Миниликбез по IP телефонии. Часть 4 (Quality of Service, QoS)

Dec 13, 2010 14:38


Продолжаем миниликбез по IP телефонии для начинающих. На вопросы отвечает ведущий блога - Александр Скуснов, директор по методической работе ГК «ИМАГ».



8. Что такое QoS и насколько важна его поддержка для VoIP-оборудования? Может ли особенность сети (услуг провайдера) повлиять на применение QoS устройством?

QoS у провайдеров - важнейшая и сложнейшая проблема, не решенная до сих пор и серьезно препятствующая проникновению VoIP в корпоративный сектор.

В двух словах QoS (Quality of Service - качество обслуживания) - это механизм, который в переполненной трафиком сети обеспечивает приоритет прохождения голосового трафика. Это нужно для того, чтобы не зависимо от текущей загруженности локальной сетки, абоненты гарантированно хорошо слышали друг-друга.

Мне очень нравится такая аналогия - использование QoS равносильно мигалке, которую чиновники ставят на свои крутые мерседесы и получают приоритет на дорогах перед другими автолюбителями. Благодаря такой «мигалке» все голосовые пакеты от абонента к абоненту передаются с минимальными задержками, независимо от любых «дорожных пробок».

Использование QoS в корпоративной сети означает в первую очередь хорошее качество связи. Поэтому поддержка QoS в оборудовании принципиально важна.
Теперь почему QoS у провайдеров препятствует проникновению IP телефонии.
Проблема вот в чем. У себя в локальной сети любая компания может реализовать механизмы  QoS. Но как только голосовой трафик выходит наружу (за пределы корпоративной ЛВС), то обеспечить его нормальное прохождение может только провайдер.
Поддержка QoS у вашего провайдера - проблема решаемая, т.к. с провайдером компания может договориться и тот QoS обеспечит. И все будет хорошо, пока голосовой трафик ходит ТОЛЬКО внутри сети СВОЕГО провайдера.

Но увы. СВОЙ провайдер не покрывает всю страну и весь мир. Когда мы звоним по VoIP в другой город или страну наш звонок может идти по сетям трех и более провайдеров. И вот тут и есть самая большая проблема! Как только трафик попадет от ВАШЕГО провайдера к ЧУЖОМУ, поддержку QoS там никто гарантировать не может.
Почему? Потому-что между нашими провайдерами и операторами нет взаимных соглашений о реализации QoS.

Теперь ставим себя на место крупной компании, работающей по всей России. Она переходит с традиционной аналоговой телефонии на современную технологию VoIP и ... качество связи вдруг становится ужасным!? И тут компания понимает, что для обеспечения качества хотя бы на уровне традиционной телефонии, нужно затратить еще массу денег и потратить массу нервов, чтобы со всеми договориться... В этом и есть сегодня одна из основных причин, по которой компании неохотно переходят на VoIP.

Замечу, что в традиционной телефонии, никаких похожих проблем в принципе нет. Куда ты не позвонишь (внутри страны или за границу) - качество связи ГАРАНТИРОВАНО.

Но это все в теории.
На практике все не так плохо, как может показаться.

Практика, в том числе и нашей компании показывает - если локальная сеть компании не перегружена и Интернет-канал довольно широкий, то без  QoS вполне можно обходиться. Точно также без QoS звонки (например, через SIP шлюз) в большинстве случаев с вполне приемлемым качеством идут через публичный Интернет. Без QoS работают очень и очень многие компании.

Поддержка  QoS сегодня критична в первую очередь там, где активно используют видеосвязь и видеоконференции (т.к. видеотрафик намного больше голосового).

9.Каких настроек сети, выполняемых пользователем, могут потребовать VoIP-шлюзы и телефоны? Могут ли возникнуть сложности на этом этапе и в каких случаях?

Настроек немного, все они доступны на сайтах операторов IP-телефонии. Из обязательных настроек нужно задавать: адрес SIP-сервера, ваш логин и пароль.

Пример настроек для sipnet.ru

Пример настроек популярного зарубежного сервиса VoipDiscount

Все сообщения с меткой: Миниликбез по IP телефонии

quality of service, voip, Миниликбез по IP телефонии, IP телефония, qos, Александр Скуснов, sip, провайдер

Previous post Next post
Up