Ни то, ни другое, полагаю.
Несколько соображений о текущем "контрнаступе" на юге Харьковской области на основе фактов из открытых источников.
Кто-то пытается усмотреть в текущем кризисе замысел российского командования, состоящий в том, чтобы заманить большие силы наступающих в огневой мешок, как под Херсоном, или, лучше, в котел с целью последующего уничтожения/окружения.
Но ведь кризис начался с того, что на прорыв пошли ДРГ и легко вооруженные высокомобильные группы, которые, обнаружив пустоты в российской обороне, двигались вглубь, по возможности, туда, где некому было оказывать сопротивление. Позднее же в эту пробитую брешь устремились серьезные силы, подготовленные для наступления.
Больше всего это похоже на предварительный поиск со стороны ВСУ подходящей точки для нанесения удара, и, когда она была найдена, удар был нанесен. Едва ли все детали этого наступления были заранее спланированы атакующими. Тем менее вероятным кажется, что ответные действия планировало российское командование.
Добавим к этому то, что для окружения наступающих частей ему бы понадобилось много пехоты, а ее, как всем известно, немного и она размазана тонким слоем на фронте в сотни километров. Да и вообще, большие красивые охваты, наподобие сталинградского, сейчас куда труднее осуществить, учитывая известные трудности в наше время с переброской войск в условиях секретности из одной точки в другую.
Измена тоже не выглядит правдоподобной. Подготовленные для атаки части ВСУ были разбросаны по разным местам на линии соприкосновения, и их командование, очевидно, само не знало, где у него состоится наступление. Обнаружили подходящую точку и всей массой туда навалились. Даже если прокрутить назад, что противопоставить потенциальному удару противника в неизвестном для тебя месте, когда полноценно закрыть все ты не можешь?
На этот счет, кстати, есть предсказания теории игр. Одно из них в том, что в условиях такой неопределенности эффективнее всего наносить удар в том месте, о котором ты и сам заранее не знаешь. Именно это, по всей видимости, здесь и произошло.
Для обороняющихся в этой ситуации было бы лучше всего нанести удары в основания образовавшегося клина с целью окружения наступающей группировки, но, как уже сказано, на это у них вряд ли найдутся достаточные силы.
Но ограниченные силы - это и проблема наступающих, поэтому при самом лучшем для них развитии событий едва ли здесь их ждет решительный успех, поскольку, опять же, полноценно развить его будет попросту некому.
В общем, небольшие относительно размеров воюющих государств силы маневрируют на широком пространстве, что и определяет характер этого военного противостояния. Кстати, этим же частично и объясняется его обозначение как "спецоперации".
Мой Телеграм-канал