Михаил Лифшиц: В Сколково скапливается достаточно яркий кадровый потенциал.

Dec 12, 2011 20:06


Директор по развитию высокотехнологичных активов «Реновы» МИХАИЛ ЛИФШИЦ рассказал корреспонденту РБК daily ПЕТРУ САПОЖНИКОВУ о том, как группа выстраивает свои взаимоотношения с инноградом Сколково.

- Будущее иннограда Сколково и других российских институтов развития - каким вы его видите?

- Сколково - это место, где должны быть инновационные бизнесы, которые либо появляются из публики, либо выпадают из крупных компаний. В силу того что «Ренова» достаточно активна в высокотехнологичных отраслях и работают в «Ренове» около 100 тыс. человек, то хочется, чтобы оттуда тоже что-то появлялось. Вот это «что-то» мы пытаемся выпестовывать. И инновационные проекты у нас постепенно появляются.

- Каким образом будет идти этот поток? Мне кажется, самая большая проблема инновационного бизнеса в России в том, что он не востребован.

- Самая большая проблема - это ваша формулировка «инновационный бизнес в России». Бизнес инноваций как таковой уже давным-давно стал глобальным. Поэтому не надо говорить «в России». Это первое заблуждение. Второе заблуждение. Когда мы говорим про то, что рынка нет, - это не совсем верно. Инноваций мало. Я слышу часто тезис о том, что крупный бизнес не заинтересован в инновациях. Надо спрашивать крупный бизнес, в каких инновациях он заинтересован. И тогда, наверное, можно будет о чем-то толковать. На конференции, устроенной «Роснано», я сказал: «Слушайте, товарищи инноваторы, если ко мне кто-нибудь придет с турбинной лопаткой, которая будет работать при температуре 1600 градусов, то я вас жду с нетерпением». Никто не пришел до сих пор.

Я же не прошу разработать лопатку на 5000 градусов, потому что знаю, что это чушь. А 1600 градусов - это не чушь, а инновация. И людей, которые ходят и рассказывают про что-то там жаропрочное, их очень много, поверьте мне. Они тут у нас в «Ренове» все были. Так вот, очень многие из них приходят с тем, что они придумали в 1976 году, и они по сей день уверены, что они впереди планеты всей. Это не инновации. Это ошибка. Вот с этим надо определяться, что не всякий новатор инновационен.

Я общаюсь с многими крупными бизнесами (и с нефтяными, и с энергетическими), и мы дружим с институтами. В Бауманском я бываю часто и часто встречаюсь с Анатолием Александровичем (Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана. - РБК daily), и я вижу, какой потенциал там есть. Мы, как крупный бизнес, и готовы, и толкаем людей. В том же Бауманском есть инновационные разработки в области сварки, и мы на УТЗ экспериментируем в части повышения характеристик сварных швов на корпусах турбин. Уральский турбинный завод посетили представители кафедры сварки МГТУ им. Баумана. Полученные рекомендации завод планирует в скором времени воплотить, например, подключить все сварочные посты к единой информационной сети.

Задача Сколково - дать инструментарий для предприятий, вузов, научно-исследовательских институтов, чтобы было понятно, что в смежных отраслях делается. Но инноваций, повторюсь, немного. Их и в мире немного. И когда мы что-то находим интересное, мы стараемся это развивать, внедрять какие-то основы проджект-менеджмента, в том числе и в Сколково.

Из десяти стартапов девять падают не потому, что научная идея плохая, а потому, что проджект-менеджмента нет. Наши разработчики в науке понимают, а в управлении не очень. Вот эту компетенцию тоже в Сколково можно найти и правильным образом применить. Но даже успешные стартапы зачастую не инновационные, они скорее более технологичные и делают продукты, которые имеют право на жизнь. И они приходят, развиваются, дальше растут. Но реально прорывных вещей действительно немного. Несколько таких проектов у нас есть, хочется верить, что они получатся.

- То есть для «Реновы» Сколково - это площадка для реализации конкретных проектов, необходимых для развития собственного бизнеса?

- Вот мы планируем в Сколково что-то делать свое. Опять-таки не потому, что налоговые льготы, тем более что как крупный бизнес мы их не имеем. Тут другое: существует дикий кадровый голод именно в высокотехнологичных отраслях, а в Сколково скапливается достаточно яркий кадровый потенциал, он уже есть. Порядка 200 компаний уже зарегистрировано. Не берусь оценивать перспективность каждого отдельно взятого проекта. Но учитывая, что в каждом стартапе работают порядка 30 человек, получается 6 тыс. человек. Где ты их возьмешь в одном месте - 6 тыс. человек, у которых светятся глаза и чешутся руки?

Текст. rbcdaily.ru

Сколково, Михаил Лифшиц, Роснано, Ренова

Previous post Next post
Up