СИСТЕМА БАЗОВЫХ СЕНСО-МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ РЕБЁНКА

Feb 18, 2014 17:59

Написали, в первом приближении, перечень опорных сенсорных и двигательных функций человека.

Если эти функции у ребёнка простроены, у него есть полноценная основа развития.

Если часть функций не простроена - это отразится в его поведении в той или иной форме.

Для меня этот перечень - содержание для разработки методик формирования функций. Процесс создания методик уже идёт. Желающие их читать и реализовывать со своими детьми - присоединяйтесь.

К материалу объемная вводная. Кому тема интересна - рекомендую читать внимательно.

Вот.
:-)

------------------------------

Маленький ребёнок мало знает про возможности собственного тела. У него есть руки, ноги, глаза, язык, уши. Но он не чувствует всего этого и не умеет этим управлять.
Другими словами, в его мозгу и нервной системе НЕ ПРОПИСАНА СХЕМА ТЕЛА.

У новорождённого ребёнка в схеме тела только то, что он действительно ощущает - глаза, язык, рот и область вокруг рта. Этого ему достаточно, чтобы находить грудь и есть. В дополнение он ощущает пищеварительный тракт и анальное отверстие - тоже по понятным причинам.

Ребёнок может двигать руками, ногами, головой, но делает это непроизвольно. Движения есть, но они имеют случайный "поисковый" характер. Это сильный механизм развития, заложенный в человека генетически. Создавая такие "случайные движения" нервная система ищет возможности новых ощущений и, через них - возможности освоения тела.

Когда в непроизвольных движениях ребёнок сталкивается с чем-то - он получает опыт ощущений. Туда, где появились ощущения, он обращает внимание и пробует повторить опыт. Так, например, он махнул рукой и задел погремушку: почувствовал касание и услышал звук - машет рукой пытаясь это повторить.

Через опыт ощущений у человека запускаются сенсорные и моторные функции:
Почувствовал пальцы - пробует их сжимать и разжимать
Упёрся во что-нибудь ногой - пробует делать опорные движения
Увидел, как мама перед ним строит рожицы - пытается "зеркалить" - делать то же самое.

Через сенсорные функции, моторные функции и их связность у человека развивается вся остальная система функций:
- Освоил управление глазами (фокусировку, удержание, слежение) - может воспринимать окружающий  мир;
- Освоил чувство рук и управление руками - может есть ложкой, рисовать, писать;
- Освоил управление языком - может осваивать речь.
- Освоил чувство ног и управление ногами, связал их управлением тазом и спиной - может ходить, бегать, прыгать.

РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПОЛУЧИТЬ ОПЫТ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ФУНКЦИЙ. Технически это довольно просто:
- Чтобы ребёнок получил опыт ощущения поверхности тела - надо аккуратно растирать ему кожу на лице, руках, ногах, спине...
- Чтобы освоил суставы рук и ног - нужно двигать руки  ноги в этих суставах и, при этом, слегка надавливать на суставы.
- Чтобы научился управлять мышцами - нужно фиксировать его в позах, в которых он будет вынужден разные мышцы найти и задействовать.
- Чтобы освоил слуховой аппарат - нужно с ним разговаривать, петь, кричать, подражать крикам животных.

РЕБЁНОК ОСВАИВАЕТ СВОИ ФУНКЦИИ САМ - СО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ТЕМПОМ.
На один и тот же сенсорный и двигательный опыт разные дети среагируют по разному.
Каждый возьмёт то, что ему нужно.
Поэтому, в частности, НЕ ВЕРНО, ЧТО КАЖДЫЙ РЕБЁНОК «ДОЛЖЕН» К ТАКОМУ-ТО ВОЗРАСТУ ЧТО-ТО УМЕТЬ.
Все разные и у каждого свои особенности.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО НЕ УЧИТЬ ДЕТЕЙ, А ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ РАЗВИВАТЬСЯ.
Особенно это важно на первом году жизни. Система сенсо-моторных функций у детей развивается за 5-6 лет. Давая ребёнку новый опыт, родители на учат его какой-то функции, а помогают запускать функции. Как эти функции будут дальше развиваться - ребёнок решит сам - он лучше всех себя чувствует.

ПОМОГАЯ РЕБЁНКУ РАЗВИВАТЬСЯ, НАДО ЕГО ЛЮБИТЬ, СЛУШАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ
Тогда всё получится :-)

Ниже описана система базовых сенсорных и моторных функций, которые важно освоить человеку. Функции разделены на 2 группы:
- функции отдельных органов и систем (например - функции глаз)
- Функции связности

Как я уже писал, для всех функций буду постепенно собирать методики создания пускового опыта.

----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------

БАЗОВЫЕ СЕНСО-МОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, НУЖНЫЕ ЧЕЛОВЕКУ

ФУНКЦИИ ГЛАЗ
1. Фокусировать зрение и удерживать фокус в ближней зоне.
2. Фокусировать и удерживать зрение во всём пространстве зрения (180-250 градусов по горизонтали, 150-1170 градусов по вертикали).
3. Следить за подвижным объектом во всём пространстве зрения.
4. Повторно находить объект при потере фокуса на него.
5. Различать зрительные образы.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА, РТА И РОТОВОЙ ЗОНЫ
1. Чувствовать губы и весь носогубный треугольник (поверхность, мышцы, костная структура)
2. Чувствовать язык
3. Чувствовать дёсны и загубные карманы
4. Связно чувствовать язык, губы и ротовую полость
5. Чувствовать щёки
6. Управлять губами
7. Управлять языком
8. Активно действовать губами, языком, щеками и челюстью

ФУНКЦИИ ЛИЦА
1. Чувствовать поверхность кожи на всём лице:
- лоб;
- надбровные дуги;
- брови;
- область вокруг глаз;
- веки;
- щёки;
- скулы верхней и нижней челюсти;
- нос и носовая область;
- губы;
- нижняя челюсть;
- подбородок;
- подъязычная зона;
- межбровная зона над носом.
2. Чувствовать мышцы лица
3. Чувствовать костную структуру лица
4. Управлять и активно действовать мышцами лица (строить рожицы и т.п.)

ФУНКЦИИ УШЕЙ
1. чувствовать поверхность ушей (раковина, мочки) и их окружения.
2. чувствовать звук в близкой зоне ушей (в связке чувством поверхности ушей).
3. чувствовать звук во всём пространстве восприятия.
4. чувствовать звук в разных спектрах.
5. различать звуковые образы (голоса родителей, речь, песни).

ФУНКЦИИ НОСА
1. Чувствовать нос и его окружение (кончик, крылья, носовой хрящ, носовая кость, вся зона вокруг носа).
2. Чувствовать и распознавать разные запахи (характерные запахи родителей, материнского молока, жилого пространства и т.п.)

ФУНКЦИИ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
1. Чувствовать поверхность челюсти (кожу).
2. Чувствовать костную структур челюсти.
3. Чувствовать мышечную структуру челюсти.
4. Чувствовать пространство действия челюсти.
5. Управлять и активно действовать челюстью в её пространстве действия.

ФУНКЦИИ ГОЛОВЫ В ЦЕЛОМ
1. Чувствовать всю поверхность головы.
2. Чувствовать структуру черепа.
3. Чувствовать возможное пространство перемещения головы.
4. Чувствовать мышцы шеи и плечевого пояса, управляющие перемещением головы.
5. Управлять головой в пространстве действия головы верхний позвонок.

ФУНКЦИИ ШЕИ И ВОРОТНИКОВОГО ПРОСТРАНСТВА
1. Чувствовать поверхность шеи и воротниковой зоны (кожа):
- передняя шейная зона и нижняя поверхность челюсти;
- задняя шейная зона;
- воротниковая зона.
2. Чувствовать мышцы шеи и воротниковой зоны
3. Чувствовать позвоночник в шейной области и его сопряжение с черепом.
4. Чувствовать пространство управления головой на шее
5. Управлять и активно действовать головой в её пространстве действия на шее

ФУНКЦИИ РУК
1. Чувствовать всю поверхность рук от кончиков пальцев до плеч
2. Чувствовать все кости
3. Чувствовать все суставы
4. Чувствовать все степени свободы в суставах (сгибание-разгибание, повороты (ротацию))
5. Чувствовать все мышцы и сухожилия
6. Управлять всеми мышцами и сухожилиями
- активировать;
- удерживать;
- расслаблять.
7. Управлять руками во всех суставах по всем степеням свободы
8. Чувствовать пространство действия рук
9. Чувствовать руки во всём пространстве действия
10. Управлять руками и активно действовать руками в пространстве действия рук
11. Каждой рукой чувствовать другую
12. Чувствовать руки как целое и управлять руками совместно
13. Чувствовать поверхности и среды на ощупь разными частями руки:
- пальцами;
- ладонью;
- тыльной стороной ладони;
- запястьем;
- локтями;
- плечами.
14. Чувствовать руками поверхность доступного тела:
- глаза;
- рот;
- лицо;
- голова;
- шея;
- плечи;
- грудь;
- бока и спина.
15. Управлять руками при действии по поверхности тела
16. Хватать и удерживать руками что-либо во всем пространстве действия рук (каждой рукой в отдельности и двумя руками совместно)
17. Цеплять и удерживать руками что-либо в пространстве рук.:
- в пальцах;
- в кистях;
- в запястьях;
- в локтях.
18. Чувствовать и применять разные формы удержания кистями и пальцами:
- Цепляние рукой и отдельными пальцами
- Хватание рукой и отдельными пальцами
- Удержание "кисточкой" и т.п.
19. Чувствовать форму твёрдых объектов и выстраивать пальцы по форме
20. Чувствовать упор на руки в разных точках по разным направлениям
21. Упираться руками в разные направления:
- прямой упор;
- боковой упор (сводить / разводить);
- упор руками в себя;
- упор разных рук друг в друга.

ФУНКЦИИ НОГ
1. Чувствовать всю поверхность ног от кончиков пальцев до таза
2. Чувствовать все кости
3. Чувствовать все суставы
4. Чувствовать все степени свободы в суставах (сгибание-разгибание, ротацию)
5. Чувствовать все мышцы и сухожилия
6. Управлять всеми мышцами и сухожилиями:
- активировать;
- удерживать;
- расслаблять.
7. Управлять ногами во всех суставах по всем степеням свободы
8. Чувствовать пространство действия ног
9. Чувствовать ноги во всём пространстве действия
10. Управлять ногами и действовать ногами в пространстве действия ног
11. Чувствовать ногами друг друга
12. Управлять ногами совместно
13. Управлять ногами раздельно
14. Чувствовать упор на ноги с разных направлений в пространстве действия ног
15. Упираться ногами в разные направлениях в пространстве действия ног:
- прямые упоры;
- обратные упоры.
16. Цеплять пальцами ног - на сгибание и разгибание
17. Двумя ногами совместно хватать и удерживать.

ФУНКЦИИ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА
1. Чувствовать поверхность кожи в плечевом поясе.
2. Чувствовать мышцы в плечевом поясе.
3. Чувствовать кости в плечевом поясе.
- позвонки;
- лопатки;
- ключицы.
4. Чувствовать суставы в плечевом поясе.
5. Чувствовать степени свободы и возможности движения в каждом составе плечевого пояса (сгибание/разгибание, вращение (ротация).
6. Управлять всеми мышцами в плечевом поясе.
7. Чувствовать пространство действия в плечевом поясе.
8. Действовать плечевым поясом во всём его пространстве действия по отношению к голове и оси тела.
9. Чувствовать опору плечевым поясом и опираться плечевым поясом.

ФУНКЦИИ ГРУДИ, ЖИВОТА, БОКОВ
1. Чувствовать поверхность тела на груди, животе, боках.
2. Чувствовать мышцы на груди, животе, боках.
3. Чувствовать кости грудной клетки (рёбра).
4. Чувствовать место перехода от грудной клетки к животу...
5. Чувствовать внутреннее пространство живота.
6. Чувствовать пупок.
7. Чувствовать дыхание - напряжение грудной клетки.
8. Чувствовать щекотку.

ФУНКЦИИ СПИНЫ
1. Чувствовать поверхность тела на спине
2. Чувствовать кости на спине:
- Позвоночник
- Лопатки
- Рёбра
3. Чувствовать мышцы спины
4. Чувствовать переход от рёбер к мягкой зоне спины и мягкую зону спины.
5. Чувствовать пространство действия спины:
- сгибание / разгибание на разных уровнях позвоночника и в разные стороны (вперёд, назад, вправо, влево, в разные углы по всему пространству действия спины);
- повороты относительно оси спины (позвоночника).
6. Управлять действием в пространстве спины и туловища.
- повороты;
- прогиб в спине;
- прогиб в животе;
- перекатывание;
- повороты с упором на тазовую область.

ФУНКЦИИ ТАЗОВОЙ ОБЛАСТИ
1. Чувствовать поверхность кожи в тазовом поясе:
- паховая область;
- попа;
- бока.
2. Чувствовать гениталии.
3. Чувствовать анальное отверстие и его окрестность.
4. Чувствовать мышцы в тазовом поясе.
5. Чувствовать кости в тазовом поясе.
6. Чувствовать суставы в тазовом поясе.
7. Чувствовать степени свободы и возможности движения в каждом составе тазового пояса (сгибание-разгибание, ротацию).
8. Управлять всеми мышцами в тазовом поясе.
9. Чувствовать пространство действия в тазовом поясе.
10. Действовать тазовым поясом во всём его пространстве действия по отношению к голове и оси тела.
11. Чувствовать опору тазовым поясом на поверхности и опираться тазовым поясом:
- передняя опора;
- задняя опора;
- боковые опоры.

ОБЩИЕ ФУНКЦИИ ОСИ ТЕЛА
1. Чувствовать основную ось тела
2. Чувствовать возможности поворотов тела относительно оси:
- вдоль оси тела;
- поперёк оси тела и под разными углами к оси;
- в разных плоскостях.
3. Чувствовать сгибание / разгибание по оси тела в разных плоскостях
4. Чувствовать вспомогательные оси тела:
- ось зрения;
- ось языка;
- оси рук;
- оси ног;
- ось плечевого пояса;
- ось тазового пояса.

ОБЩИЕ ФУНКЦИИ ОСЯЗАНИЯ (ПО ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА)
1. Чувствовать воздушную (газообразную) среду и её свойства:
- поток;
- температура и т.п.
2. Чувствовать жидкие среды и их свойства:
- поток;
- температура;
- однородность;
- вязкость;
- липкость и т.п.
3. Чувствовать сыпучие среды и их свойства:
- дисперсность;
- однородность;
- поток.
4. Чувствовать аморфные и пластичные среды (пластилин, глина) и их свойства.
5. Чувствовать твёрдые объекты и их свойства
- форма;
- фактура;
- мягкость / твёрдость;
- упругость;
- пластичность.

ФУНКЦИИ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА
1. Чувствовать ориентацию относительно оси гравитации.
2. Чувствовать линейные ускорения.
3. Чувствовать вращение и изменение вращения.

---------------------------------
Здесь перечислены функции отдельных органов и систем.
Функции связности опубликую отдельным постом.
Previous post Next post
Up