Зачем Путин дал денег Лукашенко?

Sep 15, 2020 12:59



На Лукашенко многие было махнули рукой, мол, это уже политический труп, а тут Путин вдруг дает ему денег. Зачем поддерживать того, кого никто не любит ни в соседней Белоруссии, ни у нас? Ведь тонущий политик и его может потянуть за собой на дно.

Действительно, факт встречи с Лукашенко и, тем более, новый заем означают, что Путин свой выбор сделал: он поддерживает Лукашенко. При обсуждении его мотивов следует иметь в виду, что любой выбор делается из имеющихся альтернатив. А какая альтернатива у Путина? Белорусская оппозиция? Он не знает этих людей, и у него нет никаких оснований ей доверять. Встав на ее сторону, он легко может в скором времени получить белорусский аналог Украины.

Помимо доверия важны рычаги влияния. Сейчас Путин для Лукашенко - это последняя возможность остаться у власти, и, помогая ему, Путин получает гарантированного союзника, который будет дружить просто потому, что дружить ему больше не с кем. Похожая история была с Эрдоганом, который после попытки переворота, стал лояльнее к нам.

Напротив, оппозиция, если ее поддержать, не будет связывать свой успех с Путиным. Она будет считать, что тот ее поддержал вынужденно, поскольку на ее стороне весь белорусский народ и все просвещенное человечество. С ними гораздо труднее будет о чем-либо договариваться, потому что, в отличие от Лукашенко, у них всегда будет альтернатива дружить не с нами, а нашими недругами. Кстати, у Лукашенко до сих пор тоже была такая альтернатива, и он ей пытался пользоваться, но последние события, фактически, не оставили ему выбора.

Итак, Путин поставил на Лукашенко, и поставил не только словом, но и делом - предоставив ему дополнительный кредит на 1.5 млрд. долларов. Какой в этом смысл?

Чтобы это понять, следует отталкиваться от того, что поддержка кого угодно - это общественное явление. Люди поддерживают тех, кого поддерживают другие, и, что еще важнее, чья поддержка будет расти в будущем.

Это согласуется с народной теоремой из теории игр: при прочих равных люди выбирают альтернативу, у которой есть, как минимум, перспектива стать выбором большинства. Почему противники Лукашенко вдруг получили такую народную поддержку? Помимо прочего, потому что люди вдруг увидели силу на стороне оппозиции. Здесь срабатывает выражение "кто имеет, тому дано будет". Люди встают на сторону оппозиции, потому что видят людей, которые уже на ее стороне. Когда численность этой группы растет, это стимулирует присоединяться к ней и других. А дальше уже происходят и качественные изменения. Чиновники и силовики, которым Лукашенко отдает приказы, наблюдая те же процессы, тоже могут задуматься, не перейти ли им на сторону протестующих, чтобы хоть как-то поучаствовать в выигрышах победивших.

Мотивы людей присоединиться к той или другой стороне очень похожи на то, что движет поведением спекулянтов на финансовых рынках. Истории биткойна или Теслы наглядно иллюстрируют огромный потенциал роста за счет самоисполняющихся ожиданий: люди покупают, потому что ожидают, что будут покупать другие, и все торопятся запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.

Такого рода рост можно остановить, если внушить толпе, что волна покупок закончилась и далее преобладающей стратегией будет продажа. Такие ожидания также нередко становятся самоисполняющимися, и за бурным ростом следует стремительное падение.

Встречаясь с Лукашенко и давая ему денег, Путин показывает, на чьей стороне сила. Теперь генералы, сомневающиеся, выполнять ли приказы диктатора, перестанут сомневаться, а простые люди уже будут менее уверены, что их выход на улицы окончится победой. Негативные ожидания в отношении перспектив оппозиции запускают процесс, делающий эти ожидания самоисполняющимися.

Таким образом, Путин не только сделал свой выбор из двух альтернатив, но и сделал так, чтобы его альтернатива победила. Возвращаясь к аналогиям с финансовыми рынками, нечто подобное он сделал для Газпрома в прошлом году, когда компания второй раз продавала казначейский пакет акций. Путин тогда заявил, что Газпром - сильно недооцененная компания. А дальше результат - казначейский пакет ушел по 220 руб. (см. сколько Газпром стоит сейчас) и дальше бумага еще подросла.

А можно сделать и наоборот. Когда-то критические замечания Путина в адрес Мечела привели к тому, что бумаги этой компании в одночасье сложились в несколько раз. Нечто подобное делается и сейчас, только в роли Мечела выступает белорусская оппозиция.

Мой Телеграм-канал

экономика истории, фондовый рынок, эволюционная теория игр, политическая экономика, революция

Previous post Next post
Up