм и самую разную научную и исследовательскую деятельность. Вот даже университет построили, хоть и несамостоятельный (см. фотку ниже). Там учится разным связанным с Арктикой наукам около 350 студентов. И, это дает нам, например, соотношение студентов и остального населения выше, чем в Оксфорде. Университет, разумеется, самый северный на Земле, как и почти все тут. Кстати, из-за белых медведей первый учебный день в году целиком посвящен тренировкам по стрельбе из ружья.



By Andrew Shiva / Wikipedia, CC BY-SA 4.0

Международный статус Шпицбергена и Лонгйира и сейчас не самый банальный. Существует такой Шпицбергенский трактат, он же Свальбардский договор, он же Парижский договор, по которому архипелаг считается территорией Норвегии, но граждане других стран - его подписантов (включая и Россию как преемника СССР) могут посещать острова в любое время без каких-либо виз. У России там даже целый «свой» поселок есть - Баренцбург. На этот я просто оставлю ссылку, сами почитайте, если интересно.

Впрочем, нынешнее норвежское правительство, мягко говоря, не в восторге от этого соглашения, потому что там было много и других интересных нюансов. Например, Шпицберген объявлен демилитаризованной зоной и это вызвало проблемы при формировании наземного сегмента спутниковых сетей GPS и Galileo, один из опорных пунктов планировался рядом с Лонгйиром.

Хотя с этими спутниками ситуация еще запутаннее, чем я тут вам запутал, потому что есть сеть из 50 спутниковых антенн SvalSat, которые замечательно работают и стоят в 5 км от Лонгйира... Проехали, короче.

Еще более необычная вещь - местные законы. Например, тут запрещены коты (хотя один пробрался - вот он, красавец):



Еще тут есть лимит на продажу алкоголя одному человеку в течение месяца (24 банки пива, 2 бутылки виски или полбутылки крепленого вина) и закон, обязывающий любого, покидающего поселение, носит с собой заряженное ружье для защиты от белых медведей.

Но самый интересный - тут нельзя умирать. Круто звучит? На самом деле речь о том, что поскольку здесь везде вечная мерзлота, то хоронить людей особо негде. Закон о запрете умирать в Лонгйире появился в 1950 году, когда местные случайно обнаружили, что трупы  погибших в эпидемии испанки в 1918 году даже не начали разлагаться. Соответственно, и вирус этого гриппа замечательно сохранился. Тела закопали обратно и с тех пор не доставали. В статье 2018 г. ученые предполагали, что вирус, уничтоживший 5% человечества в первой половине 20-го века, до сих пор должен чувствовать себя замечательно в вечной мерзлоте.

Что же это значит для живущих? Что всех, кому доктора ставят неутешительный прогноз, отправляют в Осло доживать остаток дней.

Такие дела.

Previous post Next post
Up