Apr 23, 2016 01:37
Христианство, как об этом рассуждают социологи со снисхождением, а богословы с грустью, теперь не находится в центре общественных интересов. Неравнодушные люди из среды христиан призывают своих собратьев всячески участвовать в жизни мира, внося свет Христов во все его сферы. При этом конкретные формы участия христиан в общественной жизни нередко критикуются: либо за то, что погружение в мир оказывается чрезмерно глубоким, лишая этим христианских активистов их своеобразия, имеющего привлечь ко Христу мир; либо за равнодушие к миру, спокойно соглашающееся со вполне параллельным его существованием с Церковью. Действительно, призыв Христов, по сути, предполагает необходимость усидеть на двух стульях, а именно, пребывать одновременно в двух мирах, где один должен быть источником мироощущения, вдохновения и энергии, а другой - поприщем для деятельности. Здесь неизбежны различные акценты, так что один будет больше молиться, а другой - больше трудиться. Выполнение этого завета предполагает балансирование на лезвии бритвы, которое удавалось в истории крайне немногим.
Все-таки, когда думаешь об утере Церковью своего влияния в мире, невольно задумываешься о тех, кто этим влиянием обладает, о том, как и в чем выражается это влияние. Вспоминается рок семидесятых. Рок-музыка была на вершине своего успеха, но уже ко второй половине того десятилетия группы стали испытывать упадок вдохновения, чувствовать себя динозаврами и распадаться, уступая место каким-то новым культурным явлениям.
Когда говорят об утере христианством своего центрального места в мире, возникает вопрос, кому удалось занять и, главное, удержать таковое место на сколько-нибудь длительный срок. Всякое явление преходяще, по крайней мере, в плане своей актуальности и способности притягивать внимание основной массы людей. И печаль христиан об утрате христианством влияния в мире является, может быть, обратной стороной его ни с чем несравнимого мирского успеха. Церковь не от мира, но парадокс в том, что этот неотмирный институт оказался чемпионом по привлечению к себе внимания. И причину этого следует искать не столько в том, что Церковь приспосабливалась к миру, сколько в том, что, находясь в мире, она была иной, чем он.
христианство